Статья «Воспитание толерантности средствами литературы»

Проблема толерантности – актуальная проблема современности. Толерантность предполагает, с одной стороны, отсутствие упрощенного, «черно- белого» восприятия мира, отсутствие агрессивного поведения, нежелания принимать на себя ответственность, делать выбор. С другой стороны – уважение и принятие самого себя в сочетании с уважением и принятием других, способность к договору, сотрудничеству. Предлагаю материалы лекций, цель которых – познакомить учеников с понятием толерантность в произведениях худ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

Е. М. МИЛЮТИНА

Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 23»

Преподаватель УКП в ИТК

г. Вологда

Воспитание толерантности средствами литературы

Лекция №1 (5 - 9 классы) Проблема толерантности в русской классической литературе

1. С 1996 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.

2. Происхождение термина: Понятие связано с именем Талейрана Перигора, князя Беневентского, бывшего министром иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

3. Значение термина: терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; принятие другого таким, какой он есть; уважение прав других; прощение, милосердие, уважение человеческого достоинства; сотрудничество, дух партнёрства.

4. Многие произведения классической литературы затрагивают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимоприятия. Важно при чтении увидеть ситуацию глазами героя, соотнести его со своим миром... Классики литературы показывают, что толерантность - важная черта в становлении личности.

5. Вспомним сказочные истории, которые как нельзя лучше иллюстрирует проблему толерантности в детской литературе.

Статья «Воспитание толерантности средствами литературы»

Сказка Андерсена «Гадкий утенок» преподносит важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.

Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным. Лишь тогда осознал, что он другой, когда встретил лебедей и понял, что он один из них. Ведь эти грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.


Статья «Воспитание толерантности средствами литературы»В сказке Киплинга «Маугли» образцами толерантного поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, понимающую звериный язык. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных.

Кровожадный тигр Шерхан служит собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен.


6Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». Обратимся к произведениям русских классиков.

Повесть Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» (1885) в сокращении и под заглавием «Дети подземелья» стала хрестоматийной. В ней вопрос толерантности решается в социальном ключе. Мальчик Вася из семьи, занимающей высокое общественное положение в городке, где происходит действие, подружился людьми из «дурного общества», отверженными, бездомными, находящими пропитание воровством. Сын судьи Вася и нищие Валек и Маруся становятся верными друзьями. Вася сумел своим чистым детским сердцем принять чужую боль и страдание. И именно эта «странная» дружба помогла Васе найти взаимопонимание с отцом, который не понимал одиночества сына, погрузившись в горе после смерти жены. Благодаря этой дружбе Вася и его младшая сестра Соня уважительно относились к людям разных социальных слоев. (Читается заключительная сцена из повести)

Мудрые мысли: "Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". Ф.Бэкон

7Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». «Морские рассказы» Константина Михайловича Станюковича в 1901 году были удостоены Пушкинской премии.

В одном из рассказов, названном именем главного героя - «Максимка», повествуется о сострадании русских военных моряков маленькому афроамериканцу, которого они подобрали в открытом океане. Мальчик был собственностью капитана пиратского судна, который жестоко обращался со своим рабом. Вначале мальчик боялся русских матросов, потому что думал, что все белые люди злые. Доктор вылечил мальчика. Пожилой матрос Лучкин привязался к нему по-отечески, сшил одежду и обувь. Он же дал негретёнку имя - Максимка, потому что его спасли в день святого угодника Максима. Когда Лучкин спросил у матросов, принимают ли они Максимку в артель, все согласились и уговорили капитана оставить ребенка на корабле юнгой.
«Недаром же русские матросы с замечательной терпимостью относятся к людям всех рас и вероисповеданий, с какими приходится им встречаться», - это ключевая фраза в рассказе.

Мудрые мысли: "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". Л.Толстой

8Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» (1872 год) главная мысль о том, что нет плохих национальностей, а есть хорошие и плохие люди разных национальностей.

Герой рассказа русский офицер Жилин, служивший на Кавказе в действующей армии, отличается отвагой, силой характера и миролюбием. Он едет в Россию, в отпуск, повидаться с матушкой, но попадает в плен к татарам.
Толстой описывает аул, одежду татар, их нравы и обычаи. Многие татары относятся к Жилину уважительно и доброжелательно: он быстро выучил татарский язык, был мастером на все руки. Надо помнить, что во все времена в чужом краю люди хорошо относятся к тем, кто изучает их культуру, кто трудится и умеет что-то хорошо делать.
Толстой считает национализм извращенным чувством. Девочка Дина, дочь местного князя, уважает Жилина и сострадает ему. Она украдкой носит пленнику молоко, лепешки и, наконец, устраивает побег, узнав о том, что русскому грозит смерть.

Проблема толерантности в этой повести раскрывается в национальном ключе.

9. Иван Сергеевич Тургенев, миниатюра «Нищий» (1887 год). В последние годы жизни И.С.Тургенев пишет короткие прозаические тексты, иногда похожие на маленькие рассказы, а порой и вовсе лишенные сюжета - что-то вроде отрывочных дневниковых записей. Все они отличаются поэтичностью. Она ощущается и в музыкальном ритме фразы, и в изяществе образов, и в авторской исповедальности. Тургенев говорит о своих чувствах, рассказывает о надеждах и разочарованиях, вспоминает ярчайшие впечатления жизни. И потому прозаические миниатюры получили необычное название - "Стихотворения в прозе". Сегодня прочитаем миниатюру «Нищий» и поразмышляем.

10. Толковый словарь: Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием; нищая старушка

2) лишённый внутренних интересов, духовно опустившийся человек; нищий духом

3)крайне бедный, скудный; нищий край.

11.Читаем и слушаем: «Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат,- прошамкал он,- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».

12. Размышляем:

Какие чувства, как правило, испытываем к нищим? (пренебрежение, брезгливость, жалость…)

Какие чувства испытывает автор? (потерянность, смущение, милосердие, терпимость, сострадание…)

Мудрые мысли: "Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". Л.Толстой

13. Вывод. Таким образом, в произведениях классиков литературы можно проследить тему толерантного отношения к людям другой национальности, другой веры, социального положения, тему поиска компромисса и интереса к жизни во всем ее многообразии.

14. Задания на выбор: 1. Герои представленных в лекции произведений: Гадкий утенок, Маугли, Вася, Валек, Максимка и Дина - дети, находящиеся в поре взросления не только физического, но, что особенно важно, нравственного. Жизненные испытания этих героев оказывают влияние на формирование в них толерантного отношения к другим. Советую прочитать книги, о которых говорилось сегодня, и написать отзыв об одной из них.

2.Взрослые герои тоже показаны в развитии, они вырабатывают в себе качества толерантности. Найдите примеры в текстах и напишите сочинение - рассуждение на тему «Толерантность - важнейшая черта личности».

15. Информация к размышлениям. Правила толерантного общения:

1.Если ты вступил в спор, помни: истина не принадлежит тебе, как не принадлежит никому.

2. Не говори: «Ты не прав», а только: « Я с тобой не согласен».

3. У тебя есть право на собственное мнение, в споре опирайся на факты. Не забывай, о чем, собственно, ты споришь.

4. Не перескакивай с темы на тему. Формулируй свою точку зрения вначале, а затем подтверди ее фактами и примерами.

5. Будь краток, не злоупотребляй временем другого.

6. Говори сейчас, здесь, а не потом, за спиной того, с кем споришь.

7. Каждый имеет право на молчание

16.Простые советы:

* Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

*Ты живешь среди людей, не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.

*Проверяй свои поступки вопросом к самому себе, не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

*Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

17. Анкета

1. Оцените лекцию:

* вызвала интерес, *содержит полезную информацию, *заставила задуматься о своем отношении к людям, *позволила посмотреть на себя и окружающих другими глазами,

*заставила по-другому посмотреть на чтение книг

2. Определите свое отношение к людям с точки зрения толерантности:

*спокойно отношусь к людям другой веры, *сочувствую и сострадаю больным и немощным, * проявляю милосердие, умею прощать, *помогаю, если просят,

*предлагаю свою помощь, *дорожу дружбой.

3. Ваша цель чтения книг:

*читаю, чтобы занять свободное время,

*читая, соотношу ситуацию в книге со своей жизнью,

*читая, пытаюсь понять героя, стараюсь взглянуть на мир его глазами, сопереживаю,

*читая, слежу за сюжетом: интересно, что будет дальше,

*читаю только с целью получения необходимой информации,

* не читаю и читать не буду.

4. Оцените себя с точки зрения толерантности:

* во мне нет черт толерантности, *я пытаюсь быть толерантным

Лекция №2. (10 - 11 классы) Проблема толерантности в современной литературе

1. Толерантность - это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; принятие другого таким, какой он есть; уважение прав других; прощение, милосердие, уважение человеческого достоинства; сотрудничество, дух партнёрства.

2. Шведская писательница Анника Тор случайно натолкнулась в архивах на краткие данные о том, как 500 еврейских детей - беженцев были вывезены обществом Красного Креста из Австрии в Швецию в начале второй мировой войной, чтобы они избежали преследования нацистов.

Статья «Воспитание толерантности средствами литературы»Анника Тор написала тетралогию (4 книги): «Остров в море» (2006 год издания), «Пруд белых лилий» (2008г.), «Глубина моря» (2009г), «Открытое море» (2011г). Все четыре книги - повествование о становлении характеров детей, лишенных возможности жить с родителями, и о способности быть благодарными тем, кто их заменил. Это книги о детях, которые интуитивно намного толерантнее некоторых взрослых. Здесь мы видим не только сердобольных шведов, но и тех, кто не понимает трудностей адаптации детей в чужой стране без родных и близких или высказывается о своих симпатиях нацизму. Тетралогия Анники Тор приглашает к размышлениям над проблемой толерантности.

Краткое содержание. Две сестрички, двенадцатилетняя Штеффи и шестилетняя Нелли, вывезенные в Швецию, сумели принять чужую культуру, выучили чужой язык и адаптировались к жизни в чужих семьях. Старшая Штеффи учится сначала в шведской школе на острове, потом в Гетеборге, живет в семьях, приютивших ее, добивается стипендии от Красного Креста, чтобы учиться на врача, как ее отец. Она поддерживает связь с родителями через письма. Старается их не расстраивать, что живется трудно, и понимает, что родители в письмах тоже скрывают правду о жизни сначала в еврейском гетто в Вене, потом в концлагере в Польше. В четвертой книге завершается история сестер Штеффи и Нелли. Прошло четыре года с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась. Но долгожданное окончание войны обернулось лишь новыми тревожными вопросами: как дальше жить сестрам? Останется ли в приемной семье Нелли, которая свободно говорит на шведском и практически забыла родной немецкий язык? Сможет ли Штеффи продолжить обучение в университете? Она уже знает, что мать погибла в концлагере, а выжил ли отец? И если жив, как его найти? Воссоединится ли семья, ведь дядя, успевший эмигрировать в Америку еще в 1939 году, приглашает девочек к себе? Обо всем этом вы узнаете, прочитав тетралогию.

Кроме того, у вас возникнут вопросы, над которыми вы раньше не задумывались, ведь события периода Второй мировой войны происходят в нейтральной стране, не участвовавшей в военных действиях: как война влияла на судьбы с виду суровых и немногословных шведов, как работало общество Красного Креста…

3Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». Рубен Давид Гонсалес Гальего - русскоязычный писатель. Его автобиографический роман «Белое на черном» в 2003 году отмечен премией «Русский Буккер». В 2005 году вышла вторая книга - «Я сижу на берегу». Оба произведения об отсутствии толерантности в самой системе государственных учреждений для больных детей. Читать книги Гальего трудно: в них много боли и страданий, но это честные книги и потому очищают душу. Желаете размышлять, сострадать маленьким героям - прочтите эти книги.

Рубен Гальего родился в Москве в сентябре 1968 года. Его мать была дочерью генерального секретаря испанской компартии. Отец принадлежал к венесуэльским борцам за свободу. Молодые мать и отец учились в московских институтах. У них родились два сына-близнеца: один сразу умер, а у другого был церебральный паралич. От матери скрыли, что ребенок жив. Два десятилетия он провел в советских больницах, домах интернатах для детей - инвалидов, а после совершеннолетия в доме престарелых. В Новочеркасске он поступил в торгово-коммерческий техникум, женился, родилась дочка. Потом развод, новая женитьба и рождение второй дочери. Именно в Новочеркасске у Гальего появился интерес к литературе.

В книгах Гальего рассказывается о встречах с разными людьми в домах для инвалидов, об отношении медперсонала и учителей к таким несчастным, как он. Ещё одна интересная деталь: на французский язык его книги перевела мать Рубена, которую ему помогли найти друзья в Праге в 2001 году. Она и посоветовала сыну опубликовать написанное о том, что он пережил за годы жизни в советских казенных учреждениях для инвалидов. Он пишет исключительно на русском языке, считая себя представителем русской литературы. Сейчас Гальего живёт в США.

В марте 2013 года в газете «Совершенно секретно»№3 напечатано интервью с Гальего о проблемах сиротства. Он очень тепло говорит о своей матери, очень талантливом педагоге, которая за четыре года дала ему французское воспитание: «Воспитала французского юношу, что дико, поскольку я русский. Но я веду диалог, как француз, делаю комплименты, как француз…Она сказала, что я первый русский, который учился так быстро». Он считает мать блестяще умным человеком: много языков, много культур. Она преподавала французский и русский языки американским солдатам. Родилась в Париже, воспитывалась в польском детдоме, преподавала в военной академии США.

Сколько толерантности в этом инвалиде, много лет лишенном возможности передвижения, и в отношении к матери, и в отношении к учителям в разных школах, и в отношении к людям в разных странах. Он всегда хорошо учился, потому что понимал, что сможет выжить только благодаря развитию своего ума. Понимали это и учителя, когда видели лежавшего на полу в классе мальчика с пытливыми глазами, всегда готового к размышлениям, к обучению. Они приносили книги, помогали в самообразовании. Эти люди не просто сочувствовали и сострадали, действенно помогали Рубену остаться в живых и понять высокий смысл жизни.

4. Даниил Гранин. «Причуды моей памяти» (2007 год) - это книга воспоминаний о встречах с разными людьми. Читаем одну из глав.

Я виделся с ним в Кембридже. Это, может быть, там самый известный ученый, он полностью парализован. Мы познакомились на улице. Он ехал на коляске. Управляет он ею через компьютер пальцами одной руки, единственное, чем он может двигать. Он не может не только двигаться, но и говорить. Через компьютер он читает лекции. Главное в нем - действующий мозг, мозг на коляске. Его жизнь - свидетельство того, что может человек, и что может преодолеть человеческая воля. Он крупнейший специалист по астрофизике. Если бы его не постигло несчастье, может, он так бы и жил физическим шалопаем. Зачем ему было достигать? Есть масса удовольствий, ездил бы, путешествовал, читал лекции... Впрочем, почти все это он делает. И более того. Создал теорию, обставил на своей коляске многих крупных физиков.

ВСтатья «Воспитание толерантности средствами литературы»се же безграничны возможности человека. Мы понятия не имеем, на что способны наш организм, наш ум, наша воля.

На подлокотнике его кресла компьютер, где есть синтезатор речи. Можно вести диалог, читать лекции. Черные дыры, космология - его специальность, он стал в астрофизике корифеем. Сегодня, в 2007 году, ему 65 лет. Окончил Оксфорд. Хокинг свои «подвиги» совершил после того, как его разбил паралич.

Ему в какой-то момент удалось по-своему объяснить теорию относительности и квантовую механику. Доказал, что черные дыры могут излучать и энергию, и массу.

Как большой ученый, он после всех своих открытий может признаться, что не знает, «почему возникла наша Вселенная».

Я сопровождал его в прогулке по Кембриджу. Коляска на аккумуляторах резво катилась, прохожие раскланивались с профессором. Он чувствовал себя одним из них, из прохожих, из обитателей университетского городка. А я все не мог успокоиться. Возможности человека не давали мне покоя. Мы не имеем понятия, каковы пределы нашего мозга, нашей воли, наших сил.

Я столкнулся с этим, еще изучая поведение наших блокадников. Такой пример: от голода умирает мать двоих детей. Она, как могла, выхаживала их, но больше нет сил. Организм истощен до предела. Она понимает, что умирает, во время блокады ощущение смерти у людей стало безошибочным, приближение ее слышали, знали заранее - умру вечером, ночью, и смерть приходила без опозданий.

Но вот что произошло - дети оба, малыши, стали тормошить ее, мама, не умирай, просили, плакали, и она продержалась еще два дня, а тут пришел военный от мужа, принес сахару и пшена. Так она выжила.

5.Рассуждаем:

1.Какие чувства вы испытываете, встречая на улице инвалида?

2. Какие чувства испытывает автор этой миниатюры?

6Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». Ник Вуйчич родился в Австралии в семье сербских эмигрантов с редкой патологией: у мальчика отсутствовали конечности - обе руки и обе ноги (частично имелась одна стопа с двумя пальцами, позволившая мальчику в дальнейшем научиться ходить, плавать, кататься на скейте, играть на компьютере и писать).

Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон штата Виктория изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.

Со временем понял, что его достижения в жизни могут вдохновлять окружающих. Он стал обучаться простым вещам: научился писать с помощью двух пальцев на левой стопе, научился чистить зубы, бриться, расчесываться, отвечать на телефон и печатать на компьютере. В седьмом классе мальчик стал старостой класса, участвовал в кампаниях по сбору средств на благотворительность, выступал перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей», стал мотивационным оратором.

Написал сценарий и снялся в фильме «Цирк бабочек», рассказывающем о судьбе человека без конечностей.

Он объездил много стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский. В настоящее время проживает в Калифорнии, США. 12 февраля 2012 года женился, недавно в молодой семье родился ребенок, здоровый малыш.

7Статья «Воспитание толерантности средствами литературы». Людмила Улицкая. Повесть «Медея и ее дети» (2006 год) уже завоевала признание читателей у нас в стране и за рубежом.

ЭСтатья «Воспитание толерантности средствами литературы»то повествование о жизни последней чистокровной крымской гречанки Медеи Мендос и ее многочисленных племянников и племянниц, которые выкраивают время, чтобы хоть на несколько дней выбраться под Феодосию, к Медее. Она всегда всё поймет, но в своей мудрости не снизойдет до советов и замечаний. Это истории любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет одиночества, радости встреч с родными и горечи измены. Книга приглашает читателя к размышлениям о дружбе и взаимопомощи людей разных национальностей, о принятии другого таким, какой он есть. В ней затронута не только проблема толерантного отношения друг к другу людей разной веры, национальности, внешности, не только проблема сиротства и сострадания, не только проблема памяти и связи поколений, но и проблема геноцида собственного народа в годы советской власти.


10. Грегори Дэвид Робертс. Роман «Шантарам» (2010 год). Автор, как и главный герой романа, много лет скрывался от закона. После развода с женой его лишили отцовских прав, он не мог видетьcя с дочерью, пристрастился к наркотикам и, добывая для этого средства, совершил ряд ограблений, за что в 1978 году был арестован и приговорен австралийским судом к девятнадцати годам заключения. В 1980 году он перелез через стену тюрьмы строгого режима и в течение десяти лет жил в Новой Зеландии, Азии, Африке и Европе. Но бόльшую часть этого времени провел в Бомбее, где организовал бесплатную клинику для жителей трущоб, был фальшивомонетчиком и контрабандистом, торговал оружием и участвовал в вооруженных столкновениях между разными группировками местной мафии. В конце концов его задержали в Германии, и ему пришлось-таки отсидеть положенный срок - сначала в европейской, затем в австралийской тюрьме. Именно там и был написан роман «Шантарам» (в переводе - «мирный человек»). В настоящее время Робертс живет в Мумбаи (Бомбее) и занимается писательским трудом.

В 2011 году вышла экранизация романа, продюсер и исполнитель главной роли - Джонни Депп.

Роман поражает личностью главного героя, понявшего и полюбившего культуру Индии, выучившего языки диалектов, умеющего ладить с людьми разных наций и вероисповеданий. Он обладает многими чертами толерантности: с уважением относится к традициям индусов, их образу жизни, особенностям быта разных этнических групп, населяющих Индию, он сочувствует жителям трущоб, помогает малоимущим, даже если к нему не обращаются с такой просьбой, способен жертвовать своим здоровьем и даже жизнью, организуя борьбу с эпидемией холеры. Но назвать его нравственным человеком мы не можем, потому что он зарабатывает на жизнь незаконным путем, используя человеческие слабости - употребление наркотиков. Нахождение в тюрьме изменило героя: произошла переоценка жизненных ценностей.

Вывод лекции. Таким образом, во многих произведениях современной литературы можно проследить тему толерантного отношения к людям другой национальности, другой веры, социального положения, к людям с ограниченными возможностями, тему поиска компромисса и интереса к жизни во всем ее многообразии.

11. Формы обратной связи: сочинение - рассуждение на тему «Толерантность - важнейшая черта личности», отзыв о прочитанной книге или анкетирование.

Можно провести читательскую конференцию по обсуждению книги, вызвавшей наибольший интерес. Лекция дала старт серии отзывов о прочитанных книгах, дала возможность выявить желания учеников читать и думать над прочитанным, соотносить со своим жизненным опытом.

Мы убедились, что взаимосвязь личностного развития и литературы - реальный факт. Воспитательный и формирующий личность эффект литературы, доказанный многими педагогами и психологами, надеюсь, проявит себя на итоговой аттестации и в будущем наших учеников.


© 2010-2022