РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по элективному курсу Слово. Образ. Смысл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №138»





Рассмотрено:

на заседании ШМО

протокол №__от

____________20____г.


Согласовано:

Заместитель директора

_____________Т.Г. Чикалова

_____________20___г.


Утверждаю:

Директор

____________Л.С. Царькова

____________20____г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по элективному курсу Слово. Образ. Смысл.





КЛАСС: 11

ВСЕГО: 34 часа, 1 час в неделю

УЧИТЕЛЬ: Лебедева Анна Михайловна

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: вторая





ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ: программы элективного курса «Слово. Образ. Смысл: филологический анализ литературного произведения». 10-11 классы/ авт.-сост. В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова. - М.: Дрофа, 2007









г. Нижний Новгород

2015


Пояснительная записка

Нормативная основа программы

Настоящая программа по элективному курсу Слово - Образ - Смысл для 11 класса создана на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программ элективных курсов. Литература.10-11 классы. Профильное обучение. -М.: Дрофа, 2007, программы элективного курса «Слово образ-смысл: филологический анализ литературного произведения». 10-11классы. /авт.-сост. В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова. -М.: Дрофа, 2007.

Цели и задачи обучения по предмету

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

  • систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

  • обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа курса в 11 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Класс

Раздел

Количество часов всего

11

Образ времени и пространства в произведении

8

Образ персонажа

4

Портрет в литературном произведении

2

Образ предмета

2

Образ события

5

Эпизод в произведении

3

Текст и контекст

4

Произведение и литературный процесс

6

Итого

34

Всего часов

34

Метапредметные связи учебного предмета

Метапредметные образовательные функции определяют универсальный, обобщающий характер воздействия классической художественной литературы на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Литература является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Учет особенностей учащихся

Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности - учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 класса является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».

Основной задачей учителя в этот период - предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.

В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации. Ученики пытаются избежать излишней опеки.

Переход от подростка к юношеству характеризуется стабилизацией эмоционального фона, повышением самоконтроля, саморегуляции. В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.

Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся старших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, незнание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа или схоластическое владение ими ведут к обеднению читательского опыта, к тому, что в поле зрения читающих учеников оказывается лишь поверхностный слой содержания литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

■ повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

■ углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

■ знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

■ выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

■ обучение самостоятельному анализу литературно - художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;

■ обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

■ выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;

■ написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.

Формы проведения занятий

-урок-лекция;

-урок - пресс-конференция;

-комбинированный урок

Виды и формы контроля

Объемные письменные работы (сочинения, рефераты)планируются на завершающих этапах.

Устный контроль:

-фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

-индивидуальный опрос;

-собеседование по теме.

Письменный контроль:

-тестирование,

-творческая работа,

-письменный ответ,

-составление глоссария по изученному материалу,

-сочинения,

-сообщения.

Используемый учебно-методический комплект

Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие и методическое руководство к нему.

  • Программы элективных курсов. Литература.10-11 классы. Профильное обучение. -М.: Дрофа, 2006.

  • Слово образ-смысл: филологический анализ литературного произведения». 10-11классы: программа элективного курса /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2006.

  • Слово образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11классы: учебное пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. - М.: Дрофа, 2006

Тематическое планирование

№ урока

Тема, основное содержание урока

Домашнее задание

Формируемые ЗУН

Образ времени и пространства в произведении

1

Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении.

Построить схему смены пространства и движения времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знать такие категории художественного мира как пространство и время, понятие хронотоп как модель взаимодействия пространства и времени

2

Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении.

Попытаться раскрыть метафорический смысл пространственных оппозиций и динамики времени в пространстве.

3

Образ времени в художественном произведении.

Сформулировать, на какие явления художественной формы опирался анализ моделей временив поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Знать понятие художественное время литературного произведения.

Уметь анализировать художественное время в литературном произведении

4

Образ времени в художественном произведении.

Записать вывод к теме сочинения»Особенности художественного времени в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

5

Анализ образов времени и пространства в художественном произведении.

Подготовить развернутый план сочинения на тему «Пространственные образы с символическим значением в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»и выводы к нему.

Уметь анализировать образы пространства и времени применительно к анализу произведения в целом

6

Пейзаж в литературном произведении.

Написать план сочинения по теме «Пейзаж в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и ответ на один из пунктов плана

Знать особенности анализа пейзажа в литературном произведении.

Уметь видеть детали картины, интерпретировать их и пейзажный образ в целом, определять художественные функции пейзажа.

7

Модели хронотопов в произведениях русской литературы.

Подготовить тезисную характеристику особенностей художественного времени и пространства в одном из произведений русской литературы, изученных в 11 классе

Знать о хронотопе как модели взаимодействия пространства и времени, знать о некоторых традиционных хронотопах как моделях бытия

8

Модели хронотопов в произведениях русской литературы.

Выучить лекцию учителя

Образ персонажа.

9

Средства создания образа персонажа.

В тексте романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» сделать закладки, касающиеся использования разных художественных средств и приемов для создания образа главного героя. Повторить содержание статей Д.И. Писарева «Базаров» и М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени».

Знать средства создания образа персонажа и их композицию.

Уметь выявлять и интерпретировать эти средства в художественном произведении

10

Содержание образа персонажа.

Написать сочинение на одну из предложенных тем

Знать о многоаспектности содержания образа персонажа.

Уметь анализировать образ персонажа в единстве формы и содержания.

11

Система персонажей в литературном произведении.

Составить план сочинения по теме «Женские персонажи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Понимать значимость анализа системы персонажей произведения.

Знать о задачах и принципах такого анализа.

12

Сопоставительная характеристика персонажей.

Завершить работу по построению сопоставительной характеристики персонажей, представив ее письменный вариант

Уметь составлять сопоставительную характеристику персонажей.

Знать о важности такого вида филологического анализа для углубления понимания содержания образа персонажей и авторской позиции.

Портрет в литературном произведении

13

Портрет персонажа в литературном произведении.

Написать сочинение-миниатюру на тему»Портрет главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Знать о портрет как средстве создания образа персонажа и выражения авторской оценки, о специфики портрета героя в произведении словесного искусства.

Уметь выделять детали в портрете персонажа и их интерпретировать.

14

Мастерство словесного портрета.

Написать сочинение-миниатюру «Мастерство Н.В. Гоголя в создании словесного портрета»

Знать о средствах и приемах создания словесного портрета, об индивидуальном своеобразии художников слова.

Уметь анализировать приемы создания словесного портрета.

Образ предмета.

15

Предметный мир в литературном произведении.

Подготовить характеристику одного из образов-предметов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Знать о композиции, функциях образов предметов и роли детали в литературном произведении.

Уметь интерпретировать предметные образы.

16

Мастерство художественной детали.

Составить план сочинения на одну из предложенных тем. Построить связную характеристику заглавного образа в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Уметь анализировать художественное мастерство писателя в создании предметного образа.

Образ события.

17

Фабула как метафора бытия.

Написать заключение по теме «Иносказательный смысл сюжета повести Н.В. Гоголя «Шинель». Перечитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала», подготовить устную характеристику особенностей его сюжета по плану

Знать о фабуле как основной форме представления событий в литературном произведении.

Уметь выявлять глубинное значение фабулы как внутренней формы отраженной в произведении жизни.

18

Построение событийного ряда произведения.

Составить тезисный план сочинения «Своеобразие сюжета и композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Знать о структуре фабулы и некоторых основных типах композиции фабулы

Уметь выделять элементы фабулы и давать характеристику ее композиционным принципам.

19

Построение событийного ряда произведения.

Раскрыть один из пунктов плана к сочинению

20

Лирический сюжет.

Выделить и охарактеризовать сюжет в одном из предложенных стихотворений

Иметь представление о лирическом сюжете как основе содержания лирического произведения. Уметь производить анализ лирического сюжета

21

Лейтмотивы в событийной структуре произведения.

Построить письменное доказательство того, что в фабуле комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» находит развитие мотив «Нет пророка в своем отечестве»

Знать понятия лейтмотив произведения и «сквозные» мотивы в литературе. Уметь производить мотивный анализ литературного произведения.

Эпизод в произведении.

22

Эпизод и его место в фабуле произведения.

Подготовить анализ эпизода «Раненый князь Андрей на Праценской горе» (том 1, часть 3, глава 19)

Знать об эпизоде как основном структурном элементе сюжета эпического, лиро-эпического и драматического произведения.

Уметь производить анализ эпизода

23

Эпизод как единство признаков времени и пространства.

Повторить теоретический материал лекции, подготовиться к анализу эпизода «Чичиков у Плюшкина» из 6 главы 1 тома пэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Знать о сюжетообразующем значении хронотопа.

Уметь анализировать пространственно-временные отношения в эпизоде.

24

"Точка зрения" в эпизоде.

Написать сочинение на одну из тем

Уметь выявлять точку зрения в эпизоде, анализировать эпизод

Текст и контекст.

25

Контекстуальное рассмотрение литературного произведения.

Подготовиться к анализу исторического контекста в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знать о контекстах разного типа.

Уметь анализировать литературное произведение с учетом контекстов разного типа.

Знать задачи и принципы такого анализа.

26

Произведение и исторический контекст

Подготовить материал о цитатах, интертекстуальных связях и реминисценциях. Подготовть вступление к сочинению на тему «Интертекстуальные связи романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», подобрать примеры

Знать следующие теоретические понятия: «контекст», «биографический контекст», «исторический контекст», «интертекст», «интертекстуальность».

Уметь сопоставлять фабулы произведения с современной автору действительностью и фактами биографии писателя, выявлять автобиографические элементы в литературном произведении.

27

Виды интертекстуальных связей.

Подготовить краткое сообщение о трансформации средневековой легенды о Дон Жуане в цикле стихотворений М.И. Цветаевой «Дон Жуан». Подобрать примеры из текста для обсуждения темы «Фольклорные и литературные реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Уметь находить признаки другого литературного произведения в тексте данного произведения. Иметь представление о литературоведче6ском понятии «интертекст»

28

Аллюзии, цитаты и реминисценции.

Выполнить письменную работу по итогам изучения темы.

Уметь выявлять цитаты и реминисценции в произведении и определять их художественную функцию, анализировать литературное произведение с учетом инте6ртекстуальных связей

Произведение и литературный процесс.

29

Литературный процесс и его стадии

Подготовить тезисный план сочинения о жанровом своеобразии поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Знать основные стадии литературного процесса, фольклорные и литературные жанры.

Уметь определять место литературного произведения в историко-литературном процессе

30

Жанровое своеобразие литературного произведения.

Дополнить тезисы лекции учителя о жанровом многообразии лирики А.С. Пушкина. Подготовить план аналогичного сочинения, посвященного жанровому многообразию лирики М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой (по выбору)

Знать о промежуточных жанрах и внежанровых явлениях. Уметь анализировать жанровое своеобразие произведения и жанровое многообразие творчества одного автора

31

Своеобразие художественного метода произведения.

Завершить работу над тезисным планом сочинения «Своеобразие художественного метода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Знать о художественном методе, литературных направлениях, течениях, школах.

Уметь анализировать литературное произведение в аспекте его художественного метода.

32

Традиционное и новаторское в произведении.

Подготовиться к итоговой письменной работе

Уметь анализировать литературное произведение в аспекте его традиционности и новаторства, выявлять традиции творчества одного автора в произведениях другого

33

Итоговая письменная работа.

Знать методику целостного анализа литературного произведения.

Уметь производить целостный анализ литературного произведения

34

Анализ письменных работ.

Знать методику целостного анализа литературного произведения.

Уметь производить целостный анализ литературного произведения

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате работы по программе курса «Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения» учащиеся должны:

  • повторить и систематизировать знания по теории литературы,

  • иметь ясные представления о значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном программой;

  • осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская позиция и средства ее выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведений разных родов, жанров и направлений;

  • строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.

Критерии и нормы оценок

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

  • Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

  • Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  • Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

  • Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются: умение раскрыть тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

  • При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

  1. Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

  1. Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Максимальная оценка - 10 баллов

Ресурсное обеспечение программы

  1. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

  2. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. М., 2004.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

  4. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 2010.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.

  6. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.

  8. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004

  9. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2004. Элсанек А.Я.

  10. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.

  11. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 2011.

© 2010-2022