Реферат по литературе Смоленщины

Материал полезен для урока Литература Смоленщины в 9 классе. Творчество Смоленского писателя Эттингера Ф.А. изучено недостаточно. При подготовке к урокам возникают определённые трудности в нахождении дополнительной литературы.  В работе рассматриваются следующие темы: -Судьба романа «Башня Веселуха», в течение 150 лет «скрывавшегося»  от внимания смоленских краеведов.        -Смоленск и его жители в произведении«Башня Веселуха»:                                                         -    Автор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 38






Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века.


Реферат по литературе

ученицы 9 класса А

Руководитель :

учитель русского языка

и литературы

Грищенко Галина

Владимировна.




Смоленск

2013 г.


Оглавление стр.

I. Введение. Судьба романа «Башня Веселуха», в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов. 3

II. Основная часть. Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»:


  1. Автор романа - загадочный Ф.Ф.Э.; 5

  1. Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие

весь Смоленск; 7


  1. История любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова; 8


  1. Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

и их причины; 9

  1. Чем интересен роман краеведам. 10

III. Заключение. «Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске. 11

IV. Используемая литература. 12

V. Приложение. 13




Лишь только поравнялся кум с этой башней,

Как вдруг выскочили оттуда, целыми толпам

рогатые и косматые лешие….или домовые,

прах их знает! И начали бегать по городской

стене: иные играли на волынках и балалайках,

а другие пустились взапуски плясать

ваньку- горюна.

Ф. Эттингер «Башня- Веселуха»

Введение.

Судьба романа, в течение 150 лет «скрывавшегося»

от внимания смоленских краеведов


В Смоленске есть множество мест, окутанных тайнами и жутковатыми историями. Башня Веселуха, Реадовский овраг, костел...

О нашем городе во все времена ходило немало легенд. И не все о воинском героизме и святых местах. Есть среди них истории довольно туманные.

Например, всем известная башня Веселуха. О ней до сих пор слагают различные легенды.

Люди прозвали её так, потому что с неё открывается захватывающая панорама - вид, «веселящий душу». Другое название башни - Лучинская - связано с её расположением: она стоит на высоком холме, напротив крутого изгиба Днепра, а в местном говоре «веселуха» означает «радуга», то есть дугообразный изгиб.

Есть и другая версия происхождения названия, более мрачная. Говорят, во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась... С тех пор башню зовут Веселухой.

В XVIII веке некий поляк, граф Змеявский, занимался в башне фальшивомонетчеством, а чтобы скрыть всё от посторонних глаз, отпугивал местных жителей дымом и подставными ведьмами. Суеверный народ боялся происходящего и обходил башню стороной. Легенды и тайны смоленской крепостной стены во все времена интересовали людей. История с фальшивомонетчиками, как предполагают краеведы, вдохновила Алексея Толстого - говорят, он прочитал ее, а после написал фантастический рассказ «Граф Калиостро». Кто не читал, наверняка знаком с сюжетом известного фильма Марка Захарова «Формула любви».

Загадочным событиям, происходящим в столь таинственной башне, посвящен также роман Фёдора Эттингера «Башня Веселуха или Смоленск и жители его шестьдесят лет назад», произведение было напечатано в 1845 году в петербургской типографии.

В течение 150 лет об этом произведении, также как и о его авторе, не было ничего известно. Впервые загадочный псевдоним Смоленский старожил Ф.Ф.Э. был обнаружен В.Е. Захаровым, кандидатом филологических наук, доцентом, краеведом, в старых словарях псевдонимов. Учёного заинтересовало имя писателя, тем более, что его роман назывался «Башня Веселуха». В это время в библиотеках Смоленска об этом произведении не было ничего известно И только в 1983 году в главном книгохранилище нашей страны - библиотеке им. Ленина в Москве В.Е. Захаров получил на руки довольно ветхий, с оборванной обложкой, пожелтевший экземпляр загадочного романа.

Первые страницы его подтвердили, что литературовед не обманулся в своих ожиданиях: книга содержала интереснейшую информацию о Смоленске 18 столетия. В этом смысле роман Старожила сегодня даже интереснее, чем для его современников. Так благодаря современному краеведу роман «Башня Веселуха » был опубликован на родине его автора, сначала в журнале «Край Смоленский» , а затем и отдельным изданием в 1992 году.

Впервые с романом «Башня Веселуха» я познакомилась на уроках Литературы Смоленщины. Это произведение меня заинтересовало своей загадочностью, глубиной содержания, сюжетом, историзмом. Не меньшую интригу вызвал и его автор. Произведение «Башня веселуха »актуально и достойно внимания прежде всего потому, что оно подробно описывает Смоленск и его жителей в 18 веке, позволяет совершить заочную экскурсию по древним улицам и площадям, узнать об исторических событиях , происходивших в нашем родном городе.

В ходе работы над темой реферата « Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века»

была поставлена следующая цель:

Знакомясь с текстом романа «Башня Веселуха», рассматривая его в русле развития прозы начала 19 века, объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия, изучить судьбу романа, в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов, сделать его анализ.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

- изучить биографию автора произведения, загадочного Ф.Ф.Э.;

- рассказать о таинственных происшествиях в романе, взбудораживших весь Смоленск, об истории любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова;

- сделать сопоставительный анализ романа «Башня Веселуха» и повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, объяснить их причины;

- определить, чем интересен роман «Башня Веселуха» краеведам.



Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»


В произведении «Башня Веселуха» автор рассказывает интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века: подробно описывает все улицы и закоулки города, повествует о жизни и быте смолян того времени.

Роман можно назвать автобиографичным - значительную его часть занимает описание семьи Федора Андреевича Эттингера. Наверное, автор посчитал, что его «Башня Веселуха» имеет через чур личный характер и поэтому скрылся под псевдонимом «Смоленский Старожил Ф.Ф.Э.».

Автор романа - загадочный Ф.Ф.Э.


Кто же такой Ф.Ф.Э.? Почему человек, столь хорошо знавший Смоленск и его обитателей, 150 лет был не известен на Смоленщине и не счел возмож­ным обнародовать свое имя, а укрылся от нашего любопытства под интригующим псевдонимом «Смоленский старожил Ф. Ф. Э.» ?

Прежде всего,обращает на себя внимание хорошо ощутимая связь таинственного Ф.Ф.Э. со Смоленском и его обитателями. Только местному жителю или, по крайней мере, здешнему уроженцу мо­гут быть так хорошо известны исторические, топографические, бы­товые подробности и приметы города, которыми буквально перенасыщена книга Старожила. Есть и прямое призвание автора по этому поводу: «Взра­стившему и взлелеявшему меня моему городу Смоленску и праху почтенных родителей моих, там покоящихся», - гласит посвящение романа.

Однако человека с инициалами Ф.Ф.Э. до начала расследований В.Е. Захарова не встре­чалось в работах по истории и культуре нашего края.

В 1839 году журнал «Современник» писал, что произведение «Башня Веселуха» «доставлено из Смоленска неизвестною особою и что автору шестьдесят лет и что это первый опыт его таланта». Раскрытие инициалов пи­сателя оказалось делом совсем несложным. Для подобных нужд энтузиастами отечественной словесности давным- давно были составлены прекрасные справочники. Пользуясь материалами справочников, криптоним «Смоленского Старожила» был расшифрован как «Фёдор Андреевич Эттингер». А еще около тридцати лет спустя знаменитый библиограф Г.Н. Геннади (вышедший, кстати гово­ря, из сычевских дворян Смоленской губернии) в своем «Списке рус­ских анонимных книг» сделал маленькое, но очень существенное уточнение: «Фон Эттингер», чем окончательно прояс­нил формальное значение загадки Ф.Ф.Э.

Так раскрытие псевдонима помогло узнать, что автор интересующей нас книги принадлежит к извест­ному в российской истории, старому дворянскому роду прибалтийс­кого происхождения.

Однако ни о каком Федоре Эттингере энциклопедии, биографические справочники и дворянские родословные книги не упоминают.

Выяснение личности «Смоленского Старожи­ла» оказалось очень непростой задачей. В ходе последующей кропотливой работы В.Е. Захарова следы пребывания Эттингеров в Смоленске вскоре были обнаружены!

Зимой 1787 года Императрица Екатерина II предприняла длительное путешествие по России. Побывала она тогда и в нашем городе. Оказывается, 12 января 1787 года при въезде Екатерины в город ее, среди прочих должностных лиц, встречал у Днепровских ворот во главе своих солдат и офицеров и некий генерал-майор фон Эттингер - оберкомендант смоленской крепости.

Тут внимательный читатель «Башни Веселухи» должен сразу насторожиться. Комендант фон Эттингер…генерал-майор... Как будто что-то знакомое. Не правда ли? Похоже, где-то мы уже встречали этого человека... Да ведь это же один из героев прочитанного нами романа, только фамилия обозначена там одной буквой! «Обер-комендант в Смоленске был тогда генерал-майор Андрей Иванович фон Э.», - говорится в книге Старожила. И то же самое екатерининс­кое время, 1780-е годы! Присматриваемся по внимательнее к этому персонажу и видим, что «почтенному и доброму генералу», а заодно и его семейству, в романе вообще отведено непо­мерно большое место. В ходе дальнейшего расследования В.Е. Захарова было выяснено, что роман «Башня Веселуха» явно строится на впечат­лениях детства 8- летнего мальчика и воспоминаниях 60- летнего человека, даровитого и благо­дарного сына смоленского коменданта.

Также удалось узнать, что Федор Андреевич родился в 1777 году в Санкт - Петербурге, а умер 3 апреля 1853 года. Помимо писательской деятельности он являлся переводчиком, автором статей и заметок исторического содержания. Был коллежский советником. В его переводе около 20 драматических произведений Августа фон Кацебу. Печатался в петербургских журналах «Современник», «Сын Отечества», в «Литературном прибавлении» к «Русскому инвалиду».

Итак, что же побудило Федора Эттингера укрыться под псевдонимом? Похоже, что главной причиной скромности нашего земляка был имен­но автобиографический, подчас даже чересчур личный характер его «Веселухи», узнаваемость в ней многих действующих лиц . Литературная маска смягчала чрезмерную откровен­ность и увеличивала дистанцию между автором и читателями.














Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие

весь Смоленск


В Смоленске происходят непонятные собы­тия, среди жителей все упорней ползут самые невероятные, «странные слухи». В центре пересудов и тревог - исстари имею­щая дурную славу, легендарная крепостная башня Веселуха. Время от времени, обычно ближе к полуночи и особо на свят­ках, является на городской стене близ Веселухи самая нату­ральная нечистая сила: косматые, рогатые, хвостатые чудови­ща, какие-то лешие с факелами, дудками и волынками и са­мым нахальным образом начинают кричать, визжать, крив­ляться и плясать «голубца и горюна-Ваньку». Удивительные происшествия, описанные в произведении, взбудоражили весь Смоленск: зловещая тайна башни Веселухи, похищение его героини Наденьки Кубышкиной, страшное кровавое убийство возле Молоховских ворот в глухом переулке, загадочная смерть городской гадалки Ивановны, последняя исповедь послушника Троицкого монастыря Иоанникия, преданный муж, подкинутый ребенок, найденный отец. Все герои рассказывают о происках нечистой силы возле башни Веселухи. А старый ветеран Лукьян Захарович Зырянов, дядя Кайсанова, повествует о подземных ходах, прорытых ещё поляками при штурме города, теперь там поселились всякие проходимцы, чтобы скрыть свои тайные занятия. И это так. Ловкий авантюрист граф Змеявский при помощи слуг чеканит в подземельи башни фальшивые монеты, а чтобы отвадить любопытных, устраивает по ночам страшные бесовские представления в масках и костюмах.







История любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова


Морозным ноябрьским вечером 1783 года, когда над Смо­ленском разносился колокольный звон и обыватели спешили ко всенощной, через Днепровские ворота в город въехал возок с молодым офицером, направленным из Витебска по делам очередного рекрутского набора. Это капитан Кайсанов. В бли­жайшей церкви--надворотней церкви Смоленской богоматери, куда он зашел помолиться, капитан знакомится с купеческим семейством Кубышкиных и получает от них приглашение на завтрашний обед. Переночевав у дяди на Козловской горе и представившись «почтенному и доброму генералу»,- комендан­ту гарнизона - молодой человек спешит к Кубышкиным. Разуме­ется, не столько за сытным купеческим угощением, (икра, ба­лык, кулебяка, настойка и даже «шимпанское»), сколько ради дочери их Наденьки, которую заприметил еще в церкви и кото­рая, по простодушному уверению автора, «была мила, прекрас­на и умна, как все героини прежних, нынешних и будущих ро­манов».

И в самом деле, было от чего потерять голову пылкому капитану! Выросшая у крестной матери в одном из лучших дво­рянских домов губернии, Наденька Кубышкина умеет играть на клавикордах, танцевать, знает по-французски, по-немецки и, к тому же, «большая мастерица вышивать в тамбур». Впрочем, по признанию матушки Аграфены Кузьминичны, есть все-таки у ее дочки один недостаток: уж больно много она читает - да не что-нибудь там, а все Державина, Фонвизина и любимую свою «Новую Элоизу». Однако капитана Кайсанова книжками не удивишь и не испугаешь: выпускник петербургского кадет­ского корпуса, т. е. лучшего учебного заведения XVIII века, он вполне в состоянии поддержать разговор о только что поступив­шем в город «Недоросле» или даже о качестве русского пере­вода Руссо. Так что молодые люди с первого взгляда поняли друг друга и с первых слов нашли общий язык.



Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

и их причины


Не исключено, что в «Башне Веселухе» сказалось обаяние от недавно вышедшей пушкинской «Капитанской дочки». У них есть целый ряд близких мотивов, ситуаций, сюжетных ходов: екатерининская провинциальная Россия, старая крепость с ко­мендантом и престарелыми инвалидами как время и место дей­ствия, прибытие молодого офицера (Петр Гринев - капитан Кайсанов), его любовь к миловидной и скромной девушке, сиротское ее по­ложение (Маша Миронова - Наденька Кубышкина), бесчест­ный соперник, который так или иначе связан с главным «злодеем» произведения, разлука влюбленных и финальное их со­единение. Можно прибавить к этому, что отец Кайсанова, под­полковник Оренбургского линейного полка, погиб десять лет назад в стычке с Пугачевым.

Разумеется, не может быть никакого сближения с «Капи­танской дочкой» как художественным произведением. Как пи­сателю, смо­лянину ближе давняя традиция сентиментально-мелодраматиче­ских повестей карамзинского времени с их прямолинейной схемой добра и зла, трогательными любовными историями, с наивными «говорящими» фамилиями героев: граф Змеявский, купцы Кубышкин и Наживкин, подьячий Цапкин, подторговы­вающий на выборах голосами бывший прокурор Хватайко, мел­копоместный шляхтич Пустопольский, «профессора картежного дела» Фирюлькин и Хлыстиков. Наверное, это и является причиной сходства этих двух литератуных произведений.







Чем интересен роман краеведам

Произведение содержит интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века. Достоверен роман «Башня Веселуха» в своих топографических описаниях и упоминаниях. Читатель может совершить экскурсию по стародавнему Смоленску: зайти в деревянную часовню над Днепровскими воротами и в скромный домик на Козловской горе, подняться по булыж­ной мостовой Большой улицы (нынешняя Большая Советская) и переправиться Троицким мостом через глубокий ров под Успенским собором (был засыпан в XIX веке). С особым чувст­вом выписана «старожилом» крепостная стена - в ту пору, когда еще были невредимы большинство ее зубцов и башен и в них размещались склады гарнизонного снаряжения - под охраной дослуживающих свой век солдат-ветеранов. Роман рас­сказывает нам, как одевались смоленские щеголихи, какие в ту пору разводили цветы, каково было годовое содержание комен­данта (750 руб.) и сколько стоил фунт хлеба и говядины (1 и 3 копейки).

Интерес наших краеведов вызовет, по-видимому, и описание тех забав, потех и зрелищ, которыми скрашивали свой быт смо­ляне екатерининского века,-оно содержит как уже известные (из дневниковых записей Никифора Мурзакевича), так и новые любопытные сведения по ранней истории театрального дела в Смоленске. На эту тему в романе довольно много «тарантят и щебечут» две купчихи: Аграфена Кузьминична и Лукерья Ти­хоновна. Еще в 1780 году, вспоминают они, при проезде через город Екатерины II на лужайке за Молоховскими воротами бы­ло возведено специальное зрелищное здание под пышным на­званием «Оперный дом». Его посещала в основном дворянская публика, играли тоже «благородные актеры», в том числе даже одна из дочерей генерал-губернатора князя Репнина. «А в прош­лом годе,- прибавила Аграфена Кузьминична,- когда стояли у нас полевые полки, был здесь и ТИЯТР. За городом, на По­кровской горе, смоленского полку полковник князь Долгоруков приказал сделать из хвороста шалаш, в котором представляли разные комедии. Все чиновники и дворяне с фамилиями ездили туда смотреть безденежно». Ставили на Покровской горе,- до­бавила Наденька,-комедии «Так и должно» и «Нарцисс». Ак­теров набирали из офицеров и унтер-офицеров, в том числе и на женские роли. Впрочем, был в самодеятельной труппе и один профессионал-некто Семичев, попавший в армию из придвор­ных артистов. Бывали в старом Смоленске и представители ма­рионеток - «выпускные куклы», как называет их Лукерья Ти­хоновна.

Конечно, роман нельзя рассматривать как абсолютно на­дежный источник. Однако совпадение многих подробностей с уже известными историческими фактами вызывает доверие и ко всему остальному - кроме, конечно, явно придуманных центральных героев и фабулы.




























Заключение.

«Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске

«Интересный писатель и усердный переводчик, влюбленный в свой город «смоленский старожил» Федор Андреевич Эттингер и его своеобразный роман имеют право на наше внимание, на то, чтобы занять, наконец, свое место в истории и культуре нашего края, » - такие слова писал Владимир Ефимович Захаров, современный литературовед, кандидат филологических наук, доцент Смоленского университета в одной из своих статей, посвященных роману Федора Эттингера «Башня Веселуха». Я согласна с его мнением, ведь действительно это произведение о старом Смоленске имеет большое значение в краеведческой литературе.




Время меняет акцепты и угол зрения. Отходит на задний план надуманная наивная интрига, а на первый выступает краеведческая фактура книги, развлекательное приключенческое произведение, каким оно было в прошлом веке, начинает все более восприниматься как нравоописательное и историче­ское, становится ценным пособием для знакомства со Смоленском XVIII века, для изучения старинного русского быта, для пробуждения нашей исторической памяти.







Используемая литература


  1. Статьи Владимира Ефимовича Захарова:

  2. «Тайны башни Веселухи»;

  3. «Роман о старом Смоленске»;

  4. «Ф. А. Эттингер и его роман "Башня Веселуха"»













Приложение






Портрет Федора Андреевича Фон Эттингера





Реферат по литературе Смоленщины









Владимир Ефимович Захаров (в центре) со своими студентами






Реферат по литературе Смоленщины























Актеры спектакля «Башня Веселуха»

Смоленского Камерного театра.

2012 год




Реферат по литературе Смоленщины


© 2010-2022