- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовый уровень) 9А класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовый уровень) 9А класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зекунова Н.Ю. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ урока | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Тема урока. Основное содержание | Дата проведения
| |
План. | Факт. | |||
1 | Беседа. Тестирование | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека |
|
|
2 | Лекция. Беседа | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
|
|
3 | Практикум | Художественные особенности «Слова...». Проблематика авторства «Слова...». |
|
|
4 | Лекция | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма |
|
|
5 | Лекция. Практикум | М.В.Ломоносов. Слово о поэте. М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. |
|
|
6 | Беседа | М.В.Ломоносов. «Ода на восшествие...» Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова |
|
|
7 | Урок внеклассного чтения | Г.Р. Державин. Слово о поэте - философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» |
|
|
8 | Практикум | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Традиции и новаторство в лирике Державина |
|
|
9 | Рассказ учителя. Беседа | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения |
|
|
10 | Практикум | Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение |
|
|
11 | Лекция | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей |
|
|
12 | Практикум | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы |
|
|
13 | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению. «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений) |
|
|
14 | Лекция | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. |
|
|
15 | Лекция. Практикум | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое» . Обучение анализу лирического стихотворения |
|
|
16 | Беседа. Практикум | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: образы-символы, фантастика, фольклорные мотивы |
|
|
17 | Лекция | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга |
|
|
18
Беседа
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
19-20
Беседа
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
21-22
Беседа
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
23
Урок развития речи
Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
24
Урок развития речи
И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
25
Лекция. Беседа
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина
26
Беседа
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
27
Семинар
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии ...», «Я вас любил...». Адресаты любовной лирики поэта
28
Практикум
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
29
Урок контроля
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина
30
Урок внеклассного чтения
А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров
31
Лекция
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах
32
Беседа
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
33
Беседа
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
34
Практикум
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
35
Беседа
Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа
36
Семинар
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
37
Урок развития речи
Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
38
Урок контроля
Итоговый тест по творчеству А.С. Пушкина
39
Лекция. Беседа
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»
40
Практикум
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»
41
Практикум
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нищий»
42
Семинар
Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума». Тема России.«Родина»
43
Лекция
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман. Обзор содержания. Сложность композиции.
44
Беседа
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». «Бела» и «Максим Максимыч»
45-46
Беседа
Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
47
Практикум
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
48
Практикум
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
49
Семинар
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке ВТ. Белинского. Подготовка к сочинению
50
Урок контроля
Контрольное сочинение по лирике М.ЮЛермонтова, роману «Герой нашего времени»
51
Лекция
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика первых сборников. «Мертвые души». Обзор содержания
52-53
Беседа. Практикум
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
54
Беседа
Образ города в поэме «Мертвые души»
55
Беседа
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
56-57
Семинар
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые удуши. Подготовка к домашнему сочинению
58
Лекция. Беседа
А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета пьесы.
59
Беседа
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр литературы
60-61
Лекция. Беседа
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»
62
Беседа
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского
63
Урок внеклассного чтения
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
64
Лекция
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века
65
Беседа
А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе
66
Урок развития речи
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». (По выбору учащихся)
67
Урок внеклассного чтения
Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.
68
Лекция
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
69
Лекция. Беседа
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
70
Практикум
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
71
Лекция. Беседа
М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания. Сатира на общество шариковых и швондеров
72
Практикум
Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
73
Беседа
М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Образ главного героя
74
Практикум
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Роль пейзажа. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
75
Беседа
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Тема праведничества
76
Беседа
Образ и трагизм праведницы в рассказе «Матренин двор»
77
Урок контроля
Контрольное сочинение по произведениям второй половины Х!Х и XX века
78
Лекция. Урок-концерт
Русская поэзия Серебряного века
79
Беседа. Практикум
А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».
80
Беседа
С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...»
81
Практикум
Размышления о жизни, любви, природе в лирике С.А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина
82-83
Беседа. Практикум
В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций
84
Лекция. Беседа
М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
85
Практикум
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творчестве поэта
86
Беседа
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.
87
Беседа
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
88
Практикум
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
89
Беседа. Практикум
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
90
Беседа. Практикум
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о лирике поэта.
91
Беседа
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
92
Урок внеклассного чтения
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков
93
Урок развития речи
Подготовка к домашнему сочинению по литературе XX века
94
Урок контроля
Зачетное занятие по русской лирмке XX века
95
Урок внеклассного чтения
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта
96
Лекция
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы
97
Лекция
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения
98
Урок внеклассного чтения
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.
99
Лекция
И.В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.
100
Урок внеклассного чтения
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии
101-102
Беседа. Тестирование
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения