«Фольклорные традиции и обычаи как средство духовно – нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы»

Неотложной задачей сегодняшней школы стало возрождение духовности. Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.     Знакомство детей с фольклорными традициями на уроках представляется первым и необходимым шагом в духовно-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Фольклорные традиции и обычаи как средство духовно - нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы»

Актуальность:
Неотложной задачей сегодняшней школы стало возрождение духовности.
Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания.
Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Знакомство детей с фольклорными традициями на уроках представляется первым и необходимым шагом в духовно- нравственном воспитании учащихся.
Традиции - элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Необходимо направить интерес сегодняшнего школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовно-нравственной жизни своего народа. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Любить свою Родину, свое Отечество - это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области …культуры, науки, искусства.
Д. С. Лихачёв

В предметную область «Русский язык» включены сведения культурологического характера, которые создают условия для обогащения представлений учащихся о языке.
Язык - это святыня народная, которую нужно знать и беречь.
«Язык - вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа» (В. Ключевский).

Программа по русскому языку содержит:
- Сведения об общности славянских языков;
- Общее представление о древнерусском, старославянском и церковнославянском языках, о возникновении письменности
- Сведения из истории русского языка;
- Архаизмы, диалектизмы России, села, исконно русские слова;
- Духовный подвиг св. Кирилла и Мефодия, история создания азбуки;
- Жизненный подвиг В.И. Даля;
- Русское деревянное зодчество;
- Русские национальные праздники и праздники народов мира
- Творческая биография известных языковедов, выдающихся людей России;
- Язык пословиц, поговорок, загадок. Отражение в них морали народа.
- Практические работы: сочинение на темы, связанные с русской народной культурой, подбор предложений, текстов с народоведческой направленностью.

Программа по литературе содержит:
Раздел «УНТ»
- Словесный фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, игры,считалки, загадки);
- обрядовый фольклор: календарно - обрядовые песни ( колядки, масленичные, весенние, летние, осенние песни);
- предания, былины;
- пословицы и поговорки;
- русские народные песни( хороводные, лирические, исторические, частушки);
- русские народные сказки.
Раздел « Древнерусская литература»
«Повесть временных лет»:
- «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича»;
- «Сказание о Белгородском киселе»;
- «Из похвалы князю Ярославу и книгам»;
- « Из поучения Владимира Мономаха»;
- « Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
- «Повесть о Житии и храбрости благородного и великого князя А. Невского»;
- « Повесть о Шемякином суде»»
- « Слово о полку Игореве»»

Посредством уроков русского языка и литературы происходит воспитание учащихся, осознание детьми того, что родная культура и родной язык является неразрывной частью общероссийской культуры и элементом мировой культуры.
Перед учителем в приобщении к культуре родной страны стоит задача воспитать в подрастающем поколении достойных людей, с любовью воспринимающих духовные и нравственные ценности, созданные предшественниками. Молодое поколение должно получать новые знания об историческом прошлом , бережно относиться к культурному наследию.


Уход в воспитании от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания , необходимы духовно-нравственная семья и школа. Так как воспитанию на основе православных традиций отводится особое место в формировании духовно-нравственных качеств личности, такое воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его этическое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

  • Творческие проекты - один из главных элементов воспитания. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

  • Мы создаем проекты, посвященные различным страницам истории нашей страны и истории родного края.


«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать

листьев…Но всякое дерево имеет корни.., которые связывают

его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто,

тысяч лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры.

Это их дела.» В. М. Песков.

Цель такой работы - прикоснуться к памяти, ведь «уроки прошлого» незаменимы для жизни в настоящем.


© 2010-2022