Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы общего образования по литературе: Агеносов В.В. Русская литература XIX-XX веков: Программа для общеобразовательных учреждений. 10класса. Базовый уровень / В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. - М.: Дрофа, 2009 . Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.

В классе 7 обучающихся :3 девушки и 2 юноши. В 2014-2015 учебном году класс успешно завершил период обучения, что позволяет начать освоение курса по литературе без корректировки содержания программы.

Структура документа

Календарно-тематический план по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

2

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 10 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков.

3

В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,

- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,

- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,

- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной,

4

смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.

Федеральный базисный учебный план для МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 105 часов с недельной нагрузкой - 3 часа.








5

  1. Учебно-тематический план



п/п

Тематический блок

Количество часов

(в год)

1.

Вводные уроки

5

2.

Творчество А.С. Пушкина

9 + 1Р/р

3.

Творчество М.Ю.Лермонтова

6

4.

Творчество Н.В.Гоголя

7

5.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

3

6.

Творчество И.А.Гончарова

3

7.

Творчество И.С.Тургенева

8

8.

Творчество А.Н.Островского

6

9.

Творчество Н.А.Некрасова

7+1Р/р

10.

Русская лирика второй половины 19 века

2

11.

Творчество Ф.И.Тютчева

3

12.

Творчество А.А.Фета

3

13.

Творчество Н.А.Лескова

3

14.

Творчество Ф.М.Достоевского

11 + 1Р/р

15.

Творчество Л.Н.Толстого

13 + 1Р/р

16.

Творчество А,П.Чехова

5


Резерв

7


Итого

105











6

  1. Календарно - тематический план


п/п

Наименование раздела,

общее количество часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание


Вводные уроки (5)


план

фактич.


1.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

1

03.09

2.

Русская литература на рубеже 18 - 19 веков

1

04.09

3.

Сентиментализм. Истоки русской прозы

1

08.09

4.

Романтизм. Истоки русской поэзии

1

10.09

5.

Творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова (обзор)

1

11.09

Творчество А.С. Пушкина (9 + 1Р)


6.

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

1

15.09

7.

Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии

1

17.09

8.

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина.

1

18.09

9.

Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина.

1

22.09

10.

Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин».

1

24.09

11.

Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина

1

25.09

12.

Онегин и Ленский

1

29.09

13.

Татьяна - любимая героиня Пушкина.

1

06.10

14.

Р/ р № 1 Сочинение по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»

1

08.10

15.

А.С.Пушкин. « Маленькие трагедии». «Повести Белкина»

1

09.10

Творчество М.Ю. Лермонтова (6)


16.

Художественный мир

М.Ю. Лермонтова.

1

13.10

17.

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

1

15.10

18.

Лирический герой поэзии

М.Ю. Лермонтова

1

16.10

19.

Роман М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа

1

20.10

20.

Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»

1

22.10

21.

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Повесть «Фаталист»)

1

23.10

Творчество Н.В. Гоголя (7)


22.

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя

1

27.10

23.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания

1

29.10

24.

Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова

1

30.10

25.

Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки. Собакевича, Плюшкина

1

10.11

26.

Чичиков и чичиковщина

1

12.11

27.

«Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме

1

13.11

28.

Образ России в поэме «Мертвые души»

1

17.11

Творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина

(3)


29.

Художественный мир писателя

1

19.11

30.

М.Е. Салтыкова - Щедрин - сатирик

1

20.11

31.

Роман «Господа Головлевы» (обзор)

1

24.11

Творчество И.А. Гончарова (3)


32.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова

1

26.11

33.

Общая характеристика романа «Обломов»

1

27.11

34.

Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»

1

01.12

Творчество И.С. Тургенева (8)

03.12

35.

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева

1

04.12

36.

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

08.12

37.

Творческая история и своеобразие рома «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе

1

10.12

38.

Взаимоотношения Базарова с Кирсановым (главы 5-11)

1

11.12

39.

Базаров и Одинцова (главы 13-19, 25-27)

1

15.12

40.

Базаров и его родители

1

17.12

41.

Базаров - нигилист

1

18.12

42.

Базаров перед лицом смерти

1

22.12

Творчество

А.Н. Островского (6)


43.

А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества

1

24.12

44.

Драма «Гроза». Идейно - художественное своеобразие

1

25.12

45.

Город Калинов и его обитатели

( Действия I-IV )

1

29.12

46.

Образ Катерины .Ее душевная трагедия (Действия II_V)

1

12.01

47.

Искушение - лейтмотив драмы «Бесприданница»

1

14.01

48.

Интеллектуальная игра «Умники и Умницы»

1

15.01

Творчество Н.А. Некрасова (7 + 1 Р/р)


49.

Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове

1

19.01

50.

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

1

21.01

51.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа в пореформенной России

1

22.01

52.

Душа народа русского

1

26.01

53.

Народ в споре о счастье

1

28.02

54

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

29.02

55

Народ и Гриша Добросклонов

1

02.02


Р/р № 2 Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

04.02

Русская литература II половины 19 века (2)


56

Поэзия в эпоху «социальной» прозы

1

05.02

57

Творчество поэтов II половины 19 века

1

09.02

Творчество Ф.И. Тютчева (3)


58

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики.

Лирика природы

1

11.02

59

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

1

12.02

60

Философская лирика Ф.И. Тютчева

1

16.02

Творчество А.А. Фета (3)

1

18.02

61

Этапы биографии и творчества

А.А.Фета

1

19.02

62

Основные мотивы творчества А.А Фета

1

25.02

63

Мое прочтение А.А.Фета

1

26.02

Творчество Н.С. Лескова(3)


64

Этапы биографии и творчества

писателя

1

01.03

65

Повесть « очарованный странник». Идейно - художественное своеобразие

1

03.03

66

Концепция русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова

1

04.03

Творчество Ф.М. Достоевского

(11 + 1 Р/р)


67

Этапы биографии и творчества

писателя

1

10.03

68

Роман « Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского, или «Лик мира сего»

1

11.03

69

Раскольников среди униженных и оскорбленных

1

15.03

70

Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

17.03

71

Преступление Раскольникова

1

18.03

72

Раскольников и « сильные» мира сего

1

22.03

73

« Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»

1

24.03

74

Наказание Раскольникова

1

25.03

75

Семья Мармеладовых

1

05.04

76

« Правда» Сони Мармеладовой

1

07.04

77

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

08.04

78

Р/р № 3 Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

12.04

Творчество Л.Н. Толстого

(13 + 1 Р/р)


79

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель

1

14.04

80

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

15.04

81

Изображение военных действий. Изображение войны в романе

1

19.04

82

Роль личности в истории

1

21.04

83

Кутузов и Наполеон в романе

1

22.04

84

Партизанская война

1

26.04

85

Бегство французов из России

1

28.04

86

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

1

29.04

87

Эпилог романа

1

03.05

88

Образ Наташи Ростовой

1

05.05

89

Нравственные искания Андрея Болконского

1

06.05

90

Нравственные искания Пьера Безухова

1

10.05

91

Семья в романе «Война и мир». Семья Болконских

1

12.05

92

Семья в романе «Война и мир». Семья Ростовых

1

13.05

93

Р/р № 4 Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

17.05

Творчество А.П. Чехова (5)


94

Художественный мир писателя

1

19.05

95

Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

1

20.05

96

История создания пьесы «Вишневый сад».

1

24.05

97

Конфликт в пьесе «Вишневый сад»

1

26.05

98

Образ сада в пьесе

1

27.05

99-105

Резерв

7


Итого

105







13

4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

14


Примерные темы рефератов и проектов


  1. Мой А.С. Пушкин

  2. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

  3. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  4. Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

  5. Женские образы в творчестве А.Н. Островского

  6. Образ дома в творчестве Л.Н. Толстого

  7. Год литературы






















15

5. Литература

Для учителя:

  1. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.:«Просвещение», 1997.

  2. М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. Самостоятельная работа учащихся над текстом. Л.:«Учпедгиз», 1960.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение», 1985.

  4. Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М.: Дрофа, 2001

  5. А.Н. Лук. Учить мыслить. М.:«Знание», 1975.

  6. Е.В. Попова. Ценностный подход в изучении литературы. "Литература в школе", 1997, №7.

  7. Программа литературного образования. 5-11 классы под редакцией В. Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.

  8. М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., «Просвещение», 1985, 288 с.

  9. Сб. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы (составители Мещерякова, Соснина), М.: Просвещение,1979.




16

Для учащихся:

Основное учебное пособие:

  1. Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. - М.: Дрофа, 2013. - 398 с.

2.Русская литература XIX . Хрестоматия. В 2 ч. 10 кл: учеб.пособ для образоват. учрежд. / сост. А.Н. Архангельский. - М.: Дрофа, 2005

3. Русские писатели Х!Х - начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. - М.: Просвещение, 1995.

4. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. - М., 1981.

5. Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. - Л.: Наука, 1991. - 460 с.История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л.В. Сидорченко и др. СПб: СпбГУ, 20044.

8. Пинский Л.Е. Исторический роман Вальтера Скотта // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М.: Советский писатель, 1989. С. 297-322

6.Гоголь в русской критике / Сост. С. Бочаров. - М. : Фортуна ЭЛ, 2008. - 720 с Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: удожественная литература, 1989 .

7. Лермонтовская энциклопедия / Глав.ред. В. А. Мануйлов. - М.: Сов.энциклопедия, 19 Проскурнин Б.М. и др. История зарубеж. литер. XIX века: Западно-европейская реалистич. проза: учеб.пособ. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.9. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: матер.для выставки в школе.- М.: Дет. лит., 1989 Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Избр. произв. - Л., 1988. - С. 641-667.

10. Бахтин, М.М. проблемы творчества Достоевского - М.: Алконост., 1994. - 176 с

Интернет-ресурсы по литературе

1.school-collection.edu.ru/

2.pedsovet.org/

3.uroki.net/

4.edu.rin.ru/

5.festival.1september.ru/subjects/9/

6.som.fsio.ru/subject.asp?id=10000928

7.fcior.edu.ru/

8.lit.1september.ru/ - электронная версия газеты "Литература" приложение к "1 сентября"

9.litera.edu.ru/

10.likt590.ru/project/museum/

11.foxdesign.ru/legend/

12.slova.org.ru/ - Слова. Серебряный век. Поэты и поэзия серебряного века. 13.feb-web.ru/

14. foreign.rulib.net/ Писатели и литературные произведения

15.belinskiy.net.ru/

16.bulgakov.ru/

17.nikolaygogol.org.ru/ - Николай Васильевич Гоголь

18.goncharov.spb.ru/ - Иван Александрович Гончаров

19.dobrolyubov.net.ru/ - Николай Александрович Добролюбов

20.dostoevskiy.net.ru/ - Федор Михайлович Достоевский

21.zhukovskiy.net.ru/ - Василий Андреевич Жуковский

22.karamzin.net.ru/ - Николай Михайлович Карамзин

23.krylov.net.ru/ - Иван Андреевич Крылов

24.lermontow.org.ru/ - Михаил Юрьевич Лермонтов

25.ostrovskiy.org.ru/ - Александр Николаевич Островский

26.nekrasow.org.ru/ - Николай Алексеевич Некрасов

27.aleksandrpushkin.net.ru/ - Александр Сергеевич Пушкин

28.saltykov.net.ru/ - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

29.levtolstoy.org.ru/ - Лев Николаевич Толстой

30.turgenev.org.ru/ - Иван Сергеевич Тургенев

31.tutchev.net.ru/ - Федор Иванович Тютчев

32.fonvisin.net.ru/ - Денис Иванович Фонвизин

33.chehov.niv.ru/ - Антон Павлович Чехов



17



© 2010-2022