Программа как выполнение концепции литературного образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





















САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ»

СЛУШАТЕЛЯ ГРУППЫ РБ-14

НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«ФИЛОЛОГИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

Сидоровой Елены Васильевны




















СИМФЕРОПОЛЬ-2015


















ПРОГРАММА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИ
































КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные положения.

Настоящая концепция литературного образования исходит из положений Концепции общего среднего образования Комиссии Отделения Литературы и Языка РАН и строится на основе воспитательных и образовательных принципов, принятых в названной Концепции, а именно: определяющего значения духовных и эстетических начал в школьном образовании; безусловного приоритета воспитывающего обучения; непременной ведущей роли в формировании личности школьника национального и гражданско-патриотического самосознания, опирающихся на принцип духовности.

Школьное преподавание литературы в настоящее время, как правило, «совмещают» несомненно, плодотворные принципы, опирающиеся на достижения отечественной филологии и педагогических наук, реальную практику, в которой все еще сильно сказываются односторонние, ущербные установки и предписания, навязывающиеся школе. Лишь немногим учителям-энтузиастам удается вполне использовать в практической работе богатый потенциал науки о литературе и действительные ценности отечественной методики ее преподавания.

В практике общеобразовательной школе нередко отсутствуют важнейшие звенья грамотного отношения к предмету «литература». Азбучные истины, существенные понятия, без которых ее изучение не может быть осмысленным, остаются, как правило, за пределами представлений, получаемых учениками. Таковы, например, понятия об искусстве, художественном образе, художественном мире произведения, о духовности, пафосе и т.д.

Достижения литературоведения (новые теоретические труды и исследования по истории русской литературы и т.д.) до сих пор не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на уровень школьного преподавания литературы: как правило, они не доходят до школы, а будучи восприняты - нередко искажаются и примитивизируются. Школьные пособия и учебники далеко не всегда получают квалифицированную оценку со стороны научного содержания, что чрезвычайно снижает их уровень. Язык этих учебников и пособий оставляет желать лучшего. Разрыв между достижениями науки и практикой ее преподавания в школе продолжает увеличиваться.

Основные цели школьного изучения литературы ныне толкуются неоднозначно. «Научный подход» к предмету зачастую подавляет воспитательные задачи, которые призван решить учитель-словесник. Недостаточная профессиональная подготовка значительного числа учителей нередко изучает грамотное уразумение литературы: школа обеспечивает лишь первоначальное представление о ней, не научая грамотному художественно-эстетическому чтению художественных произведений, умение отличать подлинную литературу от подделок и эрзацев.

Такое положение требует целенаправленных изменений в системе литературного образования, опирающихся на богатое духовное наследие прошлого, на потенциал принципов, убеждений и критериев и широкого синтезированного общественно-художественного опыта, без чего освоение литературы в школе не может подняться на уровень осмысленного и плодотворного восприятия. В сявзи с этим настоящая концепция устанавливает направление необходимых изменений в преподавании литературы.

Предмет «литература». Его значение и место в школьном образовании.

1. Литература, искусство слова, рассматривается как самоценное явление, концентрированное выражение духовно-эстетического опыта народа. Подлинно совершенное произведение литературы представляет непреходящую художественную ценногсть. Художественные ценности понимаются, как вечные, несводимые к утилитарно-практическому и утилитарно-историческому смыслам. Это не исключает, напротив, требует, осмысления их значения и роли в истории народа и человечества, что само по себе служит воспитанию личности учащихся.

Литература приобщает учащихся к целостному восприятию действительности и через художественное освоение ее социальных явлений служит сближению личности и общества, дает возможность каждому переживать весь мир, как свой, всесторонне расширяет жизненный, исторический, художественно-эстетический и гуманитарный опыт.

2. Предмет «литература» является основой для формирования языковой личности, для развития у учащихся чувства родного языка. Первопринципом изучения литературы выступает духовно-эстетическое, нравственное отношение к слову.

Чувство слова формируется в школе при изучении произведений отечественной классики; лишь с опорой на них может быть достигнуто истинно глубокое художественное воздействие национальной классики; «строительный материал», слова, имеют первозданную полноту смысла, ибо они для носителей языка «на вкус, на взгляд, на запах - родные». (А.Н. Толстой).

Литература во многих отношениях определяет характер освоения родного языка. Изучение русского языка не сводится к орфографии и пунктуации, но направляется на филологию («словолюбие») в собственном смысле этого слова. В программу изучения отечественного языка в средней школе привносятся элементы историзма, без чего немыслимо научить «чувствовать слово», осознавать словесно-образную ткань литературного произведения.

3. Коренной смысл изучения литературы - в направлении духовных и умственных сил человека на приобщение к зримой, вещественно-ощутимой красоте мира и духовной красоте; в воспитании чувства благоговения и восхищения перед жизнью, природой, перед человеческим в человеке; в формировании любви к ближнему, к семье, к своему Отечеству и одновременно в утверждении негативного отношения к антиэстетизму и бездуховности в мире. Произведение художественной литературы выступает не только в роли «малой Вселенной», но и в роли «малой Истории» - истории, как бы обретшей свое идеальное завершение в бесконечности необратимого времени.

4. Литература, как социальный феномен (и, прежде всего, отечественная) содействует становлению гражданского и национального самосознания, патриотического сознания учащегося; утверждает в нем чувство родного языка, родной природы, родной истории. Учитывая, «факт нашего относительного невежества во всем, что касается России» (К.Д. Ушинский), изучение отечественной литературы на всех ступенях школьного обучения признается приоритетным. Одновременно следует считать необходимым изучение шедевров мировой литературы, а также знакомство учащихся с выдающимися по своей духовной значимости литературными явлениями современности («современная классика»).

Основные цели и задачи школьного изучения литературы.

1. Основными целями изучения литературы являются:

а) ознакомление с предусмотренными программой средней школы художественными произведениями русской и мировой классики. Осознание этих текстов включает: освоение их событийно-тематического содержания, умение чувствовать и понимать словесно-образную ткань произведения; способность осознавать (в степени, соответствующей жизненному опыту учащихся) идейно-художественный, социально-исторический и духовно-эстетический смысл произведения в целом;

б) формирование элементарных представлений о «языке литературы»; освоение минимума элементарных литературоведческих понятий;

в) воспитание основ духовно-эстетического восприятия произведений литературы, чувства слова в художественном тексте;

г) обучение художественно-эстетическому прочтению художественных произведений; первоначальная подготовка учащихся к самостоятельному духовно-эстетическому осмыслению художественного текста с опорой на сформировавшуюся культуру чувств;

д) утверждение начал эстетической культуры учащихся, воспитание основ «чувства формы», в том числе «национальной формы» в литературе;

е) воспитание чувства красоты, духовности, чувства любви к России, формированию начальных способностей самостоятельно противостоять духовной всеядности, идейной беспринципности, гражданскому безразличию и эстетическому равнодушию.

2. Насущной задачей современного преподавания литературы в школе является первоначальное осмысление исторических корней, народных идеалов, обращение взоров на положительные, идеальные образы литературы, прежде всего русской классики, воспитание любви к отечественной словесности, выявление ее духовно-нравственных идеалов и их последовательного развития во времени; содействие выработке жизнеутверждающего мировоззрения, основанного на началах духовности.

3. Школьное изучение литературы должно обеспечить минимумом стихотворных и прозаических текстов классики, заучиваемых наизусть.

Программы по литературе формируются, исходя из следующих принципов:

1. В программу включаются произведения) представляющие непреходящую духовно-эстетическую и художественную ценность (классика); отвечающие целям и задачам общеобразовательной школы; в) соответствующие духовным традициям национального воспитания.

2. В школьный курс литературы включаются прежде всего художественные произведения отечественной литературы, составляющий духовный потенциал нации. Знакомство с шедеврами мировой классики происходит по преимуществу как постоянное (исторически соответствующее!) дополнение к основному курсу и его последующее расширение.

3. Произведение для школьной программы отбираются с учетом художественных критериев, привлекательности для читателей юного возраста, а также их значения для духовного, нравственного и общекультурного становления личности.

4. Школьные программы должны быть сориентированы на творчество писателей-классиков, «безусловно определяющих уровень литературы своего времени», писателей, через которых «выражается в то то или иное время всякая духовная идея», отражающаяся в особой эстетике, «отыскивающая свое место среди добытых уже ценностей».

При составлении новых программ следует отвести место творчеству классиков, недооцененных или все-таки недостаточно представленных в предшествующих вариантах программ, но имеющих особо важное значение для формирования национального самосознания, для овладения «духом» отечественной культуры и становления личности школьника, именно таких, как В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.В.Кольцов, А.К.Толстой, Н.С.Лесков, А.Н.Майков, Г.И.Успенский и т.д.

Имея в виду XX век, важно шире представить Серебряный век русской поэзии, а также прозу А. Ремизова, В. Зайцева, И. Шмелева, М. Булгакова и др., наиболее ярких и замечательных писателей русского зарубежья.

5. В программу по литературе включаются в первую очередь художественные произведения, наиболее полно передающие духовно-эстетические социально-исторические и нравственные идеалы.

6. В программу по литературе входят - как обязательная составная часть ее - сочинения классиков русской критики, дающие возможность усовершенствовать владение словом и умением убеждать (К. и И. Аксаковы, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.Н. Майков, Ап. А. Григорьев, В.П. Боткин, Н.Н. Страхов, А.В. Дружинин и др.).




Рабочая программа по литературе для 11 класса

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).

Задачи литературного образования на этом этапе изучения предмета связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести следующее:


  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-теоретических возможностей, не только накопление читательского опыта, но и самореализацию в деятельной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:


  • дальнейшее владение техникой грамотного и осмысленного чтения и умения выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях с эпохой создания и бытования;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю и вступать в диалог с автором;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее;

  • умение грамотно строить монологические выступления различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:

1.»Обращение к трагической истории страны: Г.Устюжанин «Жестокий ветер афганец». 2 часа

2. «Современная поэзия Зауралья». 1 час.

3. «Проблема нравственного выбора (творчество В.Патанина, И.Ягана)». 1 час.

Программа состоит из следующих разделов:


  1. «Пояснительная записка».

  2. «Требования к уровню подготовки выпускников».

  3. «Учебно-тематический план».

  4. «Содержание тем учебного курса».

  5. «Календарно-тематический план».

  6. «Контроль уровня обученности».

  7. «Литература».

«Требования к уровню подготовки выпускников» сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, дополненные из «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классов» под ред. А.Г.Кутузова.

В разделе «Контроль уровня обученности» представлены контрольные работы и контрольные тесты (смотри приложение), составленные исходя из требований государственного образовательного стандарта, предназначенные для итогового контроля знаний обучающихся по темам и подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.


Авторы

Стандарты

Программа А.Г.Кутузова

И.А.Бунин

5 стихотворения по выбору.

Рассказы «Господин из Сан-Фрациско», «Чистый понедельник», а также два рассказа по выбору.

Стихи «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вечер», «Собака».

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание» «Чаша жизни».

И.А.Куприн

Одно произведение по выбору.

«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

М.Горький

Пьеса «На дне». Одно произведение по выбору.

Пьеса «На дне», Романтические рассказы.

Л.Андреев.

Одно произведение по выбору.

Рассказ «Иуда Искариот»,

Поэзия конца 19-нач.20 века

И.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Брюсов, М.Волошин, Н.Гумилев, Н.Клюев, И.Северянин. Ф.Сологуб, В.Хлебников. Стих-ния не менее 3 авторов по выбору.

В. Брюсов «Кинжал», «Творчество», «К счастливым», «Весной», «Конь блед». К.Бальмонт «Я вольный ветер...», «Я в этот мир пришел...», «Ангелы опальные». И.Анненский «Старые эстонки», «Петербург». Н.Гумилев «Невольничья», «Жираф», «Ослепительное» «Мужик», «Слово», «заблудившийся трамвай».

А.А.Блок

Стих-ния: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...». «В ресторане», «На железной дороге», а также 5 стих-ния по выбору. Поэма «Двенадцать».

Стих-ния те же. По выбору: «Вхожу я темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Русь», «Пушкинскому Дому». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяков-ский

Стих-ния: «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немного нервно», «Лиличка», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», 5 стих-ния по выбору. Поэма «Облако в штанах».

Стих-ния те же. По выбору: «Нате!», «Надоело», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А.Есенин

Стих-ния: «Гой ты, Русь, моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская», 5 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. По выбору: «Русь», «О красном вечере задумалась дорога», «Запели тесаные дроги», «Несказанное, синее, нежное», «До свиданья, друг мой, до свиданья» «Черный человек».

М.Цветаева

Стих-ния: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», а также 3 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. «Лебединый стан», «Бессонница».

О. Мандель-штам

Стих-ния: "Notre Dame", «Бессонница», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», а также 3 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. «Отчего душа так певуча», «Адмиралтейство» «Мы живем, под собой не чуя страны», "Silentium", «Бессонница», «Я вернулся в мой город…».

А.Ахматова

Стих-ния: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был...» «Родная земля», а также 3 стих-ния по выбору. Поэма «Реквием».

Стих-ния те же. «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Ты письмо мое, милый, не комкай», Я научилась просто, мудро жить», «Сколько просьб у любимой всегда», «Заплаканная осень», «Приморский сонет», «Северные элегии», «Реквием».

Б.Пастернак

Стих-ния: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» , а также 2 стих-ния по выбору. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

Стих-ния те же. По выбору «На ранних поездах», «Август», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво», «Рождественская звезда». «Доктор Живаго».

М.Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»

«Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (возможно обзорное изучение одного из романов), «Дни Турбиных».

А.Платонов

Одно произведение по выбору

«Усомнившийся Макар»

И. Бабель.

2 рассказ по выбору (обзор).

«Мой первый гусь», «Смерть Долгушова».

Е.Замятин.

Роман «Мы». (обзор).

Роман «Мы».

М.Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

«Тихий Дон» (обзорное изучение).

А.Твардовс-кий

Стих-ния: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», а также 2 стих-ния по выбору.

То же.

В.Шаламов

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору)

То же.

А. Солжени-цын

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

«Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор».

Проза второй половины 20 века

Ф.Абрамов, Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Белов, В.Быков, В.Гроссман, В.Кондратьев, В.Некрасов, Е.Носов, В.Распутин, Ю.Тендряков, В.Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору.

Ч.Айтматов «И дольше века длится день». В.Распутин «Прощание с Матерой». В.Шукшин «До третьих петухов».

Поэзия второй половины 20 века

Б.Ахмадулина, И.Бродский, В.Вознесенский, В.Высоцкий, Е.Евтушенко, Л.Мартынов, Б.Окуджава, Н.Рубцов, Д.Самойлов. Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Стих-ния не менее трех авторов по выбору.

Драматургия второй половины 20 века

А.Арбузов, А.Вампилов, В.Розов, М.Рощин. Произведение одного автора по выбору.

Произведение одного автора по выбору.

Литература последнего десятилетия

Проза и поэзия (одно произведение по выбору)

Одно произведение по выбору. Общий обзор.

Литература народов России

Произведение одного автора по выбору.

Чтение и обсуждение произведений 2-3 авторов.

Зарубежная литература

----

Общий обзор и самостоятельный анализ 1-2 произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Название темы, уроков.

Кол-во

Дата

1

Введение. Своеобразие рус. лит-ры 20 века. Периодизация. Худ. мир рус. прозы конца 19 века: общая хар-ка (обобщение ранее изученного).

1

2.

Идеи и формы времени в рассказах А.П.Чехова.

1

3.

Проблема личной ответственности человека в рассказах А.П.Чехова.

1

4.

Проблема человеческого счастья в рассказах А.П.Чехова.

1

5.

Худ. мир И.А.Бунина: синтез поэтического и прозаического.

1

6.

Лирическое мастерство И.А.Бунина.

1

7.

Тема любви в прозе И.А.Бунина.

1

8.

Семинар: «Господин из Сан-Францизско» глазами читателей разных эпох».

1

9.

«Легкое дыхание»: сюжет рассказа, образная система, своеобразие проблематики.

1

10.

«Гранатовый браслет» А.И.Куприна: тематика и проблематика рассказа, образная система. Своеобразие поэтики.

1

11.

Творческий практикум: интерпретация самостоятельно прочитанного рассказа.

1

12.

Принципы эпического театра А.П.Чехова. «Вишневый сад»: своеобразие жанра. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд».

1

13-14.

Семинар: «Герои пьесы «Вишневый сад»: кто они?».

2

15.

«Вишневый сад»: смысл названия, своеобразие чеховской драматургии.

1

16.

«На дне» М.Горький: сюжетные линии и конфликты. Своеобразие жанра.

1

17.

«На дне»: ночлежники в изображении М.Горького.

1

18-19.

Семинар: «Правда, ложь, вера в Человека в спорах героев и размышлениях автора».

2

20.

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Худ. мир поэзии символизма: философские основы и эстетические принципы.

1

21.

Своеобразие худ. мира А.А.Блока (обучающий анализ стихотворений - по выбору).

1

22.

Тв. практикум: принципы анализа лир. произведения.

1

23.

Лирика. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

24.

Тема любви к родине.

1

25.

Поэма «Двенадцать»: сюжетная основа и философская проблематика. Образная система.

1

26.

«Двенадцать» своеобразие композиции, ритм. интонации. строфика, символика.

1

27.

Семинар: «В спорах о «Двенадцати» Блока».

1

28-29.

Акмеизм как литературное направление. Основные имена в поэзии акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам (обзор творчества одного из поэтов).

2

30.

Урок самостоятельного чтения. Мое открытие ранней лирики М.Цветаевой (презентация стихотворения).

1

31.

Футуризм и его эстетические принципы.

1

32.

Ранняя лирика В.Маяковского: основные темы и мотивы. Образ лир. героя. Поэтика ранних произведений.

1

33.

Бунтарский пафос поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

1

34.

Новый быт в сатирических произведениях поэта.

1

35.

Тема поэта и поэзии.

1

36.

Новаторство поэта. Яркость и ярость стиха В.Маяковского.

1

37-38.

Имажинизм: эстетические принципы. Лирика С.Есенина: образ лир. героя. исповедальность. Метафоричность и образность поэтического языка.

2

39-40.

Семинар: «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина».

2

41.

Поздняя лирика С.Есенина: поиск гармонии с миром и трагизм мироощущения лир. героя (сам. интерпретация одного из стих-ний)

1

42.

Русская литература после Октября: живые традиции. Революция и Гражданская война в литературе: основные тенденции изображения.

1

43.

«Тихий Дон» М.Шолохова: казачество в романе.

1

44.

«Тихий Дон»: «обаяние» человека, образ Григория Мелехова.

1

45.

Женские образы и детская тема на страницах романа.

1

46.

«Мысль семейная» и «мысль народная».

1

47-48.

Сокровенный человек А.Платонова (анализ рассказа «Усомнившийся Макар).

2

49.

Введение в худ. мир М.Булгакова. Автор и его герои.

1

50.

«Мастер и Маргарита»: история создания. Философский конфликт романа.

1

51.

Москва на страницах романах.

1

52.

Бал сатаны - композиционный центр романа (обучающий анализ эпизода).

1

53.

Спор о человеке на страницах романа.

1

54.

История Мастера и Маргариты: любовь и творчество на страницах романа.

1

55-56.

Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. Периодизация.

2

57.

И.Бунин. «Чистый понедельник» - тематика и проблематика рассказа, образная система, своеобразие поэтики.

1

58.

М.Цветаева: исповедальное и трагедийное начало в лирике (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

1

59.

М.Цветаева: образ лир. героя, своеобразие поэтического стиля (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

1

60-61.

В.Набоков. «Облако, озеро, башня».

2

62-63.

Тв. практикум: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение писателя русского зарубежья.

2

64.

Литература периода Великой Отечественной войны: основные темы и имена (сообщения учащихся).

1

65.

Литература послевоенного десятилетия. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»: основная проблематика, образная система.

1

66.

Новаторство в изображении войны.

1

67-68.

Урок сам. чтения: три потока военной прозы.

2

69-70.

Тв. практикум: презентация сам. прочитанного произведения о войне или худ. фильма по произведению о войне.

2

71.

Литература второй половины 20 века..

1

72.

Поэзия А.Ахматовой и традиции рус. классической лирики (интерпретация стихотворений по выбору).

1

73.

Личные и гражданские мотивы в лирике Ахматовой (интерпретация стих-ний по выбору).

1

74.

«Реквием» Ахматовой: комментированное чтение и анализ. Своеобразие образа лир. героини.

1

75.

Эпическое и лирическое начало в произведении, своеобразие жанровой формы. Идея преодоления смерти и ее поэтическое преодоление.

1


76.

Тема памяти и судьбы в творчестве Ахматовой (урок-обобщение)

1

77.

Мир природы и мир человека в творчестве Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

1

78.

Своеобразие худ. мира лирики Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

1

79.

Человек и история на страницах романа Б.Пастернака.

1

80.

Лирические стихи в романе «Доктор Живаго».

1

81-82.

Поэзия А.Твардовского. Основные темы. Образ лирического героя.

2

83.

Жизнь. Творчество. Личность писателя. А.Солженицин.

1

84.

«Один Ивана Денисовича»: своеобразие жанра, образ главного героя.

1

85.

«Матренин двор»: русский национальный характер в изображении писателя.

1

86.

«Матренин двор» как начало «деревенской прозы».

1

87.

Тв. практикум: сопоставительный анализ образов Платона Каратаеава и Ивана Денисовича.

1

88.

В.Распутин. Жизнь. Творчество. Личность писателя.

1

89.

«Прощание с Матерой»: герои и время в повести.

1

90.

Нравственно-философское звучание повести.

1

91.

В.П.Астафьев и его роман «Печальный детектив» (обзор).

1

92.

В.Шукшин. Жизнь, Творчество, Личность писателя.

1

93.

Рассказы В.Шукшина.

1

94.

Лирика И.Бродского: традиции и новаторство.

1

95.

Вампилов и его драматургия.

1

96-97.

Современная литературная ситуация.

Тестирование.

2

98-99.

Обращение к трагической истории страны : Г.П.Устюжанин «Жестокий ветер афганец», В.П.Федорова «Клены»

2

100

Современная поэзия Зауралья.

1

101

Проблема нравственного выбора (творчество В.Потанина, И.Ягана)

1

102

Подготовка к итоговой аттестации выпускников.

1



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол-во часов

Творч.

Работы,

Практи-кумы

Контр.

Работы

11 класс.

Художественный мир русской литературы 20 века.

102

7

5

1.

Введение.

1

Художественный мир русской прозы начала 20 века.

10

2.

А.П.Чехов.

3

3.

И.А.Бунин.

5

4.

А.И.Куприн.

2

1

Художественный мир русской драматургии начала20 века.

8

5.

А.П.Чехов.

4

6.

М.Горький.

4

1

Художественный мир русской поэзии.

20

7.

Символизм.

8

1

8.

Акмеизм.

3

9.

Футуризм.

3

10.

Имажинизм.

6

1

Живые традиции рус. лит-ры в произведениях 1 половины 20 века (1921-1941)

13

11.

М.Шолохов.

5

12

А.Платонов.

2

13.

М.Булгаков.

6

1

Русская литература в изгнании.

9

14.

Бунин, Цветаева, Набоков.

9

2

Литература периода Великой Отечествен ной войны и послевоенного десятилетия 91941-1956)

7

15.

«Лейтенантская проза»

7

2

Литература второй половины 20 века.

30

16.

Ахматова А.

6

17.

Б.Пастернак.

4

18.

А.Твардовский.

2

19.

А.Солженицын.

5

1

20.

Распутин В.

3

21.

В.Астафьев.

1

22.

В.Шукшин, И.Бродский, Вампилов.

3

1

23.

Современная лит. ситуация.

2

1

24.

Региональный компонент.

4

25.

Подготовка к итоговой аттестации выпускников.

1



Требования к выпускникам.


Базовый уровень.

Профильный уровень.

Знать/понимать:

- Образную природу словесного искусства;

- содержание изученных лит. произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты лит. направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных лит. произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития;

- черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать худ. произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематик нрав. пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, худ. деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его смысл с проблематикой произведения;

- соотносить худ. литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных - произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию; выразительно читать литературное произведение (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать лит. произведение, используя сведения по истории и теории литературы (худ. структура, тематика, проблематика, нрав. пафос, система образов, особенности композиции, худ. пространство и время, изобразительно-выразительные средства языка, худ. деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его смысл с проблематикой произведения;

- соотносить худ. литературу с фактами общественной жизни и культуры;

- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изученное произведение с литературным направлением и течением при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученное произведение (или фрагмент), соблюдая нормы литературного произведения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Тема 1. Введение, своеобразие русской литературы 20 века. Периодизация. Художественный мир русской прозы конца 19 века: общая характеристика.

Периодизация русской литературы 20 века: условность границ отдельных периодов, связь с общественно-политическими процессами в России. Развитие реализма на рубеже веков.

Тема 2-4. Идеи и формы времени в рассказах Чехова А.П. Проблема личной ответственности человека в рассказах Чехова. Проблема человеческого счастья.

Продолжение и переосмысление традиций реализма 19 века в творчестве писателей. Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о назначении человека.

Тема 5-9. Лирическое мастерство И.А.Бунина. Тема любви в прозе И.А.Бунина. «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох. «Легкое дыхание»: сюжет рассказа, образная система, своеобразие жанра.

Синтез поэтического и прозаического, «живопись словом, открытый лиризм. Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни».

Тема 10-11. «Гранатовый браслет А.И.Куприна: тематика и проблематика рассказа, образная система. Своеобразие поэтики. Интерпретация самостоятельно прочитанного рассказа.

Трагическая история любви и ее авторская оценка. Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных образов.

Тема 12-15. Принципы эпического театра А.П.Чехова. «Вишневый сад»: своеобразие жанра. Смысл названия, своеобразие чеховской драматургии Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд».

Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека. Символические образы.

Тема 16-19. «На дне» М.Горький: сюжетные линии и конфликты. Своеобразие жанра. Ночлежники в изображении М.Горького.

Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о человеке, его предназначении и судьбе. Система персонажей пьесы. Авторская позиция и способы ее реализации.

Тема 20. Поэзия серебряного века как эстетический феномен.

Возникновение и становление течений русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Тема 21-27. Своеобразие художественного мира А.Блока.

Философские основы и эстетические принципы символизма, их воплощение в творчестве поэтов-символистов. Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Тема родины и своеобразие ее воплощения. «Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, символика. Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

Темы 28-30. Акмеизм как литературное направление. Обзор творчества одного из поэтов.

Акмеизм и его эстетические задачи. «Тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама. Судьба поэтов-акмеистов и раздумья о ней.

Тема 31-36. Футуризм и его эстетические принципы. В.Маяковский.

Маяковский и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немыслимой любви». Основные темы и мотивы лирики. Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство. «Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Образ лирического героя и его возлюбленной. Новаторский характер поэзии Маяковского.

Тема 37-41. Имажинизм: эстетические принципы.

Имажинисты и «крестьянские поэты». Лиричность и исповедальность поэзии Есенина, Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка.

Тема 42. Русская литература после Октября.

Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской классической литературы.

Тема 43-46. художественный мир М.Шолохова.

«Тихий Дон» как роман-эпопея. Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. Образ Григория Мелехова. Женские образы.

Тема47-48. Художественный мир А.Платонова.

«Сокровенный человек». Композиция и система художественных образов рассказа. Своеобразие языка.

Тема 49-55. Художественный мир М.Булгакова.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмысление библейской темы. Ключевые сцены романа и их символика.

Тема 56-63. Литература русского зарубежья.

Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. И.Бунин, М.Цветаева, В.Набоков.

Тема 64-70. Литература периода Великой Отечественной войны.

Война и духовная жизнь общества. Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. Высокий патриотический пафос лирики. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда» как первый опыт «лейтенантской прозы», тематика и проблематика повести.

Тема 71. Литература второй половины 20 века.

Современный литературный процесс. Современная литература и «возвращенные имена».

Тема 72-76. Поэзия А.Ахматовой и традиций русской классической лирики.

«Реквием». Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы, трагедийный пафос. Своеобразие лирической героини.

Тема 77-80. Мир природы и мир человека Б.Пастернака.

Принадлежность человека времени и вечности. «Доктор Живаго» как лирический роман. Любовь как высшая ценность бытия. Основные художественные образы.

Тема 81-82. Поэзия А.Твардовского.

Тема войны в лирике Твардовского. Образ лирического героя.

Тема 83-87. Жизнь, творчество, личность А.Солженицына.

«Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и его герои.

Тема 88-90. В.Распутин. Жизнь, творчество, личность писателя.

«Прощание с Матерой». Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повести. Нравственное начало в образах героев. Автор и его герои.

Тема 91. В.Астафьев «Печальный детектив». (обзор)

Тема 92-93. Рассказы В.Шукшина. «До третьих петухов»

Фольклорные основы сказки, ее нравственная и социальная проблематика.

Тема 94. Лирика И. Бродского: традиции и новаторство.

Лирика, романтический мир, автобиографические мотивы. Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки. Особенности стиха.

Тема 95. Вампилов и его драматургия.

Тема 96-97. Современная литературная ситуация.

Литературные итоги 20 века: основные имена и направления. Многообразия поэтических течений.

Тема 98-99. Урок самостоятельного чтения по произведениям современных поэтов- зауральцев.

Тема 100. Зарубежная литература второй половины 20 века.

Тема 101-102. Итоговые занятия.

ЛИТЕРАТУРА. ЕГЭ.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Комната с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у этого дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От этого холодного воззрения на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, вид кабинета, если смотреть тем же повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могло бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет --так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

И.А.Гончаров «Обломов»

А1. Данный фрагмент текста представляет читателю комнату;

  1. Штольца 2) Обломова 3) Пенкина 4) Тарантьева

А2. Определите смысловую функцию данного фрагмента в тексте романа;

  1. играет роль биографической справки 2)говорит о дальнейших намерениях героя

3)позволяет судить об образе жизни и характере героя

  1. разоблачает суть конфликта произведения

А3. Представленный фрагмент в романе И.А.Гончарова;

  1. играет роль несюжетного элемента 2)определяет проблематику произведения

3)является частью сюжета 4)становится средством создания образа

А4. Описание комнаты героя введено в роман, чтобы читатель:

  1. соотнес внешнюю обстановку и внутренний мир героя

  2. ощутил смену душевных состояний героя

  3. оценил авторский замысел 4) понял, что герой небогатый человек

А5. Характер хозяина комнаты в данном фрагменте создается при помощи:

  1. прямой авторской характеристики 2)системы оценок другими персонажами

3)описание значимых подробностей его быта 4)внутреннего монолога героя

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя.

В2. Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, вличющих на личность и общество, является ведущим в творчестве И.А.Гончарова?

В3. Соотнесите данный фрагмент с текстом романа. Какое качество характера становится определяющим для героя?

В4. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят героя романа?

С1. Противопоставлены или сопоставлены Обломов и Штольц в романе Гончарова «Обломов»? (дайте краткий связный ответ на обобщающие вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию в 4-5 предложениях.)


ЛИТЕРАТУРА. ЕГЭ.

Прочитайте приведенное стихотворение и выполните задания.

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблоневый цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый конь на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

С.Есенин, 1918 г.

А1. Идейным центром этого стихотворения стали

  1. образы-переживания 2)подробное описание событий

3)взаимоотношения людей и их поступки 4)реальные факты жизни автора

А2. Какой из перечисленных ниже вариантов наиболее полно отражает ведущие темы и мотивы стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом»?

  1. тема одиночества и мотив бунтарства

2)тема неразделенной любви

3)трагические мотивы и тема скоротечности бытия

4)фольклорные мотивы и тема родины

А3. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, играющее в стихотворении роль образных, обладающих особой выразительностью определений: «золотая лягушка», «старый клен», «тихая вода» и др.?

  1. метафора 2)эпитет

3)сравнение 4)антитеза

А4. Каким пафосом (авторским настроем) окрашено стихотворение?

  1. элегическим 2) трагическим

3)сатирическим 4) героическим

А5. Основным художественным приемом, позволяющим С.А.Есенину в стихотворении «Я покинул родимый дом» наделить окружающий его мир человеческими чувствами и переживаниями, становится:

  1. олицетворение 2) гипербола

3)градация 4) сравнение

В1. Как называется повтор согласного звука (л) и (л) в 1 и 2 строфе, который помогает автору передать переполняющие его чувства нежности и теплоты?

В2. Выпишите эпитет, который дважды повторяется в тексте стихотворения и передает читателю индивидуально-авторское видение художественного образа родной земли.

В3. Каким стилистическим приемом воспользовался Есенин в 1 строке 3-ей строфы («Я не скоро, не скор вернусь»), чтобы обратить внимание читателя на главную мысль, передать драматизм ситуации.

В4. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее автору во 2-ой строфе создать образы луны, распластавшейся, как лягушка, и седины отца, похожей на весеннее цветение яблонь.

С1. Какую тему, ставшую ведущей темой лирики С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 19 века (на примере творчества нескольких поэтов)? (Дайте краткий связный ответ на обобщающий вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию в 4-6

предложениях.)

ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

ЯВЛЕНИЕ 2.

Г-жа ПРОСТАКОВА, ЕРЕМЕЕВНА, ТРИШКА.

Г-жа Простакова (Тришка). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я , сударыня, самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да позвольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

А 1. Д.И.Фонвизин знаменитый русский комедиограф

  1. конца 18 века

  2. 1 половины 19 века

  3. 2 половины 19 века

  4. начала 20 века

А2. Жанром своей пьесы «Недоросль» Фонвизин выбрал

  1. комедию

  2. драму

  3. трагедию

  4. водевиль

А3. Темой творчества Фонвизина становится

  1. призыв к свержению крепостного права

  2. обличение невежества российского дворянства

  3. прославление абсолютной власти монарха

  4. бичевание нравов современной ему молодежи

А4. Что становится в приведенной выше сцене главным средством характеристики персонажей?

  1. имена

  2. авторские ремарки

  3. портреты

  4. речь

А5. В этой сцене, в первую очередь, проявляются особенности характера

  1. Митрофана

  2. Простаковой

  3. Еремеевны

  4. Тришки

В 1. Запишите терминологическое название слов и грамматических форм разговорной речи, придающиех речи Простаковой грубый, стилистически сниженный оттенок: «воровская харя», «скотское рассуждение», «скот» и др.

В 2. Запишите слово, употребление которого в тексте характеризует Простакову как нежную мать.

В 3. Какая проблема стала одной из главных проблем пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В 4. Укажите название литературного направления, в рамках которого протекало творчество Д.И.Фонвизина.

С 1. Почему главные герои пьесы Фонвизина носят столь «недворянские» фамилии: Простаковы и Скотинины? (Дайте краткий связный ответ на обобщающий вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию в 4-6 предложениях.)


ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Вожеватов. Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.

Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?

Вожеватов. За Карандышева.

Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч.

Вожеватов. Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то? Ведь она бесприданница.

Кнуров. Бесприданницы-то и находят женихов хороших.

Вожеватов. Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданных, столько и женихов, лишних нет - бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?

Кнуров. Бойкая женщина.

Вожеватов. Она, должно быть, не русская.

Кнуров. Отчего?

Вожеватов. Уж очень проворная.

Кнуров. Как это оно оплошала? Огудаловы все-таки фамилия порядочная, и вдруг за какого-то Карандышева... Да с ее-то ловкостью... всегда полон дом холостых!..

Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться-то надо подумавши.

Кнуров. Ведь выдала же она двух.

Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже - так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.

А.Н.Островский «Бесприданница»

А1. А.Н.Островский, с точки зрения жанра, определил свою пьесу как

  1. трагедию 2) комедию

3)драму 4) мелодраму

А2. Главной темой пьесы стала

  1. тема тяжелой жизни «униженных и оскорбленных»

  2. тема «новых людей», обустраивающих Россию

  3. тема бесчеловечной власти денег

  4. тема обоюдной бескорыстной любви

А3. Герои данного фрагмента разговаривают о событиях, происходящих

  1. до начала пьесы 2) в 1 акте пьесы

3)в эпилоге пьесы 4) в момент их разговора

А4. В этом фрагменте достаточно подробно охарактеризован такой персонаж пьесы как

  1. Карандышев 2) Харита Игнатьевна

3)Вожеватов 4) Лариса Дмитриевна

А5. Какие слова из диалога героев не имеют отношения к Харите Игнатьевне Огудаловой?

  1. бойкая женщина 2) играет на разных инструментах

3)очень проворна 4) фамилия порядочная

В1. Выпишите слово, ставшее ключевым в разговоре героев.

В2. Кем приходятся Ларисе Дмитриевне девушки, рассказом о судьбе которых заканчивается разговор (напишите существительное во мн. числе и именительном падеже, обозначающее степень родства)?

В3. Как называют в литературоведении особый тип героя, воплощением которого стал в пьесе образ Карандышева?

В4. Как называется творческий метод, который нашел воплощение в творчестве А.Н.Островского?

С1. Чем становится главной трагедией героини пьесы «Бесприданница» и судьба каких героинь русской литературы складываются трагически по тем же причинам?

ЛИТЕРАТУРА. ЕГЭ.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

- C'est bien aimable a vous, monsieur Pierre, d'ktre venu voir une pauvremalade, - сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

  • Вы не знаете аббата Марио? он очень интересный человек... - сказала она.

  • Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

- Вы думаете?... - сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химерой.

  • Мы после поговорим, - сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабел разговор.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

А1. Действие, о котором говорится в этом отрывке разворачивается

  1. в доме Ростовых 2) в имении Болконских

3)в салоне Шерер 4) в особняке Курагиных

А2. С участниками данного эпизода мы знакомимся

  1. только в эпилоге романа 2) во время войны 1812 года

3)на первом бале Наташи Ростовой 4) в первой главе первого тома

А3. Анна Павловна нелюбезна с Пьером («приветствовала его поклоном , относящимся к людям самой низшей иерархии»), потому что

  1. Этот толстый молодой человек был незаконный сын 2) Он нигде не служил

3)Он был первый раз в обществе 4) Пьер был несколько больше других мужчин

А4. Какое сравнение употребляет Л.Н.Толстой в дальнейшем, рассказывая об Анне Павловне?

  1. ребенок в игрушечной лавке 2) хозяйка прядильной мастерской

3)вполне красивая женщина 4) часовой механизм

А5. Основными художественными приемами, использованными Толстым в этом фрагменте, стали

  1. антитеза и сопоставление 2) гротеск и гипербола

3)аллегория и иносказание 4) метафоризация и олицетворение

В1. Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, является ведущим в творчестве Л.Н.Толстого

В2. Выпишите слово, которым автор открыто определяет чувства, овладевшие хозяйкой при виде Пьера.

В3. Выпишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.

В4.Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «умный, робкий, наблюдательный, естественный.»

С1 Почему жанр романа Л.Н.Толстого определяется как роман-эпопея (привести аргументы) и какие писатели-классики 20 века избрали этот же жанр для свои произведений?

ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елочки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

А 1. Данный фрагмент текста является в романе частью

  1. экспозиции

  2. кульминации

  3. развязки

  4. эпилога

А 2. Определите смысловую функцию данного фрагмента в тексте романа:

  1. играет роль биографической справки

  2. становится новым витком в развитии сюжета

  3. позволяет судить об авторской позиции

  4. разоблачает суть конфликта произведения

А 3. Представленный фрагмент в романе И.С.Тургенева

  1. своеобразное лирическое отступление

  2. рассказ в рассказе

  3. часть сюжета

  4. средство создания образа Базарова

А 4. Описание сельского кладбища введено в роман, чтобы читатель

  1. проникся философскими идеями Базарова

  2. ощутил душевное состояние стариков

  3. точнее оценил авторский замысел

  4. представил место действия романа

А 5. Средством выражения авторской позиции в данном фрагменте становится

  1. описание заброшенного кладбища

  2. молитва родителей Базарова

  3. описание ухоженной могилы Базарова

  4. заключительные слова автора

В 1. Как в литературоведении называется элемент композиции, позволивший автору открыть данный фрагмент текста описанием природы?

В 2. Выпишите эпитет, которым автор определяет чувство родителей к умершему, но по-прежнему дорогому им сыну.

В 3. Выпишите название изобразительно-выразительного средства, которым И.С.Тургенев воспользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу»

В 4. Укажите термин, которым в литературе называется художественный прием, позволивший автору создать образ одушевленной, живучей собственной жизнью природы: «цветы....безмятежно глядят...невинными глазами», «немой камень» и др.

С 1. Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении», и как позицию автора «Отцов и детей» оценивают в современном мире?

ЛИТЕРАТУРА.


1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Бусланова Т.П. Русская литература ХХ века: Учебный минимум для абитуриентов, - М.: Высшая школа, 2001.

3. Вавилова Д. «Деревенская проза: создатели и герои», - Литература. 2002, - №5.

4. В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Г.Кутузов. - М.: Дрофа, 2005.

5. В мире литературы. 11 кл.: Учеб. Для образоват. Учреждений гуманитар. Профиля / А.Г.Кутузова, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. 2-е изд., стереотип, - М.: Дрофа, 2004.


© 2010-2022