Выступление на РМО Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Клеванцовская СОШ







Выступление на РМО

учителей русского языка и литературы





Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы



Подготовила: Соболева Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы













2014г.

Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой


Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.


В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии.

Использование игры для развития творческих способностей учащихся

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра - не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.

На уроках русского языка и литературы я использую игры различного типа. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» 5 класс. Загадывание - игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки.

Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой

последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы уместны и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы, инсценирования и т.д. Задачи этих уроков побудить интерес к чтению.

Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, игрой конкурсом на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это слово.

Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 5-м классе «Пословицы и поговорки». Самое главное для учителя здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Уместно использовать пословицы и поговорки аналогичного содержания на родном языке и сравнить. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.

Для игры в эпитеты и сравнения использую неполный текст. Кто точно угадает авторское определение, тот побеждает.

Часто использую игру «Потерянные вещи». Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик. Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.

Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Развитие творческих способностей ученика - процесс длительный. Начала я эту работу с 5 класса и постепенно совершенствовала в старших классах. В 5-6 классах мы часто ходили на экскурсии осенью. Беседу строю так, чтобы помочь ребятам увидеть в обычном необычное. Ученикам предлагаю рассмотреть собранные осенние листочки, сравнить. Особое внимание обращаю на цвет, форму, запах. « Осень похожа на художницу. Посмотрите на этот листик. Она не успела разукрасить его, наверное, кто-то отвлек ее, и получился листик наполовину красный. А здесь осень полила цветным дождиком куст. Этот листик-шалун упал на землю, и осень успела окрасить только одну сторону его. Вот другой листик. Он напоминает золотую монету…» Во время экскурсий учащиеся наблюдают за небом, погодой, слушают звуки осени ( ветра, птиц, дождя, шагов). После совместного наблюдения детям предлагается самостоятельно всмотреться в окружающий мир, затем рассказать о своих открытиях.

Для выражения своего эмоционального состояния в словесной форме ученику необходимы знания по теории литературы, с чем они знакомятся на уроках, изучая произведения поэтов и писателей. Чаще всего обращаюсь к творениям А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина, М.Пришвина, С.Есенина и других. Выясняем, что они сумели увидеть, наблюдая осенние перемены, состояние природы. Затем учащиеся самостоятельно описывают свои наблюдения - открытия, используя художественные тексты, стихи, сказочные элементы.

Для развития творческих способностей, по-моему, необходимо развивать чувственную сферу ребенка, учить его осознавать свои чувства. Это, значит, развивать умение ребенка сопереживать, почувствовать внутреннее состояние человека или объекта.

Для этого часто использую приемы описания разного состояния, например, описать хлеб глазами голодного или сытого; или «что может чувствовать береза, одиноко стоящая в поле в непогожий день . При осознании своих чувств ученику необходимо зафиксировать, что он испытывает: грусть, жалость, радость, печаль и т.д.

В процессе такой работы учащиеся начинают понимать, что настроение может искажать действительность, что восприятие мира может поменяться, если изменится настроение.

Возможность обогатить эмоциональный опыт учащихся, вызвать их к сопереживанию, приобщить к сложному процессу восприятия мира помогают мне и такие задания творческого характера:

- сочинить считалку, колыбельную песню, потешку, дразнилку, благопожелание.
- сочинить стихотворение на заданную форму:
…………. сад
……………… листопад
………………….. осень
……………… просинь

- подобрать рифму:

Синее небо, и сумрак, и тишь

Смотрится в воду зеленый …… (камыш)
Полосы света на речке лежат
В золоте тучки над лесом……. (горят).

- подобрать образцы стихов с разным характером рифмовки, попробовать самим сочинить стихотворения подобной рифмовкой
смежной,
перекрестной,
кольцевой.

  1. сочинить пожелания, комплименты в адрес литературных героев.

Сделать комплимент можно не только положительным, но и отрицательным героям. Например, мачехе из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», Кощею Бессмертному и т.д. Вот примеры комплиментов царице - мачехе, старухе, составленные учеником 5 класса после изучения пушкинских сказок:

А. Вы такая ласковая и веселая. От вашей радостной улыбки мне тоже стало весело. Вы так красивы, все ваши наряды вам к лицу.

Б. Бабушка, меня покоряет ваша настойчивость в достижении цели!
Мне очень нравится ваше упорство и целеустремленность.

Примеры пожеланий, составленных ученицей 5 класса после изучения сказок:

Уважаемые молодая царевна и королевич Елисей!
Мы очень рады, что вы живы и здоровы. Желаем вам благополучно добраться до своего царства и поскорее сыграть свадьбу. Мы желаем, чтобы у вас было много прекрасных детей. Доброго пути!

Здравствуйте Иван - крестьянский сын и братья твои!
Мы очень рады встретиться с вами .Поздравляем вас с победой над
Чудом-юдом. Ваши родители и земляки будут счастливы, увидев вас живыми и здоровыми. Желаем вам мирного неба, хороших урожаев. Желаем также найти себе хороших жен и сыграть свадьбу. Счастливого пути!

Интересные рассказы учащиеся могут составить с использованием комиксов. Их тематика должна включать наиболее распространенные в жизни темы и события. Можно составить устный диалог, рассказ (устный и письменный). Учащиеся должны постараться войти в роль персонажей, стараясь индивидуализировать речь героя (показать характер, подумать, как бы поступил и как реагировал человек в подобной ситуации, большое внимание следует обратить на психологическое состояние человека).

Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств в зависимости от темы обращения. Здесь учащиеся соотносят новую информацию и имеющиеся знания, творчески перерабатывает собственную позицию, оценку.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Технология РКМЧП относится к инновациям - трансформациям, которые направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию учебно-познавательной поисковой деятельности.
Этот подход к обучению предполагает, прежде всего, формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, применения их в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностной ориентации.
В технологии в РКМЧП урок строится по - схеме «Вызов-осмысление содержания - рефлексия». Она предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Проиллюстрирую применение некоторых приемов данной технологии на уроках. Прием кластер (гроздь) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, при изучении темы «Личное письмо» можно составить такой кластер.

Выступление на РМО Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Чтение со стопами (остановками) - это условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов текста. Здесь следует учесть следующее:

  • Текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования стратегии)

  • Текст заранее делится на части, исходя из логики построения произведения: помечается первая остановка, вторая и т.д. Остановок не должно быть много.

  • Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом уровня познавательной деятельности.

  • Вопросы могут быть уточняющими, интерпретационными, творческими, оценочными, практическими.

На стадии вызова можно обсудить заглавие рассказа и прогноз его содержания, проблематики. В качестве примера возьмем рассказ В. Шукшина
« Крепкий мужик ».

Прогнозируем по названию рассказа: « Как вы думаете, о каком человеке идет речь в этом рассказе?». Сначала индивидуально, потом в парах, затем в группах дети обсуждают свои предположения. Их версии учитель записывает на доске, чтобы потом проверить в процессе чтения. Предположения дают толчок к развитию воображения, мышления, стимулируют внимание к деталям, к художественно - выразительным средствам, вызывает интерес к чтению.

На стадии осмысления содержания текст читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос-прогноз: «Что будет дальше и почему?».

- В рассказе « Крепкий мужик » нет описания церкви, как вы думаете, почему?
- «Бригадир постоял у церкви и подумал», для чего? и т.д.

На стадии рефлексии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различны: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск, выяснение авторской позиции, составление синквейна.

В данном случае вместе с ребятами выясняем позицию автора (В.Шукшина). Он не симпатизирует ни народу, ни другим героям: одни страшны в бездействии, другие в активности…. Автор не дает никаких рецептов, только заставляет задуматься.

Применение технологии РКМЧП дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития


Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

«Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Долгое время я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер - первый помощник и советчик учителя.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Для проведения уроков русского языка рекомендую использовать такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку».

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Уроки литературы - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты - все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Раньше поиск этих музыкальных произведений затруднял подготовку к уроку, теперь же достаточно только воспользоваться программой БЭНП. Использование биографических данных, которые приведены в программе в виде хронологического плана, не всегда можно использовать на уроке, т.к. некоторые из них содержат фактические и орфографические ошибки. А вот видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.

Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами.

Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

Такие уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, МХК, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для более прочного усвоения материала и повышения интереса к процессу обучения.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрируют они не только статичную информацию, но и различные языковые явления с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, кроссвордов, различных занимательных заданий в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость

Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дифференцировать задания, а учащимся дает возможность самим оценить свои знания.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык с литературой, изобразительным искусством и музыкой, МХК, историей и географией. Выбор предмета для интеграции определяется темой урока, а также фантазией учителя и потребностями учеников. Например, на уроках развития речи мои ученики любят писать сочинения под классическую музыку или для релаксации, потому что музыкальное сопровождение способствует снятию утомления, большей концентрации внимания и развитию воображения.

Использование мультипликации и анимации на уроках русского языка интересно учащимся любого возраста.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет решить проблемы и с дисциплиной, потому что нет равнодушных или отвлекающихся учащихся.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала - тренинг (разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки - тестирование с оцениванием ( контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, буклетов, проведение телеконференций,

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

8) на уроках развития речи при написании сочинений, изложений (развивающие и демонстрационно-энциклопедические программы)

В заключение хочу отметить, что изменяется содержание деятельности учителя, он перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.









Литература

1 Борзова В.А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей, - Самара, 1994 г

2.А.Э.Симановский. Развитие творческого мышления детей, - Ярославль, 1996.



© 2010-2022