- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мызрова З.Н. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы общего образования по литературе: Агеносов В.В. Русская литература XIX-XX веков: Программа для общеобразовательных учреждений. 10класса. Базовый уровень / В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. - М.: Дрофа, 2009 . Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.
В классе 7 обучающихся :3 девушки и 2 юноши. В 2014-2015 учебном году класс успешно завершил период обучения, что позволяет начать освоение курса по литературе без корректировки содержания программы.
Структура документа
Календарно-тематический план по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
2
Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 10 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.
Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков.
3
В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи обучения литературе
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,
- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,
- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,
- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной,
4
смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.
Федеральный базисный учебный план для МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 105 часов с недельной нагрузкой - 3 часа.
5
-
Учебно-тематический план
-
№
п/п
Тематический блок
Количество часов
(в год)
1.
Вводные уроки
5
2.
Творчество А.С. Пушкина
9 + 1Р/р
3.
Творчество М.Ю.Лермонтова
6
4.
Творчество Н.В.Гоголя
7
5.
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
3
6.
Творчество И.А.Гончарова
3
7.
Творчество И.С.Тургенева
8
8.
Творчество А.Н.Островского
6
9.
Творчество Н.А.Некрасова
7+1Р/р
10.
Русская лирика второй половины 19 века
2
11.
Творчество Ф.И.Тютчева
3
12.
Творчество А.А.Фета
3
13.
Творчество Н.А.Лескова
3
14.
Творчество Ф.М.Достоевского
11 + 1Р/р
15.
Творчество Л.Н.Толстого
13 + 1Р/р
16.
Творчество А,П.Чехова
5
Резерв
7
Итого
105
6
-
Календарно - тематический план
-
№
п/п
Наименование раздела,
общее количество часов
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Вводные уроки (5)
план
фактич.
1.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы
1
03.09
2.
Русская литература на рубеже 18 - 19 веков
1
04.09
3.
Сентиментализм. Истоки русской прозы
1
08.09
4.
Романтизм. Истоки русской поэзии
1
10.09
5.
Творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова (обзор)
1
11.09
Творчество А.С. Пушкина (9 + 1Р/р)
6.
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества
1
15.09
7.
Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии
1
17.09
8.
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина.
1
18.09
9.
Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина.
1
22.09
10.
Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин».
1
24.09
11.
Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
1
25.09
12.
Онегин и Ленский
1
29.09
13.
Татьяна - любимая героиня Пушкина.
1
06.10
14.
Р/ р № 1 Сочинение по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»
1
08.10
15.
А.С.Пушкин. « Маленькие трагедии». «Повести Белкина»
1
09.10
Творчество М.Ю. Лермонтова (6)
16.
Художественный мир
М.Ю. Лермонтова.
1
13.10
17.
М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
1
15.10
18.
Лирический герой поэзии
М.Ю. Лермонтова
1
16.10
19.
Роман М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа
1
20.10
20.
Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»
1
22.10
21.
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (Повесть «Фаталист»)
1
23.10
Творчество Н.В. Гоголя (7)
22.
Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя
1
27.10
23.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания
1
29.10
24.
Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова
1
30.10
25.
Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки. Собакевича, Плюшкина
1
10.11
26.
Чичиков и чичиковщина
1
12.11
27.
«Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме
1
13.11
28.
Образ России в поэме «Мертвые души»
1
17.11
Творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина
(3)
29.
Художественный мир писателя
1
19.11
30.
М.Е. Салтыкова - Щедрин - сатирик
1
20.11
31.
Роман «Господа Головлевы» (обзор)
1
24.11
Творчество И.А. Гончарова (3)
32.
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова
1
26.11
33.
Общая характеристика романа «Обломов»
1
27.11
34.
Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»
1
01.12
Творчество И.С. Тургенева (8)
03.12
35.
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева
1
04.12
36.
Рассказы цикла «Записки охотника»
1
08.12
37.
Творческая история и своеобразие рома «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе
1
10.12
38.
Взаимоотношения Базарова с Кирсановым (главы 5-11)
1
11.12
39.
Базаров и Одинцова (главы 13-19, 25-27)
1
15.12
40.
Базаров и его родители
1
17.12
41.
Базаров - нигилист
1
18.12
42.
Базаров перед лицом смерти
1
22.12
Творчество
А.Н. Островского (6)
43.
А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества
1
24.12
44.
Драма «Гроза». Идейно - художественное своеобразие
1
25.12
45.
Город Калинов и его обитатели
( Действия I-IV )
1
29.12
46.
Образ Катерины .Ее душевная трагедия (Действия II_V)
1
12.01
47.
Искушение - лейтмотив драмы «Бесприданница»
1
14.01
48.
Интеллектуальная игра «Умники и Умницы»
1
15.01
Творчество Н.А. Некрасова (7 + 1 Р/р)
49.
Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове
1
19.01
50.
Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова
1
21.01
51.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа в пореформенной России
1
22.01
52.
Душа народа русского
1
26.01
53.
Народ в споре о счастье
1
28.02
54
Идейный смысл рассказов о грешниках
1
29.02
55
Народ и Гриша Добросклонов
1
02.02
Р/р № 2 Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1
04.02
Русская литература II половины 19 века (2)
56
Поэзия в эпоху «социальной» прозы
1
05.02
57
Творчество поэтов II половины 19 века
1
09.02
Творчество Ф.И. Тютчева (3)
58
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики.
Лирика природы
1
11.02
59
Любовная лирика Ф.И. Тютчева
1
12.02
60
Философская лирика Ф.И. Тютчева
1
16.02
Творчество А.А. Фета (3)
1
18.02
61
Этапы биографии и творчества
А.А.Фета
1
19.02
62
Основные мотивы творчества А.А Фета
1
25.02
63
Мое прочтение А.А.Фета
1
26.02
Творчество Н.С. Лескова(3)
64
Этапы биографии и творчества
писателя
1
01.03
65
Повесть « очарованный странник». Идейно - художественное своеобразие
1
03.03
66
Концепция русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова
1
04.03
Творчество Ф.М. Достоевского
(11 + 1 Р/р)
67
Этапы биографии и творчества
писателя
1
10.03
68
Роман « Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского, или «Лик мира сего»
1
11.03
69
Раскольников среди униженных и оскорбленных
1
15.03
70
Идея Раскольникова о праве сильной личности
1
17.03
71
Преступление Раскольникова
1
18.03
72
Раскольников и « сильные» мира сего
1
22.03
73
« Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»
1
24.03
74
Наказание Раскольникова
1
25.03
75
Семья Мармеладовых
1
05.04
76
« Правда» Сони Мармеладовой
1
07.04
77
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
1
08.04
78
Р/р № 3 Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1
12.04
Творчество Л.Н. Толстого
(13 + 1 Р/р)
79
По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель
1
14.04
80
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр
1
15.04
81
Изображение военных действий. Изображение войны в романе
1
19.04
82
Роль личности в истории
1
21.04
83
Кутузов и Наполеон в романе
1
22.04
84
Партизанская война
1
26.04
85
Бегство французов из России
1
28.04
86
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
1
29.04
87
Эпилог романа
1
03.05
88
Образ Наташи Ростовой
1
05.05
89
Нравственные искания Андрея Болконского
1
06.05
90
Нравственные искания Пьера Безухова
1
10.05
91
Семья в романе «Война и мир». Семья Болконских
1
12.05
92
Семья в романе «Война и мир». Семья Ростовых
1
13.05
93
Р/р № 4 Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
1
17.05
Творчество А.П. Чехова (5)
94
Художественный мир писателя
1
19.05
95
Тема гибели души в рассказе «Ионыч»
1
20.05
96
История создания пьесы «Вишневый сад».
1
24.05
97
Конфликт в пьесе «Вишневый сад»
1
26.05
98
Образ сада в пьесе
1
27.05
99-105
Резерв
7
Итого
105
13
4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
14
Примерные темы рефератов и проектов
-
Мой А.С. Пушкин
-
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
-
Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
-
Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
-
Женские образы в творчестве А.Н. Островского
-
Образ дома в творчестве Л.Н. Толстого
-
Год литературы
15
5. Литература
Для учителя:
-
Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.:«Просвещение», 1997.
-
М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. Самостоятельная работа учащихся над текстом. Л.:«Учпедгиз», 1960.
-
Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение», 1985.
-
Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М.: Дрофа, 2001
-
А.Н. Лук. Учить мыслить. М.:«Знание», 1975.
-
Е.В. Попова. Ценностный подход в изучении литературы. "Литература в школе", 1997, №7.
-
Программа литературного образования. 5-11 классы под редакцией В. Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
-
М.А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., «Просвещение», 1985, 288 с.
-
Сб. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы (составители Мещерякова, Соснина), М.: Просвещение,1979.
16
Для учащихся:
Основное учебное пособие:
-
Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. - М.: Дрофа, 2013. - 398 с.
2.Русская литература XIX . Хрестоматия. В 2 ч. 10 кл: учеб.пособ для образоват. учрежд. / сост. А.Н. Архангельский. - М.: Дрофа, 2005
3. Русские писатели Х!Х - начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. - М.: Просвещение, 1995.
4. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. - М., 1981.
5. Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. - Л.: Наука, 1991. - 460 с.История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л.В. Сидорченко и др. СПб: СпбГУ, 20044.
8. Пинский Л.Е. Исторический роман Вальтера Скотта // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М.: Советский писатель, 1989. С. 297-322
6.Гоголь в русской критике / Сост. С. Бочаров. - М. : Фортуна ЭЛ, 2008. - 720 с Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: удожественная литература, 1989 .
7. Лермонтовская энциклопедия / Глав.ред. В. А. Мануйлов. - М.: Сов.энциклопедия, 19 Проскурнин Б.М. и др. История зарубеж. литер. XIX века: Западно-европейская реалистич. проза: учеб.пособ. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.9. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: матер.для выставки в школе.- М.: Дет. лит., 1989 Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Избр. произв. - Л., 1988. - С. 641-667.
10. Бахтин, М.М. проблемы творчества Достоевского - М.: Алконост., 1994. - 176 с
Интернет-ресурсы по литературе
1.school-collection.edu.ru/
2.pedsovet.org/
3.uroki.net/
4.edu.rin.ru/
5.festival.1september.ru/subjects/9/
6.som.fsio.ru/subject.asp?id=10000928
7.fcior.edu.ru/
8.lit.1september.ru/ - электронная версия газеты "Литература" приложение к "1 сентября"
9.litera.edu.ru/
10.likt590.ru/project/museum/
11.foxdesign.ru/legend/
12.slova.org.ru/ - Слова. Серебряный век. Поэты и поэзия серебряного века. 13.feb-web.ru/
14. foreign.rulib.net/ Писатели и литературные произведения
15.belinskiy.net.ru/
16.bulgakov.ru/
17.nikolaygogol.org.ru/ - Николай Васильевич Гоголь
18.goncharov.spb.ru/ - Иван Александрович Гончаров
19.dobrolyubov.net.ru/ - Николай Александрович Добролюбов
20.dostoevskiy.net.ru/ - Федор Михайлович Достоевский
21.zhukovskiy.net.ru/ - Василий Андреевич Жуковский
22.karamzin.net.ru/ - Николай Михайлович Карамзин
23.krylov.net.ru/ - Иван Андреевич Крылов
24.lermontow.org.ru/ - Михаил Юрьевич Лермонтов
25.ostrovskiy.org.ru/ - Александр Николаевич Островский
26.nekrasow.org.ru/ - Николай Алексеевич Некрасов
27.aleksandrpushkin.net.ru/ - Александр Сергеевич Пушкин
28.saltykov.net.ru/ - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
29.levtolstoy.org.ru/ - Лев Николаевич Толстой
30.turgenev.org.ru/ - Иван Сергеевич Тургенев
31.tutchev.net.ru/ - Федор Иванович Тютчев
32.fonvisin.net.ru/ - Денис Иванович Фонвизин
33.chehov.niv.ru/ - Антон Павлович Чехов
17