- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поурочная разработка по русской литературе на тему Былины
Поурочная разработка по русской литературе на тему Былины
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Асаинова А.К. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проблема: Как групповая работа может способствовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков?
| ||||||||||||||||
Урок 1 Тема: «Былины. Виды былин. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение родине, справедливость, чувство собственного достоинства). Близость былин другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие». Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT. | ||||||||||||||||
Цель урока | Планируемые результаты урока | Структура урока (этапы урока) | Методы организации урока | Формы организации взаимодействия на уроке | Педагогические действия (действия учителя) | Действия учащихся | ||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||||||
Овладение новым знанием, способом действия | -получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности; -уважительно относиться к иному мнению. | -принимать, ставить учебную задачу (с помощью учителя или сверстников); -использовать знаково-символические средства; -определять границу применимости того или иного способа действия; - отделять знание от незнания, - задавать вопросы, оформлять запросы перед взрослым или сверстниками на поиск недостающих способов действия (информации);
| определяются конкретным учебным предметом, рабочей программой учителя | 1.Организация начала урока Нестандартный вход в урок Каждый ученик при входе получает закрытую карточку с изображением богатырей | словесные
| фронтальная
| организует введение учащихся в урок; мобилизует к совместной деятельности 1. Прием для создания атмосферы сотрудничества - «Добрые пожелания»
| демонстрируют эмоциональную готовность к уроку Взявшись за руки, дети дают добрые пожелания друг другу.
| ||||||||
2.Создание ситуации успеха
| стимулирования и мотивации интересак учению | индивидуальная
| предъявляет задания для разворачивания ситуации успеха Ребята, каждый из вас получил при входе карточку с изображением , посмотрите и скажите. 1. Кто изображен на них? 2. Что вы знаете об изображенном герое? 3. Чем занимались богатыри? 4. Чем отличались богатыри от других людей? | выполняют задания; фиксируют индивидуальные результаты Можно написать в виде стихотворения, мини-сочинения и т.д. критериями могут служить вопросы: 1.Кто изображен? 2. Что вы знаете об изображенном герое? 3. Чем занимались богатыри? 4. Чем отличается богатырь от других людей? | ||||||||||||
3.Само-оценка | Рефлексивный контроль | индивидуальная | инициирует самооценку выполненных заданий (по выделенным учителем или учениками критериям); демонстрирует удовлетворенность успешностью выполнения учащимися предложенных заданий | оценивают степень владения освоенным способом действия (испытывают эмоциональное удовлетворение)
| ||||||||||||
4.Создание ситуации разрыва
|
|
| Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» Знаю | Хочу узнать | Узнал | |||||||||||
|
|
|
Заполняют таблицу, проговаривают в группах, выбрать 1 выступающего от группы для озвучивания
5.Формулировка учебной задачи в знаковой форме
самостоятельной работы и работы под руководством учителя; проблемные, частично-поисковые
групповая, фронтальная
Давайте отметим вопросы, которые вы хотите узнать:
1. В каком жанре рассказывается о богатырях?
2. Чем отличается сказка от былины?
3. Какие виды былин существуют? и т.д.
формулируют (совместно с учителем) проблему;
обозначают учебную задачу; записывают учебную задачу в знаково-символической форме
6.Оформление нового знания, способа действия
частично-поисковые, «квазиисследовательские»
групповая, фронтальная
фиксирует гипотезы учащихся;
управляет учебной дискуссией; оформляет новое знание, способ действия
Каким образом можно решить проблему? (обсуждение, учебник, дополнительные материалы)
выдвигают гипотезы;
выявляют новое знание, способ действия;
фиксируют (записывают) открытие знания, способа действий
7.Апробирование открытого знания, способа действия (может этап отстутство
вать)
практические
парная, групповая
предлагает практические задания для пробы открытого знания, способа действия
1 группа - ВИДЫ БЫЛИН.
2 группа - МИР БЫЛИН.
3 группа - ГЕРОИ БЫЛИН.
4 группа - КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.
5 группа - ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.
решают практические задания
Для одаренных и талантливых - творческое задание .Синквейн.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка - два слова (прилагательные). Описание темы.
3 строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка - одно слово - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Выступления групп, остальные группы готовятся к оцениванию по критериям:
1. Критерии для оценивания работы групп:
№ гр.
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
IV
V
2. Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время
-
Правильность
-
Доступность изложения
-
Логика изложения
-
Речь
-
Эмоциональность
Обратная связь (две звезды+предложение, сэндвич, устный комментарий)
2 звезды + предложение два удачных момента + одно предложение по улучшению работы;
Сэндвич - запись на диктофон 2 удачных моментов+1 предложение по улучшению+1 удачный момент;
устный комментарий - по критериям оценки группы
8.Рефлексия.
Технология "Мини-сочинение"
словесные
фронтальная
Участникам предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока на темы:
-
"Я - в уроке, урок - во мне" (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, "Мои мысли о своем участии в деле";
-
"Как я оцениваю результаты дела";
- "Что мне дал этот урок (дело)".
Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ.
осмысливают собственные действия на уроке; проговаривают план действий на следующем уроке
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать...
-Мне больше всего удалось ...
-За что я могу себя похвалить?
-за что я могу похвалить одноклассников?
-Что приобрёл?
-Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
9.Домашнее задание
словесные
фронтальная
сообщает задание на дом или создает ситуацию для формулирования домашнего задания самими учениками;
разъясняет способы выполнения.
1. Составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей, можно нарисовать.
2. Составить 15 вопросов по теме «Былины»
3. Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
Лучшего сочинителя былины
Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
4. Повторить теоретический материал
формулируют себе задание или задачу на дом (в зависимости от класса), записывают задание в дневники
Дополнительные материалы:
1 группа
Виды былин (схема)
ГЕРОИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ
(В ОСНОВЕ - БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ, (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ
СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ) СОПЕРНИЧЕСТВО)
Дополнительные материалы:
2 группа
Мир былины (конспект)
Пространство и время условные, необычные.
Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.
Место действия - Киев, столица Русской Земли.
Время действия - правление князя Владимира.
Дополнительные материалы:
3 группа
Герои былин (таблица)
БОГАТЫРИ
ОБЩЕЕ
ОТЛИЧИЯ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,
ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ
АЛЁША ПОПОВИЧ
САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ
Дополнительные материалы:
4 группа
Композиция былин (кластер)
ЗАПЕВ ЗАЧИН
КОМПОЗИЦИЯ
РАЗВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ
А) Запев (привлечь внимание).
Б) Зачин, завязка (поручение).
В) Развитие действия.
Г) Кульминация (подвиг богатыря).
Д) Развязка (расправа с врагом).
Дополнительные материалы:
5 группа
Особенности былинного стиха (план).
-
Речитатив.
-
12-14 слогов; три ударения в строке; интервалы безударные от 1 до 3 слогов.
-
Последнее ударение на третьем слоге от конца.
-
Повторение предлогов, междометий.