Урок литературы на тему: Какие книги мы читаем?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе.


Тема урока: «Какие книги мы читаем?»

Познавательная цель урока: изучение жизни и творчества современных писателей.

Воспитательная цель урока: привитие учащимся любви к книгам.

Задачи урока:1) познакомить учащихся с историей происхождения книги;

  1. расширить кругозор учащихся в современной литературе;

  2. увеличить интерес учащихся к чтению книг.

Методические приемы: доклад, презентация, выставка книг, викторина, обсуждение.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал: «Вопросы для обсуждения», «Викторина-тест».

Использованная литература: 1)Дж. Роллинг «Гарри Поттер», 2) М.Булгаков «Морфий», «Записки юного врача», 3) В.Войнович «Жизнь и невероятные приключения солдата Чонкина», 4) Былины о русских богатырях: «Илья Муромец», «Илья Муромец и сын», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович»


Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит спокойная музыка учащиеся читают стихи о книгах. ( Приложение 1).

2.Слово библиотекаря.

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Обычно вы приходите в библиотеку, а сегодня библиотека пришла к вам. Но сколь бы не были интересными и наглядными современные технологии, ничто не сравнится с «живой» книгой, с теми ощущениями, которые испытываешь, когда открываешь страницы новой книги, только что сошедшей с печатного станка или находишь на дальней полке библиотеки книгу с ветхими, желтыми страницами, которые сохранили на себе чувства и переживания миллионов читателей, прочитавших эту книгу.

Сегодня вашему вниманию мы рады представить те книги, которыми зачитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Это и «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона, и «Принц и нищий», «Том Сойер и Гекельбери Финн» М. Твена, и «Разгром» и «Молодая гвардия» А.Фадеева и многие другие.

А какие книги вы, мои юные друзья, читаете сейчас? Самые популярные из них представлены здесь.

  1. Чтение докладов учащимися.

Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги. Мною был проведен статистический опрос учащихся в 8, 10-х классах, который показал, что почти каждый ученик прочитал книгу Джуан Роллинг «Гарри Поттер». И среди наших книгочеев сегодня есть приверженец творченства этой замечательной писательницы.

Чтение докладов сопровождается презентацией слайдов.

  1. Джуан Роллинг «Гарри Поттер».

«Гарри Поттер» - это не только увлекательное чтиво, но, как мне кажется, очень поучительное произведение. Оно учит добру, справедливости, учит быть хорошим другом, что согласитесь очень не просто в нашем современном мире. Гарри - главный герой повести обладает всеми этими качествами, не смотря на то, что с самого раннего детства он жил в не лучших условиях в каморке своих тети и дяди. Сирота с детства, окруженный бесконечным обманом, несправедливостью, сохраняет тем не менее человеческое лицо, не становится жестоким, агрессивным и несправедливым по отношению к другим.

Но не только тяготы быта выпадают на долю юного, 11-летнего мальчика. Приехав в школу Хогвардс, он понимает, что он не просто «серая мышь», на которую никто никогда не обращал внимания, а очень знаменитый человек, о котором с трепетом говорят даже старшекурсники. «Крещение славой» Гарри тоже проходит с большим достоинством и, наверное, это дает ему возможность обрести настоящих друзей.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Как вы думаете, что сделало книгу Джуан Роллинг такой знаменитой?

2. Какими качествами должен обладать современный подросток, чтобы не потеряться в жизни, найти свою дорогу?

3. Присутствует ли магия в нашем мире или это только вымысел? Приведите примеры необычного, захватывающего в нашей с вами жизни.

4. Какую роль в вашей жизни играет дружба, есть ли у вас настоящие друзья?

Обобщение по докладу.

Джуан Роллинг не единственная писательница, работающая в этом жанре. Также известную популярность приобрели такие писатели как: Дмитрий Емец, Кристофер Паолини, Толкиен и другие.

  1. Следующий наш доклад, посвящен совсем другому направлению в литературе. Очень многоплановый писатель, врач по своей основной специальности, стал близок учащимся нашего класса, наверное еще и потому, что это класс химико-биологического профиля.

Михаил Булгаков «Морфий», «Записки юного врача».

Доклад учащегося.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему главный герой повести «Морфий» покончил жизнь самоубийством? Как человек становится наркоманом?

2. Что самое страшное было для юного врача в его работе?

3. Как много значит для молодого специалиста с отличием законченный университет?

4. Какие качества необходимы для хорошего врача?

Обобщение по докладу.

Такие же темы затрагиваются и в произведение Н.В.Гоголя «Невский проспект», которое мы обсуждали на уроке.

  1. Следующий доклад посвящен теме Великой Отечественной войны. Но, если война в большинстве произведений представлена, как глубоко трагическое явление, то это произведение доказывает, что и на войне есть место юмору.

Роман-анекдот Владимира Войновича «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина».

Имя Владимира Николаевича Войновича у читателей советского и постсоветского пространства ассоциируется с самым острым и нашумевшим его романом «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина. Определив жанр своего романа как роман - анекдот, автор тем самым обосновал право на комическое изображение героя.

Биография писателя вполне типична для современной эпохи: отец-журналист, мать-учительница математики. Будущий писатель учишлся в ремесленном на столяра, служил в армии, пытался поступить в Литинститут, но принят не был. Учился в пединституте имени Н.К.Крупской, но так и не закончил вуз, работал на стройке, затем редактором на Московском радио.

Первая книга трилогии называется «Лицо неприкосновенное», написана в 1963-1969 годах.

Действие первой части романа происходит в 1941-м году в СССР перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового.

В воинской части неподалёку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью, далёкой от образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, занимаясь тем, что убирает навоз. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне Красное.

Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с колхозницей - почтальонкой Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре. Начинается война и о Чонкине с его самолётом благополучно забывают. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки «гибрида помидора и картофеля» местного самодеятельного селекционера Гладышева, убеждённого последователя Т.Д. Лысенко. Мстительный колхозник написал на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Чонкин был легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюры. Генерал, удивлённый тем, что полк сражался с одним рядовым и девушкой, награждает его медалью. Но затем, увидев чекистов, отбирает медаль назад (выдирая её из гимнастёрки), и чекисты увозят Чонкина из деревни.

В это же время, в полном соответствии с тезисом Ф. Энгельса о том, что, как человек создал труд, так и труд создал человека, высказанным им в книге «Диалектика природы», мерин по кличке Осоавиахим становится человеком, после чего работать в колхозе отказывается. Вскоре он гибнет от шальной пули, а под копытом у него находят записку: «Прошу считать меня коммунистом».

Произведение мне понравилось, главным образом, своим повествованием. Оно интересное, легко читается, но в тоже время несет очень глубокий смысл. Мне, кажется, если бы люди, живущие в России не имели такой находчивости, как Иван Чонкин, не обладали такой дисциплиной, храбростью, чтобы противостоять врагу, какова бы не была его численность, вряд ли ему удалось бы победить в Великой Отечественной войне.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете почему в произведениях о войне главным героем зачастую становится рядовой солдат?

  2. Какие другие герои произведений, о которых вы читали, похожи своим изображением на Ивана Чонкина?

  3. Чему можно поучиться у этого героя?

  4. Как проявляется психология русского человека в романе Владимира Войновича?

Обобщение учителя по произведению.

Главный герой романа представляет собой сочетание Иванушки-дурачка - носителя народной нравственности и здравого смысла, и бравого солдата Швейка Ярослава Гашека. Конфликт, который возник вокруг публикации романа, главным образом проистекал из парадоксальной природы произведения. Маленький нелепый человек, рядовой солдат большой войны оказывается в центре событий, которые никак не соответствуют масштабам его личности.

…сказка, вообще фольклор, сразу приходит в голову при размышлении об образе Чонкина, […]. Вероятно, в этом залог его успеха и долгой читательской жизни. Чонкин опирается на народный архетип. А это среди прочего значит, что и его, Чонкина, можно интерпретировать, видоизменять, использовать, как того же Иванушку-ДурачкаилиЕмелю.
Пётр Вайль

Работая над романом автор во многом опирался на фольклор и мифы, которые возникали вокруг армии и войны. Так описывает автор своего героя:

Чонкин не идиот, он обыкновенный простодушный человек, хотя немножко смахивает и на Швейка, и на Василия Тёркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет, и на Тиля Уленшпигеля. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши, обычные советские ситуации.
Владимир Войнович


  1. Подведение итогов.

И наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением Татьяны Щепкиной- Куперник.

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет -
Это - книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог -
Это-книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это -книга. Да здравствует книга!

Татьяна Щепкина-Куперник (1874-1952)

Читайте, мои дорогие друзья, хольте, лелейте свои любимые книги. Ведь вся мудрость, все богатство всего нашего народа!









Приложение 1.



Анна Ахматова

Читатель
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! -
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной...
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.

1959 г.


А вот прекрасное стихотворение Марины Цветаевой о книгах

Книги в красном переплете
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- Уж поздно! - Мама, десять строк!..-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник,
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена.
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1908-1910


КНИГА
Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.

Небрежно рассказ недочитанный кинут,
Хозяин ушел и повесил замок.
Сегодня он отдал последний полтинник
За краткую встречу с героем Зоро.

Он сядет на лучший из третьего места,
Ему одному предназначенный стул,
Смотреть, как Зоро похищает невесту,
В запретном саду раздирая листву.

Двенадцать сержантов и десять капралов
Его окружают, но маска бежит,
И вот уж на лошади мчится по скалам,
И в публику сыплется пыль от копыт.

И вот на скале, где над пропастью выгиб,
Бесстрашный Зоро повстречался с врагом..
Ну, разве покажет убогая книга
Такой полновесный удар кулаком?

Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.
1925

Михаил Светлов





























Приложение 2.

Выставка книг.

Что читали ваши родители?

Что читают современные подростки?










































Доклады.

  1. Джуан Роллинг «Гарри Поттер».

«Гарри Поттер» - это не только увлекательное чтиво, но, как мне кажется, очень поучительное произведение. Оно учит добру, справедливости, учит быть хорошим другом, что согласитесь очень не просто в нашем современном мире. Гарри - главный герой повести обладает всеми этими качествами, не смотря на то, что с самого раннего детства он жил в не лучших условиях в каморке своих тети и дяди. Сирота с детства, окруженный бесконечным обманом, несправедливостью, сохраняет тем не менее человеческое лицо, не становится жестоким, агрессивным и несправедливым по отношению к другим.

Но не только тяготы быта выпадают на долю юного, 11-летнего мальчика. Приехав в школу Хогвардс, он понимает, что он не просто «серая мышь», на которую никто никогда не обращал внимания, а очень знаменитый человек, о котором с трепетом говорят даже старшекурсники. «Крещение славой» Гарри тоже проходит с большим достоинством и, наверное, это дает ему возможность обрести настоящих друзей.

2.Роман-анекдот Владимира Войновича «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина».

Имя Владимира Николаевича Войновича у читателей советского и постсоветского пространства ассоциируется с самым острым и нашумевшим его романом «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина. Определив жанр своего романа как роман - анекдот, автор тем самым обосновал право на комическое изображение героя.

Биография писателя вполне типична для современной эпохи: отец-журналист, мать-учительница математики. Будущий писатель учишлся в ремесленном на столяра, служил в армии, пытался поступить в Литинститут, но принят не был. Учился в пединституте имени Н.К.Крупской, но так и не закончил вуз, работал на стройке, затем редактором на Московском радио.

Первая книга трилогии называется «Лицо неприкосновенное», написана в 1963-1969 годах.

Действие первой части романа происходит в 1941-м году в СССР перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

  1. В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового.

  2. В воинской части неподалёку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью, далёкой от образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, занимаясь тем, что убирает навоз. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне Красное.

  3. Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с колхозницей - почтальонкой Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре. Начинается война и о Чонкине с его самолётом благополучно забывают. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки «гибрида помидора и картофеля» местного самодеятельного селекционера Гладышева, убеждённого последователя Т.Д. Лысенко. Мстительный колхозник написал на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Чонкин был легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюры. Генерал, удивлённый тем, что полк сражался с одним рядовым и девушкой, награждает его медалью. Но затем, увидев чекистов, отбирает медаль назад (выдирая её из гимнастёрки), и чекисты увозят Чонкина из деревни.

  4. В это же время, в полном соответствии с тезисом Ф. Энгельса о том, что, как человек создал труд, так и труд создал человека, высказанным им в книге «Диалектика природы», мерин по кличке Осоавиахим становится человеком, после чего работать в колхозе отказывается. Вскоре он гибнет от шальной пули, а под копытом у него находят записку: «Прошу считать меня коммунистом».



  1. Произведение мне понравилось, главным образом, своим повествованием. Оно интересное, легко читается, но в тоже время несет очень глубокий смысл. Мне, кажется, если бы люди, живущие в России не имели такой находчивости, как Иван Чонкин, не обладали такой дисциплиной, храбростью, чтобы противостоять врагу, какова бы не была его численность, вряд ли ему удалось бы победить в Великой Отечественной войне.













Вопросы для обсуждения.

«Гарри Поттер»

1. Как вы думаете, что сделало книгу Джуан Роллинг такой знаменитой?

2. Какими качествами должен обладать современный подросток, чтобы не потеряться в жизни, найти свою дорогу?

3. Присутствует ли магия в нашем мире или это только вымысел? Приведите примеры необычного, захватывающего в нашей с вами жизни.

4. Какую роль в вашей жизни играет дружба, есть ли у вас настоящие друзья?

По произведениям Булгакова.

1. Почему главный герой повести «Морфий» покончил жизнь самоубийством? Как человек становится наркоманом?

2. Что самое страшное было для юного врача в его работе?

3. Как много значит для молодого специалиста с отличием законченный университет?

4. Какие качества необходимы для хорошего врача?

«Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина»

1. Как вы думаете почему в произведениях о войне главным героем зачастую становится рядовой солдат?

2. Какие другие герои произведений, о которых вы читали, похожи своим изображением на Ивана Чонкина?

3.Чему можно поучиться у этого героя?

4. Как проявляется психология русского человека в романе Владимира Войновича?





ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕСТ

Кто из этих сочинителей прославился не только баснями, но и государственными гимнами?
а) Эзоп
б) И.А.Крылов
в) Ж.де Лафонтен
г) С.В.Михалков

Кто написал «Сказки об Италии»?
а) Л.Н.Толстой
б) Дж.Родари
в) А.М.Горький
г) А.Мандзони

Кто из этих литературных героев имел прозвище Каланча?
а) Гулливер
б) Дядя Стёпа
в) Дон Кихот
г) Папа Карло

Кто из этих писателей не работал в жанре научной фантастики?
а) Р.Брэдбери
б) А.Р.Беляев
в) С.Лем
г) В.П.Катаев

Кто из русских богатырей был боярским сыном?
а) Вольга Всеславьевич
б) Алеша Попович
в) Илья Муромец
г) Добрыня Никитич

Какой подвиг совершил Илья Муромец сразу после исцеления?
а) Спас Киев от татар
б) Расчистил поле от пней
в) Победил Соловья-разбойника
г) Победил Змея-Горыныча

Как звали сына Ильи Муромца?
а) Сокольник
б) Святогор
в) Святослав
г) Ставер

Чем встречал случайных прохожих Соловей-разбойник?
а) Свистом
б) Щелканьем
в) Трелью
г) Уханьем
Куда ранил Илья Муромец Соловья-разбойника?
а) В руку
б) В правый глаз
в) В плечо
г) В левый глаз

Кто из этих богатырей победил крылатое чудовище - Тугарина Змеевича?
а) Алёша Попович
б) Добрыня Никитич
в) Вольга Всеславьевич
г) Илья Муромец

© 2010-2022