- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Реферат по литературе Смоленщины
Реферат по литературе Смоленщины
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грищенко Г.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38
Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века.
Реферат по литературе
ученицы 9 класса А
Руководитель :
учитель русского языка
и литературы
Грищенко Галина
Владимировна.
Смоленск
2013 г.
Оглавление стр.
I. Введение. Судьба романа «Башня Веселуха», в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов. 3
II. Основная часть. Смоленск и его жители в произведении
«Башня Веселуха»:
-
Автор романа - загадочный Ф.Ф.Э.; 5
-
Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие
весь Смоленск; 7
-
История любви Наденьки Кубышкиной
и капитана Кайсанова; 8
-
Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести
«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина
и их причины; 9
-
Чем интересен роман краеведам. 10
III. Заключение. «Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске. 11
IV. Используемая литература. 12
V. Приложение. 13
Лишь только поравнялся кум с этой башней,
Как вдруг выскочили оттуда, целыми толпам
рогатые и косматые лешие….или домовые,
прах их знает! И начали бегать по городской
стене: иные играли на волынках и балалайках,
а другие пустились взапуски плясать
ваньку- горюна.
Ф. Эттингер «Башня- Веселуха»
Введение.
Судьба романа, в течение 150 лет «скрывавшегося»
от внимания смоленских краеведов
В Смоленске есть множество мест, окутанных тайнами и жутковатыми историями. Башня Веселуха, Реадовский овраг, костел...
О нашем городе во все времена ходило немало легенд. И не все о воинском героизме и святых местах. Есть среди них истории довольно туманные.
Например, всем известная башня Веселуха. О ней до сих пор слагают различные легенды.
Люди прозвали её так, потому что с неё открывается захватывающая панорама - вид, «веселящий душу». Другое название башни - Лучинская - связано с её расположением: она стоит на высоком холме, напротив крутого изгиба Днепра, а в местном говоре «веселуха» означает «радуга», то есть дугообразный изгиб.
Есть и другая версия происхождения названия, более мрачная. Говорят, во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась... С тех пор башню зовут Веселухой.
В XVIII веке некий поляк, граф Змеявский, занимался в башне фальшивомонетчеством, а чтобы скрыть всё от посторонних глаз, отпугивал местных жителей дымом и подставными ведьмами. Суеверный народ боялся происходящего и обходил башню стороной. Легенды и тайны смоленской крепостной стены во все времена интересовали людей. История с фальшивомонетчиками, как предполагают краеведы, вдохновила Алексея Толстого - говорят, он прочитал ее, а после написал фантастический рассказ «Граф Калиостро». Кто не читал, наверняка знаком с сюжетом известного фильма Марка Захарова «Формула любви».
Загадочным событиям, происходящим в столь таинственной башне, посвящен также роман Фёдора Эттингера «Башня Веселуха или Смоленск и жители его шестьдесят лет назад», произведение было напечатано в 1845 году в петербургской типографии.
В течение 150 лет об этом произведении, также как и о его авторе, не было ничего известно. Впервые загадочный псевдоним Смоленский старожил Ф.Ф.Э. был обнаружен В.Е. Захаровым, кандидатом филологических наук, доцентом, краеведом, в старых словарях псевдонимов. Учёного заинтересовало имя писателя, тем более, что его роман назывался «Башня Веселуха». В это время в библиотеках Смоленска об этом произведении не было ничего известно И только в 1983 году в главном книгохранилище нашей страны - библиотеке им. Ленина в Москве В.Е. Захаров получил на руки довольно ветхий, с оборванной обложкой, пожелтевший экземпляр загадочного романа.
Первые страницы его подтвердили, что литературовед не обманулся в своих ожиданиях: книга содержала интереснейшую информацию о Смоленске 18 столетия. В этом смысле роман Старожила сегодня даже интереснее, чем для его современников. Так благодаря современному краеведу роман «Башня Веселуха » был опубликован на родине его автора, сначала в журнале «Край Смоленский» , а затем и отдельным изданием в 1992 году.
Впервые с романом «Башня Веселуха» я познакомилась на уроках Литературы Смоленщины. Это произведение меня заинтересовало своей загадочностью, глубиной содержания, сюжетом, историзмом. Не меньшую интригу вызвал и его автор. Произведение «Башня веселуха »актуально и достойно внимания прежде всего потому, что оно подробно описывает Смоленск и его жителей в 18 веке, позволяет совершить заочную экскурсию по древним улицам и площадям, узнать об исторических событиях , происходивших в нашем родном городе.
В ходе работы над темой реферата « Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века»
была поставлена следующая цель:
Знакомясь с текстом романа «Башня Веселуха», рассматривая его в русле развития прозы начала 19 века, объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия, изучить судьбу романа, в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов, сделать его анализ.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
- изучить биографию автора произведения, загадочного Ф.Ф.Э.;
- рассказать о таинственных происшествиях в романе, взбудораживших весь Смоленск, об истории любви Наденьки Кубышкиной
и капитана Кайсанова;
- сделать сопоставительный анализ романа «Башня Веселуха» и повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, объяснить их причины;
- определить, чем интересен роман «Башня Веселуха» краеведам.
Смоленск и его жители в произведении
«Башня Веселуха»
В произведении «Башня Веселуха» автор рассказывает интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века: подробно описывает все улицы и закоулки города, повествует о жизни и быте смолян того времени.
Роман можно назвать автобиографичным - значительную его часть занимает описание семьи Федора Андреевича Эттингера. Наверное, автор посчитал, что его «Башня Веселуха» имеет через чур личный характер и поэтому скрылся под псевдонимом «Смоленский Старожил Ф.Ф.Э.».
Автор романа - загадочный Ф.Ф.Э.
Кто же такой Ф.Ф.Э.? Почему человек, столь хорошо знавший Смоленск и его обитателей, 150 лет был не известен на Смоленщине и не счел возможным обнародовать свое имя, а укрылся от нашего любопытства под интригующим псевдонимом «Смоленский старожил Ф. Ф. Э.» ?
Прежде всего,обращает на себя внимание хорошо ощутимая связь таинственного Ф.Ф.Э. со Смоленском и его обитателями. Только местному жителю или, по крайней мере, здешнему уроженцу могут быть так хорошо известны исторические, топографические, бытовые подробности и приметы города, которыми буквально перенасыщена книга Старожила. Есть и прямое призвание автора по этому поводу: «Взрастившему и взлелеявшему меня моему городу Смоленску и праху почтенных родителей моих, там покоящихся», - гласит посвящение романа.
Однако человека с инициалами Ф.Ф.Э. до начала расследований В.Е. Захарова не встречалось в работах по истории и культуре нашего края.
В 1839 году журнал «Современник» писал, что произведение «Башня Веселуха» «доставлено из Смоленска неизвестною особою и что автору шестьдесят лет и что это первый опыт его таланта». Раскрытие инициалов писателя оказалось делом совсем несложным. Для подобных нужд энтузиастами отечественной словесности давным- давно были составлены прекрасные справочники. Пользуясь материалами справочников, криптоним «Смоленского Старожила» был расшифрован как «Фёдор Андреевич Эттингер». А еще около тридцати лет спустя знаменитый библиограф Г.Н. Геннади (вышедший, кстати говоря, из сычевских дворян Смоленской губернии) в своем «Списке русских анонимных книг» сделал маленькое, но очень существенное уточнение: «Фон Эттингер», чем окончательно прояснил формальное значение загадки Ф.Ф.Э.
Так раскрытие псевдонима помогло узнать, что автор интересующей нас книги принадлежит к известному в российской истории, старому дворянскому роду прибалтийского происхождения.
Однако ни о каком Федоре Эттингере энциклопедии, биографические справочники и дворянские родословные книги не упоминают.
Выяснение личности «Смоленского Старожила» оказалось очень непростой задачей. В ходе последующей кропотливой работы В.Е. Захарова следы пребывания Эттингеров в Смоленске вскоре были обнаружены!
Зимой 1787 года Императрица Екатерина II предприняла длительное путешествие по России. Побывала она тогда и в нашем городе. Оказывается, 12 января 1787 года при въезде Екатерины в город ее, среди прочих должностных лиц, встречал у Днепровских ворот во главе своих солдат и офицеров и некий генерал-майор фон Эттингер - оберкомендант смоленской крепости.
Тут внимательный читатель «Башни Веселухи» должен сразу насторожиться. Комендант фон Эттингер…генерал-майор... Как будто что-то знакомое. Не правда ли? Похоже, где-то мы уже встречали этого человека... Да ведь это же один из героев прочитанного нами романа, только фамилия обозначена там одной буквой! «Обер-комендант в Смоленске был тогда генерал-майор Андрей Иванович фон Э.», - говорится в книге Старожила. И то же самое екатерининское время, 1780-е годы! Присматриваемся по внимательнее к этому персонажу и видим, что «почтенному и доброму генералу», а заодно и его семейству, в романе вообще отведено непомерно большое место. В ходе дальнейшего расследования В.Е. Захарова было выяснено, что роман «Башня Веселуха» явно строится на впечатлениях детства 8- летнего мальчика и воспоминаниях 60- летнего человека, даровитого и благодарного сына смоленского коменданта.
Также удалось узнать, что Федор Андреевич родился в 1777 году в Санкт - Петербурге, а умер 3 апреля 1853 года. Помимо писательской деятельности он являлся переводчиком, автором статей и заметок исторического содержания. Был коллежский советником. В его переводе около 20 драматических произведений Августа фон Кацебу. Печатался в петербургских журналах «Современник», «Сын Отечества», в «Литературном прибавлении» к «Русскому инвалиду».
Итак, что же побудило Федора Эттингера укрыться под псевдонимом? Похоже, что главной причиной скромности нашего земляка был именно автобиографический, подчас даже чересчур личный характер его «Веселухи», узнаваемость в ней многих действующих лиц . Литературная маска смягчала чрезмерную откровенность и увеличивала дистанцию между автором и читателями.
Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие
весь Смоленск
В Смоленске происходят непонятные события, среди жителей все упорней ползут самые невероятные, «странные слухи». В центре пересудов и тревог - исстари имеющая дурную славу, легендарная крепостная башня Веселуха. Время от времени, обычно ближе к полуночи и особо на святках, является на городской стене близ Веселухи самая натуральная нечистая сила: косматые, рогатые, хвостатые чудовища, какие-то лешие с факелами, дудками и волынками и самым нахальным образом начинают кричать, визжать, кривляться и плясать «голубца и горюна-Ваньку». Удивительные происшествия, описанные в произведении, взбудоражили весь Смоленск: зловещая тайна башни Веселухи, похищение его героини Наденьки Кубышкиной, страшное кровавое убийство возле Молоховских ворот в глухом переулке, загадочная смерть городской гадалки Ивановны, последняя исповедь послушника Троицкого монастыря Иоанникия, преданный муж, подкинутый ребенок, найденный отец. Все герои рассказывают о происках нечистой силы возле башни Веселухи. А старый ветеран Лукьян Захарович Зырянов, дядя Кайсанова, повествует о подземных ходах, прорытых ещё поляками при штурме города, теперь там поселились всякие проходимцы, чтобы скрыть свои тайные занятия. И это так. Ловкий авантюрист граф Змеявский при помощи слуг чеканит в подземельи башни фальшивые монеты, а чтобы отвадить любопытных, устраивает по ночам страшные бесовские представления в масках и костюмах.
История любви Наденьки Кубышкиной
и капитана Кайсанова
Морозным ноябрьским вечером 1783 года, когда над Смоленском разносился колокольный звон и обыватели спешили ко всенощной, через Днепровские ворота в город въехал возок с молодым офицером, направленным из Витебска по делам очередного рекрутского набора. Это капитан Кайсанов. В ближайшей церкви--надворотней церкви Смоленской богоматери, куда он зашел помолиться, капитан знакомится с купеческим семейством Кубышкиных и получает от них приглашение на завтрашний обед. Переночевав у дяди на Козловской горе и представившись «почтенному и доброму генералу»,- коменданту гарнизона - молодой человек спешит к Кубышкиным. Разумеется, не столько за сытным купеческим угощением, (икра, балык, кулебяка, настойка и даже «шимпанское»), сколько ради дочери их Наденьки, которую заприметил еще в церкви и которая, по простодушному уверению автора, «была мила, прекрасна и умна, как все героини прежних, нынешних и будущих романов».
И в самом деле, было от чего потерять голову пылкому капитану! Выросшая у крестной матери в одном из лучших дворянских домов губернии, Наденька Кубышкина умеет играть на клавикордах, танцевать, знает по-французски, по-немецки и, к тому же, «большая мастерица вышивать в тамбур». Впрочем, по признанию матушки Аграфены Кузьминичны, есть все-таки у ее дочки один недостаток: уж больно много она читает - да не что-нибудь там, а все Державина, Фонвизина и любимую свою «Новую Элоизу». Однако капитана Кайсанова книжками не удивишь и не испугаешь: выпускник петербургского кадетского корпуса, т. е. лучшего учебного заведения XVIII века, он вполне в состоянии поддержать разговор о только что поступившем в город «Недоросле» или даже о качестве русского перевода Руссо. Так что молодые люди с первого взгляда поняли друг друга и с первых слов нашли общий язык.
Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести
«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина
и их причины
Не исключено, что в «Башне Веселухе» сказалось обаяние от недавно вышедшей пушкинской «Капитанской дочки». У них есть целый ряд близких мотивов, ситуаций, сюжетных ходов: екатерининская провинциальная Россия, старая крепость с комендантом и престарелыми инвалидами как время и место действия, прибытие молодого офицера (Петр Гринев - капитан Кайсанов), его любовь к миловидной и скромной девушке, сиротское ее положение (Маша Миронова - Наденька Кубышкина), бесчестный соперник, который так или иначе связан с главным «злодеем» произведения, разлука влюбленных и финальное их соединение. Можно прибавить к этому, что отец Кайсанова, подполковник Оренбургского линейного полка, погиб десять лет назад в стычке с Пугачевым.
Разумеется, не может быть никакого сближения с «Капитанской дочкой» как художественным произведением. Как писателю, смолянину ближе давняя традиция сентиментально-мелодраматических повестей карамзинского времени с их прямолинейной схемой добра и зла, трогательными любовными историями, с наивными «говорящими» фамилиями героев: граф Змеявский, купцы Кубышкин и Наживкин, подьячий Цапкин, подторговывающий на выборах голосами бывший прокурор Хватайко, мелкопоместный шляхтич Пустопольский, «профессора картежного дела» Фирюлькин и Хлыстиков. Наверное, это и является причиной сходства этих двух литератуных произведений.
Чем интересен роман краеведам
Произведение содержит интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века. Достоверен роман «Башня Веселуха» в своих топографических описаниях и упоминаниях. Читатель может совершить экскурсию по стародавнему Смоленску: зайти в деревянную часовню над Днепровскими воротами и в скромный домик на Козловской горе, подняться по булыжной мостовой Большой улицы (нынешняя Большая Советская) и переправиться Троицким мостом через глубокий ров под Успенским собором (был засыпан в XIX веке). С особым чувством выписана «старожилом» крепостная стена - в ту пору, когда еще были невредимы большинство ее зубцов и башен и в них размещались склады гарнизонного снаряжения - под охраной дослуживающих свой век солдат-ветеранов. Роман рассказывает нам, как одевались смоленские щеголихи, какие в ту пору разводили цветы, каково было годовое содержание коменданта (750 руб.) и сколько стоил фунт хлеба и говядины (1 и 3 копейки).
Интерес наших краеведов вызовет, по-видимому, и описание тех забав, потех и зрелищ, которыми скрашивали свой быт смоляне екатерининского века,-оно содержит как уже известные (из дневниковых записей Никифора Мурзакевича), так и новые любопытные сведения по ранней истории театрального дела в Смоленске. На эту тему в романе довольно много «тарантят и щебечут» две купчихи: Аграфена Кузьминична и Лукерья Тихоновна. Еще в 1780 году, вспоминают они, при проезде через город Екатерины II на лужайке за Молоховскими воротами было возведено специальное зрелищное здание под пышным названием «Оперный дом». Его посещала в основном дворянская публика, играли тоже «благородные актеры», в том числе даже одна из дочерей генерал-губернатора князя Репнина. «А в прошлом годе,- прибавила Аграфена Кузьминична,- когда стояли у нас полевые полки, был здесь и ТИЯТР. За городом, на Покровской горе, смоленского полку полковник князь Долгоруков приказал сделать из хвороста шалаш, в котором представляли разные комедии. Все чиновники и дворяне с фамилиями ездили туда смотреть безденежно». Ставили на Покровской горе,- добавила Наденька,-комедии «Так и должно» и «Нарцисс». Актеров набирали из офицеров и унтер-офицеров, в том числе и на женские роли. Впрочем, был в самодеятельной труппе и один профессионал-некто Семичев, попавший в армию из придворных артистов. Бывали в старом Смоленске и представители марионеток - «выпускные куклы», как называет их Лукерья Тихоновна.
Конечно, роман нельзя рассматривать как абсолютно надежный источник. Однако совпадение многих подробностей с уже известными историческими фактами вызывает доверие и ко всему остальному - кроме, конечно, явно придуманных центральных героев и фабулы.
Заключение.
«Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске
«Интересный писатель и усердный переводчик, влюбленный в свой город «смоленский старожил» Федор Андреевич Эттингер и его своеобразный роман имеют право на наше внимание, на то, чтобы занять, наконец, свое место в истории и культуре нашего края, » - такие слова писал Владимир Ефимович Захаров, современный литературовед, кандидат филологических наук, доцент Смоленского университета в одной из своих статей, посвященных роману Федора Эттингера «Башня Веселуха». Я согласна с его мнением, ведь действительно это произведение о старом Смоленске имеет большое значение в краеведческой литературе.
Время меняет акцепты и угол зрения. Отходит на задний план надуманная наивная интрига, а на первый выступает краеведческая фактура книги, развлекательное приключенческое произведение, каким оно было в прошлом веке, начинает все более восприниматься как нравоописательное и историческое, становится ценным пособием для знакомства со Смоленском XVIII века, для изучения старинного русского быта, для пробуждения нашей исторической памяти.
Используемая литература
-
Статьи Владимира Ефимовича Захарова:
-
«Тайны башни Веселухи»;
-
«Роман о старом Смоленске»;
-
«Ф. А. Эттингер и его роман "Башня Веселуха"»
Приложение
Портрет Федора Андреевича Фон Эттингера
Владимир Ефимович Захаров (в центре) со своими студентами
Актеры спектакля «Башня Веселуха»
Смоленского Камерного театра.
2012 год