Из опыта работы по развитию связной речи учащихся как средство формирования их общей культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Стахановской СОШ № 32 Брухно О.М.

Развитие связной речи учащихся как одна из задач формирования их общей культуры

Создание учителем собственной системы преподавания - это процесс, который никогда не заканчивается. Творческие способности развиваются на протяжении всей жизни личности благодаря усвоению ею общественно - исторического опыта. Особенно интенсивно это развитие происходит в школьные годы. У детей проявляются способности к разнообразным видам деятельности, в том числе творческой. Особую роль здесь играют уроки языка и литературы. Обучение языку направлено на формирование общей культуры личности через овладение лингвистическими знаниями и высоким уровнем коммуникативных умений и навыков.

Формируя общую культуру учащихся, нельзя забывать о культуре речи, которая как наука связана, конечно, со всеми разделами языкознания. В культуру связной речи органично входят вопросы общественной оценки фактов языка, т.е. сознательного отношения к языку всех говорящих и пишущих.

Учитель русского языка и литературы Стахановской средней общеобразовательной школы № 32 Брухно Ольга Макаровна работает над проблемой развития связной речи учащихся как одной из задач формирования общей культуры.

Работая над данной проблемой, она ставит перед собой задачу:

- научить учащихся самостоятельно логично думать и свободно литературно излагать мысли;

- помочь детям овладеть разнообразными способами учебной деятельности;

- развивать интеллектуальные способности учащихся;

- обогащать духовность.

Данный опыт представляет интерес для учителей - филологов

как комплексная система работы на уроках языка и литературы по формированию навыков связной речи учащихся, в которой представлены способы развития познавательной активности, создание условий раскрытия творческих способностей, система заданий и упражнений. Это достигается путем реализации индивидуального подхода в обучении, умении заинтересовать учащихся, раскрыть красоту художественного слова через использование элементов развивающего обучения, разнообразных методических приёмов, умением создать атмосферу сотрудничества.

Ольга Макаровна считает, что литература - единственный школьный предмет, который формирует личность, развивает ее именно с позиций слова. Поэтому она стремится научить детей правильно пользоваться словом.

Вопросу идейно - художественного анализа литературных текстов уделено в методической литературе очень большое место. Глубокий эстетический разбор заставит ученика вникнуть в глубину мысли произведения, отдать должное правдивости и смелости, умению и мастерству его создателя.

Учителям - фолологам предлагается целая система видов работы над связной речью школьников, проводимая в определенной последовательности.

Учащиеся проверяют в практике анализа произведения значение портрета героя, описания обстановки, авторской характеристики, диалога, монолога и т. д. Все это позволяет не только более полно осмыслить произведение, но и дает материал для формирования умений по написанию сочинений - миниатюр («Моя комната», «Портрет друга» и т. д.). Художественный текст несет в себе определенную идею. («Что отсюда следует?», «Для чего он написан?»). Уже с младших классов школьники учатся видеть два плана изображения: план сообщения о фактах, явлениях жизни, который выражается в значениях слов, словосочетаний, предложений и план, скрытый за этим содержанием, отражающий отношение пишущего или говорящего к излагаемым событиям, явлениям и фактам, его человеческие побуждения. Культурная связная речь, являясь составной частью общечеловеческой культуры, у такого школьника обязательно проявится в богатстве синонимических средств, ёмкости семантической структуры, незакрепленности синтаксических конструкций, позволяющих разными способами передавать сложнейшие и тончайшие оттенки мыслей и чувств. Внимательное, вдумчивое чтение произведений классиков русской литературы - это не только эстетическое наслаждение, но и школа языкового мастерства.

В языке писателей - мастеров слова, в языке художественной литературы справедливо видят воплощение национальной нормы. Как помочь школьникам овладеть этими нормами?

Языку художественной литературы свойственна образность. Об этом свойстве языка художественной литературы интересно рассказано у Б. Г. Короленко на примере пушкинского произведения «Анчар».

В пустыне чахлой и скупой

На почве зноем раскаленной… -

посмотрите, - писал Короленко, - как тут тремя, четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто, возбуждено меткими штрихами, и оно уже само рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, хотя об этом прямо не упоминается.

В данной комбинации слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме.

Образность может достигаться или изобразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами и т. п.) или искусным сочетанием обычных слов (контекстом).

Образность произведений великих писателей позволяет нам погрузиться в мир, созданный их фантазией, следить за переживаниями и мыслями их героев. И мы даже забываем, что литература - это искусство слова. А ведь все, что писал писатель, воплощено в слове, и вне слова не существует.

Эту работу надо обязательно связывать со словарной, грамматической и орфографической работой и начинать со словарно - логических упражнений в различии родовых и видовых понятий (при изучении частей речи, некоторых тем синтаксиса), которые продолжаются при исправлении логико - стилистических ошибок в тексте. Потом ученики учатся распознавать признаки явления, сопоставлять изучаемые понятия на основе их сходства и различия. Эти приемы широко используются на уроках литературы при составлении сравнительных характеристик, описании портретов, анализе художественных особенностей языка писателя.

Для глубокого восприятия художественного произведения необходимо развитое чувство языка. Вот один из примеров работы с текстом художественного произведения, позволяющих школьнику овладеть навыками восприятия эстетической функции слова, т. е. понимания взаимоперехода слова и образа, взаимосвязи изображения и отношения к нему.

При изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» работу надо начать с композиции.

В романе четыре части. Первая часть и две первых главы второй части - экспозиция. В ней показаны условия формирования Обломова как личности. Вторая и третья части - развитие действия. Любовь Обломова к Ольге и разрыв с нею. Четвертая часть - угасание героя и торжество Штольца. ХІ глава четвертой части - эпилог.

Предлагаем учащимся прочесть из І главы описание портрета и комнаты Обломова и выполнить самостоятельную письменную работу по плану:

  • какие черты личности Обломова отражены в его портрете и как в нем выражается ирония писателя;

  • отметить особенности описания кабинета Ильи Ильича, сравнить его с описанием комнаты Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Объяснить значение описания для характеристики Обломова;

  • проследить по І главе, какие черты характера Ильи Ильича проявляются в его отношении к Захару в разговорах с ним. Определить отношение автора к героям романа.

В своих выводах учащиеся отмечают, что литературный портрет Ильи Ильича отражает его мягкость, беспечность и пассивность мысли.

Описание кабинета Ильи Ильича так же детально, как и описание комнаты Плюшкина. Оно убеждает, что, как и в доме Плюшкина, жизнь здесь умерла. Подробное описание деталей обстановки кабинета постепенно разрушает первое впечатление об Илье Ильиче; каждая деталь этого жилища говорит об образе жизни хозяина и углубляет его характеристику как человека пассивного, отошедшего от ведения активного образа жизни. Отношение же к Захару типично для барина - крепостника. Препирательства со слугой показывает безволье Обломова и его неумение настоять на своем.

Работая с содержанием V и VІ глав, учащиеся готовят рассказ о служебной деятельности Обломова, анализируют причины, не позволившие развиться его способностям.

Так мы подходим к анализу VІІІ главы, где Обломов видит разницу между собой и «другими», размышляет о себе и «других». Беседа по содержанию поможет учащимся написать сочинение - мышление «А правы ли вы, Илья Ильич?»

По ІХ главе можно провести самостоятельную работу. Им надо составить план ответа на вопрос: в чем порочность жизненного уклада обитателей Обломовки?

Работая с текстом ІХ главы, учащиеся выделяют круг вопросов, связанных с укладом жизни Обломовки.

  1. Обломовцы живут за счет чужого труда.

  2. Ко всякому труду относятся как к наказанию за грехи.

  3. Идеал жизни - покой и праздность.

  4. Бережно сохраняется застывший уклад жизни.

  5. Проявляют замкнутость и крайнюю ограниченность интересов.

  6. Порочное воспитание детей:

а) в ребенке убивают волю, отучают от всякого движения, развивают лень и небрежность;

б) прививают отвращение к труду и учебе;

в) воспитывают понимание счастья как праздной жизни среди изобилия и удовольствий.

Составленные планы обсуждаются. По усмотрению учителя один - два пункта плана могут быть раскрыты учащимися.

И только теперь мы подвели учащихся к пониманию пагубности крепостного права. Хотя И. А. Гончаров не показывает в романе страданий подневольных крестьян, как делали А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, он глубоко и убедительно вскрывает порочную основу крепостничества как социального зла. Самодержавно - крепостнический строй, утверждая паразитическую жизнь барина, убивает лучшие качества человека и в барине, и в мужике.

Обращаем внимание, что сюжет произведения движим борьбой противоречий, борьбой хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью.

Построив таким образом работу с текстом романа, мы может быть уверены, что учащиеся, самостоятельно работая дома с главами ІІ части, сумеют проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его облик. Они смогут определить, когда снова начинает побеждать «обломовщина» и как это смог передать в романе И. А. Гончаров.

Как мы видим, для работы Брухно О. М. взяты лишь ключевые сцены романа, но их анализ позволит уйти от детального пересказа, массы бесед по содержанию текста. В то же время эти задания позволяют учащимся проникнуть в глубину замысла автора, увидеть скрытый текст (подтекст) романа, разобраться в характере главного героя, вслушаться и вдуматься в слово самого автора.

Анализируя содержание романа, учительница уделяет внимание составлению высказываний разных типов, их композиций, языку, в речь учащихся введены новые слова. Учащиеся занимались не только пересказом, но и писали продолжение текста, что потребовало от них умений и в подборе нужных синонимов, и в выборе определенных грамматических конструкций. Сохраняя стиль автора, школьники работали над логичностью и последовательностью связной речи.

Обучение связным высказываниям, как уже говорилось выше, охватывает широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием познавательной деятельности ученика. Развитие познавательных интересов имеет самое непосредственное отношение к работе над связным текстом. Учащихся надо научить полно воспринимать текст, выделять смысловые опоры, которые помогут проследить развитие сюжетной линии, последовательность описания, логику рассуждений.

Наибольшую сложность представляют тексты с установлением отношения к фактам действительности, их оценкой, восприятием эстетических свойств и качеств предметов, эмоциональными переживаниями.

Чтобы построить собственный текст, надо уметь воспринимать и оценивать действительность (наблюдать, выделять главное, составлять свое мнение о фактах действительности). Эти качества Брухно О. М. формирует в ходе подготовки к сочинениям. Учащиеся по определенному плану или на основе беседы, проведенной в классе, наблюдают за предметом описания, рассказа или рассуждений. Например, при подготовке к описанию поздней осени учащиеся наблюдали за приходом осени, отмечали изменения в природе, отмечают свои впечатления, прислушиваются к звукам осени, настроениям и чувствам людей. В этой скрытой для постороннего глаза работе рождается логика, содержание, язык будущего сочинения, определяется тип и стиль будущего сочинения.

Для младших школьников характерно сочинение реалистичное, конкретика в изложении фактов и мыслей. Здесь окажут помощь задания типа: напишите сочинение по данному началу, концу, продолжите мысль, введите описание, диалог, сделайте сочинение более захватывающим, введя какое - либо событие.

Некоторым школьникам трудно научиться точно и ёмко передавать главное, наиболее существенное. Им можно предложить такие виды работ, как краткое описание предметов, составление правил и руководств.

Много места на уроках Брухно О. М. уделяется формированию навыка логического мышления, поэтому ведется работа по определению границ темы сочинения, осмысления каждого слова в формулировке темы, определение основной мысли сочинения и правильный с этой точки зрения отбор фактов, художественных средств, подчинение зачина и концовки сочинения его основной мысли. Можно предложить задания: сопоставить формулировки тем и определить, какая из них шире: «Летом на реке» и «На рыбалке»; найти отступление от темы в данном сочинении; определить, достаточно ли полно раскрыта тема в предложенном сочинении, какое из двух сочинений больше соответствует теме.

Готовя пятиклассников к сочинению сказки, учительница предлагает игровые задания развивающего характера.

Задание І

Работа над вступлением (зачином).

  1. Рассмотри рисунки, к каким сказкам? (Рассмотреть иллюстрации). Как начинается эта сказка?

  2. Какая сказка начинается «Жили - были муж и жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка…»? Какие чудесные события в ней происходят?

  3. Можно ли уже по зачину определить вид сказки.

  4. Чтение возможных зачинов.

«Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, на той горе, где щелкала лиса орехи в дупле, а рыба - кит в лесу заблудилась, -вот тогда все это и приключилось.» (и другие).

Задание ІІ

Работа с основной частью.

  1. Изобрази сказку жестами «Колобок». Можно ли узнать основную мысль? Какова она? Какой Колобок? Как это передается в сказке словом?

  2. Сказка богата диалогами.

(Викторина - игра)

Кто это говорит? Из какой сказки? Продолжи диалог.

  • Не садись на пенек, не ешь пирожок;

  • Не пей, братец, этой водицы - козленочком станешь!

  • Яблоня, яблоня, спрячь нас.

  • Спи, глазок, спи, другой1 ( и другие).

  1. Поучимся владеть словом и посмотрим: легко ли сочинить сказку.

Игра «Исправь сказку».

1 уч. рассказывает сказку «Красная шапочка».

2 уч. перебивает его, фантазируя, создает свою сказку.

Жила - была не девочка , а мальчик.

Подарили не красную шапочку, а зеленый берет и т. д.

В конце игры 1 ученик пересказывает вновь созданную сказку. Красива ли ? Интересна? Какие недостатки?

  1. «Зашифруйте сказку.» Расскажи так, чтобы героя не узнали. Сказка «Дюймовочка»

  2. «Сказка наизнанку». Расскажи сказку о «Лисе и зайце» наоборот. Лиса беззащитная в лубяной избушке, а Заяц - хитрый, коварный хочет ее выгнать в ледяную.

  3. «Старая сказка на новый лад».

Какие мультфильмы видели, где герои старые, но все по - новому. Прослушивание музыкальной сказки «Красная шапочка» или «Петя и волк».

  1. Составление своей сказки на новый лад ( по предложенному учителем рисунку). Сказка «Репка».

  2. Сказка - фантазия «Если бы…»

Подумайте, всем ли служат волшебные предметы. Могли ли они послужить вам? За что?

(Рассказ ученика, готовившего задание индивидуально).

Задание ІІІ

Работа с концовкой.

  1. Как обычно оканчивается сказка?

  2. Посмотри на рисунки и вспомни конец сказки.

  3. Выбери конец сказки, который подошел бы к твоей любимой сказке.

Психологи утверждают, что общение и развитие речи ребёнка осуществляется преимущественно через игру. Особенно это важно для учащихся пятых классов, т.к. в младших классах игровые формы обучения используются довольно часто. Именно игровые моменты позволяют судить о том, может ли ученик строить ответ на вопрос, составлять рассказ на основе жизненного опыта, как рассуждает и к каким обращается героям, как понимает и устанавливает причинно - следственные связи между событиями.

Одна из форм обучения, позволяющая с наибольшим успехом использовать игровые ситуации, - диалог. В своей работе Брухно О.М. активно использует творческие задания игрового характера. Представлю серию таких заданий для уроков литературы:

- рассмотрев иллюстрации, определить название сказки;

- рассказать сказку от имени сказочного героя;

- придумать продолжение по данному началу, сравнить с настоящим вариантом;

- просмотреть фрагмент (или инсценировку), назвать сказку;

- прослушать сказку, найти несоответствия, исправить;

- зашифровать сказку, рассказав так, чтобы сложно было догадаться;

- презентация книжки (или слайдов) «Мои любимые сказочные герои»;

- составить карту (маршрут) передвижения героев, что они видят (описать природу, дома, одежду , быт);

- представьте свою встречу с автором и спросите о героях, событиях;

- рассказать сказку от лица любого персонажа;

- напишите письмо автору, что бы вам хотелось изменить в тексте;

- придумайте сказку о вашей любимой игрушке;

- объедините сказочных героев из разных сказок в одной новой;

- перенесите сказочных героев в другое время, место,

обстоятельства;

- создайте сказку - антипод, где все герои вдруг изменились и стали «наоборот»;

- сказка - пантомима: по действию без слов узнать героев, сказку, назвать автора;

- узнать героя по приметам;

- написать сценарий сказки миниатюры.

Предлагаемые формы проведения урока помогают выявить

уровень личностного развития каждого ученика, его способности к фантазированию, умение слышать другого человека, контактировать с ним, совместно работать. Игровые моменты позволяют ребёнку подключить весь свой жизненный опыт, синтезировать умения и навыки в едином акте действия.

В школьных учебниках много внимания уделяется описательным текстам. Подготовительная работа Брухно О. М. начинается с системы грамматических и орфографических упражнений на текстах, содержащих описание. Затем она проводит устное или письменное изложение. Одновременно организует наблюдения за предметами и явлениями с последующим их описанием. Сначала для этого используется хорошо знакомая ученику, любимая им вещь, затем - произведения живописи. Позже для наблюдения и описания предлагаются изменения, происходящие в природе. Кроме того, предлагаются задания, при выполнении которых учащиеся должны использовать результаты повседневных, непреднамеренных наблюдений, а также дополнять их воображением.

Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи, и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов - образцов в классе. Для работы была взята тема «Мой любимый цветок».

Для введения в тему читаем следующий текст:

У каждого народа был свой любимый цветок. У греков и римлян - левкой, у египтян - водяная лилия, у французов - красная гвоздика. Любимым цветком в Японии является хризантема, а самым почитаемым - лотос. В их честь устраиваются народные празднества и гулянья. На гербе и государственной печати Японии изображена шестнадцатилепестковая хризантема. Орден хризантемы - высшая награда в стране.

- А какой цветок вы больше всего любите и почему?

На этот вопрос и должны ответить пятиклассники в своих сочинениях. Затем внимание учащихся было обращено на то, что сочинение должно содержать описание цветка и выразить отношение автора к нему.

В качестве текста - образца зачитывается стихотворение В. Солоухина «Цветы». Поэт говорит о том, что ему дороже всего одуванчик - скромный луговой цветок. Поэт любит его.

За то, во - первых, что вполне подобен солнцу.

Как будто солнце четко отразилось

В бесчисленных осколочках зеркальных,

Разбросанных по ласковой траве.

Но может быть, что вовсе не за это

Люблю я скромный маленький цветок.

За то его люблю, что вечно жмется к людям.

Проводится анализ использованных автором языковых средств. Подчеркивается, что в эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету. На этом заканчивается подготовка учащихся к сочинению. Важно было эмоционально настроить детей, чтобы чувство прекрасного помогло им творчески подойти к выполнению задания. Этого оказалось достаточно, чтобы в сочинениях были употреблены прилагательные и другие средства выразительной речи.

Эффективность работы над связной речью во многом определяется заинтересованностью школьников этим видом работы, что зависит от тематики творческих работ, от учета интересов учащихся.

Всем известно, как неохотно школьники выполняют задания, связанные с переводом текста. В большинстве случаев эта работа связана с автоматическим переводом, дословным. Они не всегда дают ожидаемого эффекта, т. к. школьники механически переводят слова, забывая о стилизации текста. На уроках по переводу текста в классе, работающем по системе развивающего обучения, было дано понятие автоматического (дословного) и художественного перевода, показана их разница: художественный перевод - творческий процесс, результат этого процесса - соответствующее литературное произведение на другом языке. Художественная литература как искусство слова ставит переводчику огромные требования: необходимо не только рассказать, о чем говорится в подлиннике, передать его смысл, но и отразить особую манеру писателя (его стиль), его особый взгляд на мир. А здесь мало знать язык, надо овладеть культурой народа, культурой его речи, уметь разбираться в лингвистических особенностях языка.

У кого таких данных нет, те легко впадают в «буквализм», но работа детям нравится, т. к. они чувствуют себя переводчиками. Предлагаю образец такого перевода текста известного стихотворения А. Малышко «Пісня про рушник»:

Милая мама моя, ты ночей недоспала

Ты водила меня в те поля край села,

В дальний путь ты меня на заре провожала,

И рушник свой на счастье, на радость дала.

Вспомню я все родные дорожки,

Пусть на радость тебе зацветут все поля,

На твоем рушнике сердцем вышиты стежки,

Здесь вся доля, все горести, жизнь вся твоя.

И возьму твой рушник, расстелю, как судьбу я,

В тихом шелесте трав, в щебетанье дубрав.

И пойду я по нем, смело в жизни шагая:

Буду помнить тебя, жизнь моя ты, моя ты любовь.

Совершенно иначе звучит перевод учащегося, который подошел к переводу, осмыслив тему:

Мама милая, родная, дорогая.

Не грусти так часто обо мне.

На рушник смотрю я, вспоминая,

Край родной и рощу в тишине.

Вспоминаю детство и разлуку,

Вспоминаю верную любовь

И друзей своих,

И страшную ту муку,

Что струилась из твоих очей.

Вспоминаю я в глазах слезинку,

От морщин вмиг постаревшее лицо,

В вышивке ожили вдруг тропинки,

Что с тобой исхожены давно.

Милая, родная, не печалься

Память камнем на душу легла.

Птицу счастья я поймать пытался,

Но она лишь призраком была.

Возле дома запомнились осинки,

На душе и грустно, и светло.

По щекам скатились две слезинки сына,

Что не плакал уж давным давно.

Ученики - переводчики встречались с огромными трудностями, но умение их преодолеть говорит о богатстве возможностей, которые таятся в языке, о возможности найти соответствия оригиналу. Эти работы показывают, что учащиеся овладели основами связной речи, т. е. они знают «что» сказать и «как» сказать. Умеют окрасить «как» в разные тона, чтобы оно произвело эмоциональное впечатление.

Очень важно, чтобы у школьников появилась потребность выразить себя. Брухно О. М. сумела создать творческую атмосферу, решить одну из важнейших задач учителя филологии: создать потребность в писании. При наличии такой потребности учащиеся пишут с интересом, стараются оригинально выразить мысль, подобрать интересные материалы.

В старшем школьном возрасте учащимся становится близкой и понятной лирика. Для них характерно стремление передать «накал страстей», который носят их характеры. Многие начинают писать стихи, стараясь самовыразиться. Литературное творчество - ценное приобретение юношества, открытие своего внутреннего мира и стремление раскрыть его окружающим. Идет процесс приобщения к искусству. Старшеклассникам нравится придумывать мини - рассказы, стихотворения, в которых можно отразить свои впечатления и переживания.

В школе многие годы работает литературный кружок, издается журнал, выпускается школьная газета, куда могут поместить свои работы все желающие. Цель подобных журналов - помочь учащимся, основываясь на воображении, фантазии, ассоциативном опыте, самовыразиться, вызвать у них эмоциональный отклик на определенные явления действительности, научить видеть гармонию в каждом, даже незначительном проявлении природы. Чувства приобретают качественно новый характер, переживания становятся интенсивнее, содержательнее.

Сорву душистую сирень,

Поставлю в вазу.

И пасмурный, дождливый день

Я вспомню сразу.

Под теплым, ласковым дождем

Сирень сияла.

И так хотелось мне начать

Всю жизнь сначала.

Шепнула белая сирень

Мне по секрету:

«Не возвратишь ты ни на день

Остатки лета».

Да, знаю, знаю я, друзья,

Так не бывает

Жизнь повернуть назад нельзя

Отлично знаю.

Но почему же так порой

Душа страдает?

От нежных запахов цветов

Все заживает.

К цветам и солнышку с зарей

Душа стремится.

Весною хочется порой

С природой слиться.

Природа горе заберет

В свои ненастья.

С сиренью белой принесет

Немного счастья.

Тонко и изящно это стихотворение передает настроение. В стихотворении ощущается призрачность, зыбкость счастья, его недолговечность. Уходит лето и кажется, что уходит часть души, но сирень, ее запах обладает способностью не только обозначить уход, но и сохранить полноту чувства и переживания.

Хотя с литературной точки зрения в работе есть недочеты, но совершенно ясно, что перед нами личность, человек, умеющий тонко чувствовать и выражать свои мироощущения.

После изучения темы «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» учащимся было предложено выразить впечатления, чувства, вызванные стихами поэтессы, воплотив их в стихотворную форму. Вот одна из работ:

Ничего необычного нет:

Это просто Марины стихи.

Почему же так сердце жжет

От глухой, неземной тоски?

Очень хочется ей помочь,

испытание жизнью пройти:

Зависть выпустить птицей в ночь,

Злобу, ложь, неправду снести.

Ярко кистью рябины пылает душа,

Вам живое в ней не убить.

И могу я тихо, в подушку дыша,

Верить, надеяться и любить.

По содержанию стихотворения видны тревоги, обиды, душевные переживания, гордость, первая влюбленность.

Но эти переживания не возведены в мелодраматическую степень. Здесь нет мировой скорби. Найден образ, передающий одиночество - «подушка». В стихотворении нет угроз, мыслей о мести, измене, ненависти к окружающим. Все это будет выплакано ночью тайно ото всех. Но душа автора способна жить, любить, потому что способна чувствовать, воспринимать стихи М. Цветаевой. Стихотворение несовершенно по форме, языку. Но ясно одно: автор реально смотрит на мир, без иллюзий, но и без пессимизма. Главное то, что автор умеет чувствовать, понимать, что никогда не расстанется со сборниками стихов. Главное - приобщение к слову!

Приведённые работы позволяют выявить уровень языкового развития, нравственные, эстетические, общественно - политические взгляды учащихся.

Практика показывает, что последовательная и системная работа по формированию навыков связной речи дает положительный эффект.

Данный опыт - это реализация одного из специфических принципов - принципа коммуникативной ориентации как одного из возможных путей формирования личности учащихся, развития кругозора, культурного уровня. Школьники не живут вне общества, поэтому, попадая в разные жизненные ситуации, они должны научиться общаться. Это значит, что процесс связной речи надо строить подобно процессу общения. Эта работа не должна прекратиться с окончанием учащимся школы. Задача школы - сформировать не только культуру речи, но и (что является самым главным) постоянную потребность учиться языку, уметь искать и находить наиболее точное, правильное и стилистически уместное слово или выражение. Культура речи предполагает широкое лингвистическое воспитание и массовое стилистическое просвещение. Без этого нет культуры как отдельного человека, так и всего народа в целом.



© 2010-2022