План-конспект урока литературы в 10-м классе по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Цель урока: решение проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».

Задачи урока: продолжить совершенствование навыков исследовательской работы, эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев ;развивать умения учашихся анализировать отрывки критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Компоненты урока:

1.Постановка проблемы.

2.Пути решения проблемы.

3.Отработка версий учащихся ( работа с текстом, с лексикой, с цитатами).

4.Формулировка выводов.

5.Подведение итогов ( домашнее задание, оценки за урок).

ХОД УРОКА

Слово Учителя.

-Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике?

-Давайте проследим по тексту пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

-Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

( Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно…Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

-Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы? Какие у вас предположения?

-Предположения у вас разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, её имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(Находим в словаре толкование слова « бесприданница» и зачитываем значение имени «Лариса».Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса -греческое имя, означающее «белая чайка», а «бесприданница» - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего.А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)

-Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни?

-«Я на распутье…»Что означают эти слова героини?

( Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безысходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске: «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?»

Семья ( мать, сестры) Дом

«Я на распутье…»

Любовь

Друзья

Отработка версий учащихся: « Мой дом - моя крепость».Так принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово «дом»?

( Работа с текстом. Для Ларисы дом- это тихий уголок, о котором она пока мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

-Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

( Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери. «Без хитрости не проживешь» - вот ее девиз в жизни. «Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди…А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика.» Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью».)

- Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

( Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует»,- оценивают ее они.)

Инсценировка торга между купцами ( д.4,явл.6) со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов « Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово».

-Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку. Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

-Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

( Выступления учащихся.Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе.И Паратов, и Карандышев стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).
Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

( Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все

продается и покупается).

-Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что трагического финала не избежать. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял топор и бросал на всех зверские взгляды» и т. д.Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

-Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы.

( Мать,Паратов,Карандышев…все виноваты).

-Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.( Работа с цитатами).

«Мы не виноваты, наше дело сторона…»

«Никто не виноват, никто … это я сама»

«В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба» (Ю.В. Лебедев).

«Источник трагедии Ларисы - роковая страсть…» (Н.А.Добролюбов).

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…»

( И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

-За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? ( За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни).

Работа со словарем. Находим слово «разочарование», подбираем к нему синонимы.( Разочарование- чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование).

Чтение монолога Ларисы (4 д.,11 явл.) «Я любви искала и не нашла…ее нет на свете, нечего и искать».

-Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского.( В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

-Кстати, элегия Баратынского так и называется - «Разуверение». Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Домашнее задание.

  1. Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н.Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

  2. Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

Список литературы.

1.Журавлева А.И. Драматургия Островского.- М.,1974.

2.Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского.-М.,1986.

3. Костельянц Б.О. «Беприданница» А.Н.Островского. - М., 1982.

4. Лакшин В.Я. А.Н.Островский. - М.,1982.

5. Островский в школе: Книга для учителя (Автор-составитель Н.Н.Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.

6.Штейн А.Л.Мастер русской драмы. - М.,1973.



© 2010-2022