ЛИТЕРАТУРА. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТОВ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. Д. БАЛЬМОНТА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТОВ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

К.Д. БАЛЬМОНТА

Говоря о культуре речи в художественном дискурсе, мы, в первую очередь, обращаемся к языку писателя, его индивидуальному способу организации текста. Обращение к тексту с позиции структурно-семантических особенностей позволяет проследить движение авторской мысли.

Целью данной статьи является анализ структурно-семантических особенностей эпитетов в поэтических произведениях К.Д. Бальмонта.

Константин Дмитриевич Бальмонт не просто один из замечательных поэтов Серебряного века, им открывается этот век.Поэтические возможности Константина Бальмонта достигли вершины развития в зрелом периоде его творчества. В своих произведениях он использовал всю мощь русского языка, экспериментировал со словом, создавал неологизмы, придавал большое значение смыслу стихотворений и их музыкальности.В произведениях Бальмонта множество метафор, сравнений, олицетворений и, конечно же, эпитетов.

Следуя широкому пониманию термина «эпитет» в статье рассматриваются не только эпитеты-прилагательные, но и эпитеты-причастия, и эпитеты-наречия.

Эпитеты, встречающиеся в поэтических текстах К. Д. Бальмонта, можно классифицировать следующим образом:

  1. по структуре эпитета: простой, сложный,

  2. по частеречной принадлежности,

  3. по семантическому принципу: оценочные, зрительные, звуковые, вкусовые; обозначающие физическое состояние и свойства живого и неживого; количественные, пространственные и временные характеристики; эпитеты, характеризующие величину и форму предмета, особенность производимого им впечатления, действия; особенность структуры предмета речи, внешнего вида.

В поэтических текстах Константина Дмитриевича Бальмонта простые и сложные эпитеты встречаются примерно в равных количествах. Нужно отметить, что сложные эпитеты преимущественно являются двукорневыми прилагательными или наречиями, при этом часто индивидуально-авторскими образованиями, например: …И возникала в двух сердцах безумно-светлая ошибка, …Этот сон уныло-древний / Легким говором не тронь…

Самую многочисленную группу эпитетов у Бальмонта составляют имена прилагательные (полные и краткие, отглагольные), так как именно слова этой части речи наиболее ярко раскрывают отличительный признак предмета, дают ему красочную характеристику, например: …Уходит светлый май…

Далее следуют причастия (полные и краткие): …Ты будишь чувства, тайноспящие.., затем наречия: …Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

При анализе эпитетов по семантическому принципу можно выделить следующие группы эпитетов:

  1. оценочные эпитеты (…Вещий лес спокойно дремлет…);

  2. зрительны эпитеты, обозначающие яркость света (…На алмазном покрове снегов…), цвет (…Огневое светило догорало вдали…), особенности внешнего вида (…Нам светит наш разум стоокий…), характеризующие предмет по форме (…Я окружен огнем кольцеобразным…);

  3. звуковые эпитеты(…Моя душа безмолвна, как гробница...);

  4. эпитеты, обозначающие состояние и свойства живого - неживого (…Над ручьемуснувшим ивы полусонные…);

  5. эпитеты со значением особенности производимого впечатления (…Я расстался с печальной луною…);

  6. эпитеты, характеризующие предмет по величине (…Почему ее жалобы так полны безграничной тоской?..);

  7. эпитеты, выделяющие особенность структуры предмета речи (…Вот полуизломанылежите вы (цветы) в пыли…);

  8. эпитеты, дающие пространственную характеристику (…Кружились зловещие птицы под склепом пустынных небес…);

  9. эпитеты с количественной характеристикой (…Океан, мой древний прародитель, ты хранишь тысячелетний сон…);

  10. эпитеты, характеризующие вкусовые качества (…Разрезая ударами крыльев соленый туман...).

Следует отметить, что определение семантического значения носит субъективный характер и поэтому в произведениях поэта можно выделить еще несколько групп эпитетов, которые соединяют в себе два семантических параметра.

  1. Особенность производимого впечатления + зрительный (цветовой)

(…Все цветы воздушно-белые…).

  1. Оценочный + зрительный (цветовой)

(…Белый лебедь…безмятежно-серебристый, ты скользишь…).

  1. Оценочный + звуковой

(…Сладко-онемелые легкие цветы…).

  1. Оценочный + особенность производимого действия

(…Ты будишь чувства тайно-спящие…).

  1. Временная характеристика + оценка

(…Своей усмешкой вечно-кроткою…).

  1. Количественная характеристика + зрительный (цветовой)

(…Ты блестишь - как двенадцатицветный алмаз…).

  1. Оценочный + зрительный (особенность внешнего вида)

(…Белый лебедь, лебедь чистый…).


  1. Зрительный (особенность внешнего вида) + особенность производимого действия

(…Узорно-играющий тающий цвет…).

  1. Количественная характеристика + звуковой

(…Волна стозвучная того, чем полон океан…).

  1. Количественная характеристика + зрительный (особенности внешнего вида)

(…Кто облек их в лучи многозвездных убранств?..).

  1. Характеристика предмета речи по форме + оценка

(…Линейно-прихотливый вид…).

Классификация эпитетов по семантическому параметру - наиболее сложна и неоднозначна, поскольку здесь ярко проявляется воздействие субъективного фактора. Наибольшую продуктивность обнаруживают группы оценочных, зрительных и звуковых эпитетов. Остальные группы встречаются реже.

Многообразие семантических групп объясняется стремлением поэта выделить множество нюансов определения предметов, явлений, действий, попыткой создать произведение, наиболее точно отражающее внутренний мир поэта.

Можно с уверенностью сказать, что на создание эпитетов К. Бальмонтом повлияла его принадлежность к символическому направлению в литературе. Образ-символ многозначен, его значение нельзя выразить одним понятием. Бальмонт относился к старшим символистам, а они видели несовершенство окружающего мира, его жестокость, несправедливость, дисгармонию. Они отрицали повседневную пошлость, стремились к идеалу. Свою задачу символисты видели в том, чтобы нести гармонию в мир. Они разработали принцип жизнетворчества: жить, как пишут, писать, как живут. Поэтому в стихотворениях Бальмонта так много различных эпитетов.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Бальмонт, К. Д. Избранное / К. Д. Бальмонт. - М. : Сов. Россия, 1989. - 592 с.

  2. Буслаев, Ф. И. Предмет и его эпитет. Историческая грамматика русского языка / Буслаев Ф.И. - М. :Учпедгиз, 1959. - 396 с.

  3. Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич, Хабло Е. П. - М. : Наука, 1979. - 587 с.



© 2010-2022