Урок русского языка в 5 классе на тему Настоящее время глагола

  Урок русского языка в 5 классе   Тема: Настоящее время глагола.   Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала «Виды глагола», закреплению знаний  по теме  «Прошедшее время глагола»; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции.                           Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся.      Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка;      любви к природе. Тип урока: комбинированный. Оборудование: средства компьютерного обучения: компьютеры, электронная доска; материалы по развитию речи для учащихся с ослабленной мотивацией;  материалы развивающего характера для учащихся с повышенной мотивацией к усвоению знаний. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.  Круг радости. Звучит лёгкая музыка. Все встали в круг. Здравствуйте, ребята! Раскроем ладони навстречу солнцу, согреем их его теплом. Возьмёмся за руки, передайте тепло солнца друг другу, улыбнитесь! Вместе мы преодолеем все трудности. Поиграем в игру «Атомы и молекулы». Итак, атомы, соберитесь в молекулы по три, а теперь разойдитесь и соберитесь в молекулы по два атома, а теперь по 5. Вот у нас образовалось 3 группы. Сегодня на уроке мы будем работать в группах такого состава. Занимайте свои места и за работу!      Вступительное слово учителя.      Выразительное  чтение высказывания Л.Н.Толстого о глаголе.      Определение учениками темы урока по отрывку из стих.  А.Н. Толстого. Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.             О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались?        Запись числа и темы урока в тетрадь.   Настоящее время глагола        Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы   отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени. 2. Повторение изученного материала:                 Работа в группах: ЗАДАНИЕ для 1 группы: повторить  сведения  о грамматическом значении и морфологических признаках глагола. ЗАДАНИЕ для 2 группы: отработать  знания  о спряжении глагола. ЗАДАНИЕ для 3 группы: отработать  знания о видах глагола и видовых парах. Проверка.          Диалогическая беседа. - Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас? - Что изучает морфология? - Какие разделы морфологии мы изучаем в этом учебном году? - Что такое глагол? - Что вы знаете о морфологических признаках глагола? - Что вы знаете о спряжении глагола - Что вы знаете о виде глагола? - Что вы знаете о времени глагола? Дайте анализ ответам вашим одноклассникам. Какая группа отвечала увереннее? Чьи ответы вам понравились больше? Кто, по-вашему мнению знает теоретические вопросы лучше других? Свой ответ аргументируйте.     3. Усвоение новых знаний. Вернёмся к стихотворению А. Толстого. Выпишите глаголы настоящего времени в тетрадь и скажите, с какой целью поэт использовал эти глаголы? - Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.278 и готовим вопросы другой группе. Отвечают члены группы по желанию. - Как определить настоящее время глагола? - Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени? - Почему действие, которое происходило в прошлом, описывается в художественном тексте глаголами настоящего времени? Физминутка Потянитесь, распрямитесь, покачайтесь, покружитесь. Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Покачайтесь-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, выдохните и присядьте. Поднимитесь, пошагайте. Помолчите, подышите и ногами постучите. Помахайте, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь. А теперь все успокаиваемся и за дело принимаемся. 4. Закрепление полученных знаний. 1) Упражнение 958. Спишите. 1 уровень.  Глаголы в скобках поставь в настоящем времени. 2 уровень. Определи их вид и число. 3 уровень. Определи спряжение глаголов. Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин. Проверка выполнения. Критерии оценивания: Задания 1 уровня – «3»,                                         Задания 1 и 2 уровня – «4»,                                         Задания  всех трёх уровней – «5» Кто себе поставил оценку «5»?  Пожалуйста, прокомментируйте свою работу.   2) Работа с текстом. Постройте кластер «Глаголы настоящего времени» и выпишите все глаголы настоящего времени из текста. Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел.  Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи. Проверка выполнения. Лидеры групп защищают свои кластеры: аргументируют,    анализируют. Считаем, у кого глаголов записано больше. 5. Контроль над уровнем ЗУН. Работа с компьютером. Выполнение дифференцированного электронного тестирования. * ** *** На вопросы тестов даются 3 ответа. Правильный один. На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильный один. На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильных несколько. Проверка результатов. 6. Итоги урока и рефлексия.    Дидактический этап – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК - Что нового вы узнали на уроке? - А что было уже известно? Если всё было понятно – поднимите зелёный светофор, если не очень понятно – поднимите жёлтый, а если совсем ничего не поняли – красный. 7. Домашнее задание    §89, упр.961. Составьте рассказ по данному началу. Употреби глаголы в настоящем времени.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Настоящее время глагола.

Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала «Виды глагола», закреплению знаний по теме «Прошедшее время глагола»; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции.

Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся.

Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка; любви к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: средства компьютерного обучения: компьютеры, электронная доска; материалы по развитию речи для учащихся с ослабленной мотивацией; материалы развивающего характера для учащихся с повышенной мотивацией к усвоению знаний.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Круг радости. Звучит лёгкая музыка.

Все встали в круг. Здравствуйте, ребята! Раскроем ладони навстречу солнцу, согреем их его теплом. Возьмёмся за руки, передайте тепло солнца друг другу, улыбнитесь! Вместе мы преодолеем все трудности. Поиграем в игру «Атомы и молекулы». Итак, атомы, соберитесь в молекулы по три, а теперь разойдитесь и соберитесь в молекулы по два атома, а теперь по 5. Вот у нас образовалось 3 группы. Сегодня на уроке мы будем работать в группах такого состава. Занимайте свои места и за работу!

Вступительное слово учителя.

Выразительное чтение высказывания Л.Н.Толстого о глаголе.

Определение учениками темы урока по отрывку из стих. А.Н. Толстого.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались?

Запись числа и темы урока в тетрадь. Настоящее время глагола

Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени.

2. Повторение изученного материала:

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ для 1 группы: повторить сведения о грамматическом значении и морфологических признаках глагола.

ЗАДАНИЕ для 2 группы: отработать знания о спряжении глагола.

ЗАДАНИЕ для 3 группы: отработать знания о видах глагола и видовых парах.

Проверка.

Диалогическая беседа.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас?

- Что изучает морфология?

- Какие разделы морфологии мы изучаем в этом учебном году?

- Что такое глагол?

- Что вы знаете о морфологических признаках глагола?

- Что вы знаете о спряжении глагола

- Что вы знаете о виде глагола?

- Что вы знаете о времени глагола?

Дайте анализ ответам вашим одноклассникам. Какая группа отвечала увереннее? Чьи ответы вам понравились больше? Кто, по-вашему мнению знает теоретические вопросы лучше других? Свой ответ аргументируйте.

3. Усвоение новых знаний.

Вернёмся к стихотворению А. Толстого. Выпишите глаголы настоящего времени в тетрадь и скажите, с какой целью поэт использовал эти глаголы?

- Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.278

и готовим вопросы другой группе. Отвечают члены группы по желанию.

- Как определить настоящее время глагола?

- Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени?

- Почему действие, которое происходило в прошлом, описывается в художественном тексте глаголами настоящего времени?

Физминутка

Потянитесь, распрямитесь, покачайтесь, покружитесь.

Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку. Покачайтесь-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните, выдохните и присядьте.

Поднимитесь, пошагайте. Помолчите, подышите и ногами постучите.

Помахайте, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь.

А теперь все успокаиваемся и за дело принимаемся.

4. Закрепление полученных знаний.

1) Упражнение 958. Спишите.

1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.

2 уровень. Определи их вид и число.

3 уровень. Определи спряжение глаголов.

Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева - оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.

Проверка выполнения.

Критерии оценивания: Задания 1 уровня - «3»,

Задания 1 и 2 уровня - «4»,

Задания всех трёх уровней - «5»

Кто себе поставил оценку «5»? Пожалуйста, прокомментируйте свою работу.

2) Работа с текстом. Постройте кластер «Глаголы настоящего времени» и выпишите все глаголы настоящего времени из текста.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.

Проверка выполнения. Лидеры групп защищают свои кластеры: аргументируют, анализируют. Считаем, у кого глаголов записано больше.

5. Контроль над уровнем ЗУН. Работа с компьютером.

Выполнение дифференцированного электронного тестирования.

На вопросы тестов даются 3 ответа. Правильный один.

На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильный один.

На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильных несколько.

Проверка результатов.

6. Итоги урока и рефлексия.

Дидактический этап - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

- Что нового вы узнали на уроке?

- А что было уже известно?

Если всё было понятно - поднимите зелёный светофор, если не очень понятно - поднимите жёлтый, а если совсем ничего не поняли - красный.

7. Домашнее задание

§89, упр.961. Составьте рассказ по данному началу. Употреби глаголы в настоящем времени.


© 2010-2022