Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.В.Чернова

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 47

(г. Барабинск, Новосибирская область)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Появившаяся на рубеже 80-90-х годов всемирная компьютерная сеть Интернет стремительно превратилась в самое популярное средство коммуникации, с легкостью стирающее все преграды и границы на пути человеческого общения. Интернет позволил воплотить идеи, которые совсем недавно казались фантастическими, например, идеи создания виртуальных классов и получения образования с персонального компьютера, то есть появились новые формы и технологии коммуникации, обучения, обмена информацией. Сюда можно отнести различные чаты, видеоконференции, доступ к любой мыслимой информации с обычного ПК и многое другое.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Задача учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Надо научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах:

  1. во вступительном слове учителя или учащихся;

  2. на этапе предъявления учебной информации;

  3. на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

  4. на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

  5. на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  6. на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

  7. во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

  8. при подготовке к ЕГЭ.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на использовании информационных технологий при подготовке к Единому Государственному Экзамену, поскольку результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

В самом начале своей педагогической практики создавала презентации в редакторе Power Point. С течением времени стала использовать в своих презентациях иллюстрации, фотографии, что заметно активизировало внимание учащихся, повышало интерес к изучаемой теме, да и к учебному процессу в целом. Несмотря на то, что основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Поэтому созданные мною презентации могу использовать неоднократно: при изучении темы, при закреплении изученного материала и непосредственно при выполнении демоверсий ЕГЭ в классе. На случай, если учащиеся испытывают затруднения или просто не могут вспомнить материал, изученный ими, к примеру, в 8 классе, показываю им презентацию на соответствующую тему. Это помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся в схематичной форме вспомнить подзабытую тему.

Особенно удобно использование презентации при написании словарных диктантов. Подобные диктанты полезны при выполнении ряда заданий ЕГЭ по русскому языку. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют диктант по следующему слайду и выставляют себе оценки, критерии которых даны на следующем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки.

Хотелось бы обратить внимание на большое количество учебных компьютерных программ. В своей работе использую программно-методический комплекс «Готовимся к Единому Государственному Экзамену. Русский язык». Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Оно рассчитано преимущественно на работу с учениками выпускного класса. Теоретическая часть Курса содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Тесты можно выполнять в произвольной последовательности с учетом индивидуальных возможностей учеников. Они могут быть использованы при знакомстве с видами заданий ЕГЭ во время консультаций и на уроке в ходе тематического повторения (полностью и выборочно), в качестве задания для самоподготовки и т.п. К одному тренировочному упражнению можно обращаться неоднократно.

С помощью электронного издания мы в классе имеем возможность выполнения заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демонстрационных версиях ЕГЭ: задания с выбором одного из предложенных ответов и задания открытого типа с кратким ответом; задания с использованием словарных материалов и задания с опорой на текст.

Электронное издание предусматривает задания для проведения тематического и итогового зачета. Программа сама регулирует время, отведенное на зачет, проверяет результаты тестирования и выставляет оценку, занося ее в «Журнал пользователя». Во время тестирования нельзя воспользоваться справочным материалом до конца зачета. В конце зачета пользователю предъявляется итоговый протокол, в который занесена информация обо всех правильных и неправильных ответах. Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает, как на ЕГЭ, суммарный балл (оценку по 5-балльной шкале) и тестовый балл (сумма набранных баллов в пересчете на 100-балльную шкалу). Такой зачет можно проводить и в компьютерном классе, и при наличии всего одного компьютера в школе, и даже в виде домашнего задания. Это очень удобно, так как учащиеся получают возможность проверить свои знания, причем подобные зачеты максимально приближены к реальному экзамену. Именно таким образом пытаюсь ослабить психологический барьер, который стоит перед каждым выпускником: боязнь не уложиться вовремя, отсутствие возможности использования дополнительных справочных пособий и прочее.

Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. ИКТ активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения и увеличить объем учебного материала. Компьютерные тренажеры способствуют более качественному овладению практическими навыками.

Следуют помнить, что для подготовки школьников к Единому Государственному Экзамену учитель должен использовать не один метод работы, а систему работы по подготовке, тем самым получая возможность скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

И главное, применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе, да и по всем другим дисциплинам, станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Список используемой литературы:

1. Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

2. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. - 4-е изд.. - М.: Просвещение, 2012.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001.



© 2010-2022