- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка внеклассного мероприятия Лингвистический игродром
Разработка внеклассного мероприятия Лингвистический игродром
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галданова Т.Б. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие
Лингвистический игродром
Учитель.
Внимание! Внимание! Сегодня в нашей школе в рамках Недели русского языка состоится открытие парка аттракцинов
« Лингвистический игродром». Первыми посетителями парка станете вы, ученики 10 класса. Только для вас только сегодня посещение аттракционов бесплатное, а для тех, кто правильно и быстро выполнит задания приготовлено театральное представление по рассказу Антона
Павловича Чехова « Хамелеон». Выступят юные таланты 8 класса.
И сейчас я приглашаю вас посетить первую площадку игродрома, которая называется « Орфоэпический микроскоп»
-
Как вы думаете, задания, из какого раздела русского языка будем выполнять на этой площадке?
-
Что изучает орфоэпия?
Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны познакомиться с правилами поведения на аттракционе
Правило №1
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно ставит под удар.
Правило №2
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставит под удар
Правило №3
Возил не шОфер, а шофЁр.
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашён не прИговор -
судебный приговОр.
Строгал не стОляр, а столЯр,
Но дОску- не доскУ,
И слушал в одиночестве
Не «ТОску», а тоскУ.
Площадка № 1
«Орфоэпический микроскоп»
Задание № 1
-
Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте?
-
Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ ?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», « Мы так хочим»,
«Досуг, шофёр, процент, заём,
Квартал, портфель, бюлитень»,
« Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит каждый день».
Трудности часто возникают не только в выборе места ударения в различных формах имени прилагательного, но и в образовании этих форм. Я сейчас предлагаю вам сыграть в игру « Ха-ха!». Я буду читать имена прилагательные и их формы, вы должны сказать «Ха-ха! « и исправить ошибку
Задание №2
Строгий - строгайший
Добрый- добрейший
Тихий - тихайший
Храбрый - храбрейший
Глубокий - глубокайший
Высокий - высочайший
Скучный - скучнейший
Редкий - редкейший
Вечерний - вечернейший
Древний - древнейший
(За каждый правильный ответ в заданиях учащиеся получают жетоны)
Учитель
А мы переходим на следующую площадку игродрома, где вас ждёт аттракцион « Морфологический аукцион». На этом аттракционе прокатятся все ребята, но победителем окажется тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…
Площадка № 2
«Морфологический аукцион»
-
Что изучает морфология?
Назовите имя прилагательное, обозначающее …
Цвет
Вкус
Размер
Качества характера
Температуру
(Победители получают жетоны)
Учитель.
Продолжаем движение по игродрому и оказываемся на площадке №3. Здесь нас ждёт « Словообразовательный марафон»
Площадка № 3
«Словообразовательный марафон»
Задание № 1
Образуй прилагательное
Побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и данных существительных.
Знак
Лицо
Нога
Слог
Смысл
Ведро
Год
Лето
(Правильно выполнившие задание получают жетоны)
Задание № 2
Я называю имя прилагательное, а вы образовываете от него имя существительное и называете его хором
Задание № 2
Образуйте существительные
Новый - новость, новизна
Суровый - суровость
Сосновый - сосна
Полный - полнота
Чёрный - чёрнота, чернь
Красный - краснота
Ясный - ясность.
Учитель. Переходим на следующую площадку игродрома, где нас ждёт « грамматическая арифметика»
Площадка № 4
«Грамматическая арифметика»
Ба+(большой деревянный сосуд)
Ба +(пресноводное животное с клешнями)
Ба+(приятный полезный напиток)
Ба+(музыкальный звук)
С +(хвойный лес)
С +(спрятанные ценности)
С+(сражение)
С +( дом отдыха)
(Правильно выполнившие задание получают жетоны)
Площадка № 5 называется «Этимологическая сказка»
Площадка № 5
« Этимологическая сказка»
Незабудка - девушка, красота которой незабываема.
Мать - и- мачеха - злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки.
Подснежник - поэт , влюблённый в Незабудку.
Гладиолус - благородный чужестранец ( с лат. «меч»).
Флокс - приятель Гладиолуса, отважный рыцарь ( с греч.- «пламя»).
Герань - добрая волшебница в образе журавля ( с греч.- «журавль»).
( основу сюжета сказки должны быть положены толкования имён героев, всем участникам инсценировки раздаются жетоны)
Учитель
Вот и закончилось наше посещение необычного игродрома. Необычного потому, что, играя, мы изучали разные явления русского языка и доказали количеством собранных жетонов, что каждый достоин носить звание « Знаток русского языка».
( подсчитывают жетоны, сдают учителю).
Эти жетоны станут пропуском на театральное представление по рассказу Антона Павловича Чехова « Хамелеон», где выступят талантливые актёры 8 класса