Внеклассная работа по русскому языку

Существует  большое  количество  разнообразных методов и приемов работы с учащимися по изучению русского языка в национальной  школе. Отличительная черта опытного учителя в том, что он не просто преподает свой предмет, а превращает его в средство развития познавательных способностей, логического мышления, связной, осознанной  речи  учащихся. Учитель ищет сам и делает учеников соучастниками поиска, дает им почувствовать силу сотрудничества. Он учит ценить красату и богатство другого языка.Рамки  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе

Развитие любознательности, пытливости каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету, в том числе и при обучении русскому языку в национальной школе. Рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют удовлетворить интерес ученика к изучаемому предмету. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Внеклассные занятия ориентируют учеников на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают возможность увидеть, как живет слово в тексте.

Для каждого класса можно выделить ведущее направление: наблюдение над звуковой стороной слова, значение слова, многозначность слова, происхождение слов, состав слова. Указанные разделы могут найти отражение в учебном материале для разных классов. Так тема «Части речи» может быть сквозной и использоваться при работе кружка русского языка в 4 - 8 классах.

Предварительно ребятам дается опережающее задание по сбору материала для заседания на тему «Части речи в пословицах и загадках». Во время заседания путем обсуждения и анализа проводится отбор и составляется материал для контрольных работ.

Части речи в пословицах и загадках.

6 класс

Имя существительное.

Имена существительные с основой на шипящую


  1. 1) Красна речь поговоркою. 2) Ложь и приятеля делает врагом.

3) Хороша дочь, когда люди хвалят. 4) Хорошую речь хорошо и слушать. 5) Маленькая ложь за собой большую ведет. 6) Всякая помощь хороша вовремя. 7) Рожь поспела, берись за дело.

8) Грозит мышь кошке, да издалека.

  1. 1) Стойкость - ключ к победе. 2) Книга - лучший товарищ. 3) Слово - ключ, которым открывают сердца. 4) Плохой карандаш лучше хорошей памяти. 5) Силач побеждает одного, знающий тысячу.

  2. 1) Жизнь дороже всяких сокровищ. 2) Без неудач не бывает победы.

3) У болтунов и голова с чужих плеч.

  1. 1) Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач: на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз) 2) Идет силач добывать калач. (Трактор).

  2. 1) Голосок соловьиный, да коготок ястребиный. 2) Отольются кошке мышкины слезки. 3) Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую - люди. 4) Ветреного человека и в тихую погоду узнать можно.

  3. 1) Межи деревянные, поля стеклянные. (Окно). 2) Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка, нитка). 3) Черный Ивашка, деревянная рубашка; где носом ведет, там заметку кладет (Карандаш).

«Не» с прилагательными

І.1) Неверный друг - опасный враг. 2) Недоброе слово больнее огня жжет. 3) Нечистая совесть спать не дает. 4) В недружной семье добра не бывает. 5) Неразумного учить, что в бездонную кадку воды лить.

  1. 1) Добрая слава злому ненавистна. 2) Честна не кудрявая речь, а правдивая. 3) Живи не прошлым, а завтрашним днем.

Имя числительное

  1. 1) Семьдесят одежек и все без застежек. (Кочан капусты) 2) Один льет, другой пьет, третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, хлеб). 3) Семь братьев, а имена разные. (Дни недели). 4) Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы).

5) Сто сестричек в одной светелке. (Колос с зернами). 6) Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (Град).

Наречие

Степени сравнения


  1. Смелый сквозь огонь пройдет, только крепче станет. 2) И лес шумит дружней, когда деревьев много. 3) Где песня льется, там легче живется. 4) Бестолковый отдых утомляет хуже работы. 5) Чем выше станешь, тем больше увидишь. 6) Поживешь подольше, узнаешь побольше. 7) Слово сильнее стрелы разит. 8) Дальше положишь, ближе возьмешь.



«О» и «Е» после шипящих на конце наречий



  1. Куй железо, пока горячо. 2) В гостях хорошо, а дома лучше.

3) Хорошему человеку везде хорошо.

7 класс

Имя прилагательное

Переход прилагательных в существительные



  1. Глупый осудит, а умный рассудит. (Не бойся врага умного, бойся друга глупого.) 2) Смелому любое дело по плечу. (У смелого солдата и рукавица - граната.) 3) Доброму везде добро. (Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.)

4) Трусливому каждый шорох - беда. (Трусливому зайке и пенек - волк.) 5) Честный правды не боится. (Честно дело -делай смело.)

Суффиксы прилагательных

  1. 1) И у самого длинного дня есть конец. 2) Истинный друг познается в беде. 3) Согласие лучше каменных стен.

4) Старинная пословица не мимо молвится. 5) Друг - ценный клад, а недругу никто не рад.

«Нн» и «н» в наречиях на «-о. -е»

  1. Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя. 2) Мужественно биться - победы добиться. 3) Беспричинно даже трава не колышется.

«Не» и «ни» в отрицательных наречиях

1) Кто ничего не делает, тому всегда некогда. 2) Хлопот полон рот, а перекусить некогда. 3) Умирают люди, а хорошее дело никогда не умрет. 4) Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет. 5) От правды никуда не денешься. 6) На предложения мастак, а на дела никак. 7) Делать как-нибудь, так никак и будет. 8) С трудовыми руками нигде не пропадешь.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

  1. День да ночь сутки прочь. 2) Для дорогого гостя и ворота настежь.

3) С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 4) Матушка - рожь кормит всех сплошь. 5) Хорошая слава шагом плетется, а худая вскачь несется.

6) Храбрецы - навзничь, трусы - ничком.

Предлог

I.1) Все дороги ведут через Москву. 2) На чужбине родная землица во сне снится. 3) Успех родится от настойчивости. 4) Не сравнивай себя со скалкой, а товарища с соломинкой. 5) Умный при неудаче винит себя, а глупый винит товарища. 6) Добрая пословица ко времени молвится. 7) Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 8) Из-за куста и ворона востра. 9) Заглядишься на журавля, синица из-под рук упорхнет. 10) После дела за советом не ходят.

II. 1) После работы еда вкуснее. (Кто раньше встанет, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.) 2) Успех идет на встречу смелому. (Храбр не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу шагает.) 3) Мимо рта не пронесешь. (Старый конь мимо не ступает.)

Данный подход к подаче грамматического и лексического материала вызывает устойчивый интерес у учащихся.

Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе занимательности, игровой деятельности, которые способны возбудить у учеников непостредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

© 2010-2022