- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект От социальных практик - к самоопределению
Проект От социальных практик - к самоопределению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пак Т.А. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Рассмотрено на школьном
научно-методическом совете
«28» августа 2014 г.
Зам. директора по НМР
Т.В. Беркутова
__________(подпись)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
Е.А. Кузнецова
«29» августа 2014 г.
________ (подпись)
Утверждено:
Директор школы
О.В. Новиков__________
(подпись)
«29» августа 2014 г.
Приказ № 180/1
Педагогический проект
«От социальных практик - к самоопределению»
Пак Т.А., учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ №11
Чайковский, 2014 г.
Пояснительная записка
Переход школы на новые образовательные стандарты требует от учителя новых подходов к организации деятельности учащихся. Ученики основной школы лучше овладевают предметными и метапредметными компетенциями, если находятся в деятельности. Деятельность может быть связана с предметным содержанием, а также выходить за рамки предмета. Учитель, организуя работу школьников на уроке, может показать связь преподаваемой науки с различными профессиями.
Содержание учебной программы по литературе позволяет проследить связь учебного предмета с профессией журналиста. Не ставя перед собой цель глубокого знакомства с данной профессией, учитель предлагает простейшие элементы деятельности, посильные для ребят. Для повышения интереса школьников важно показать учащимся социальную значимость их деятельности. С этой целью можно организовать социальные практики, например, по выпуску боевых листков, тематических бюллетеней, стенных газет.
Роль СМИ в обществе неоспорима. Существуют десятки наименований газет и журналов. При этом никто не станет оспаривать необходимость этих изданий. В широком смысле, газета - это идеологическая трибуна, средство воздействия на умы и чувства читателей, более того, воспитание читателей. Вопрос в другом: нужна ли школе собственная газета?
Детям и подросткам очень важно не только прочитать, что для них написали взрослые, но и самим высказаться, заявить о себе. А многим из подростков есть что сказать. Школьная газета необходима и как средство для сообщения новостей, и средство формирования общественного мнения, и средство воспитания. Содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле слова.
В нашей школе в разные годы были попытки создать свою газету, но постоянное периодическое издание так и не появилось. Поэтому вопрос выпуска школьной газеты актуален. Школе нужен такой печатный орган.
Новизна данного проекта состоит, во-первых, в том, что участвовать в создании и выпуске газеты будут школьники из разных параллелей; во-вторых, выявление учащихся, желающих и способных заниматься данным видом деятельности, будет осуществляться на уроках через предметные модули, инновационную и кружковую работу.
Цель проекта: создать условия для выявления творческого потенциала обучающихся
и осуществления социально значимой деятельности.
Задачи: 1. Разработать и провести практико-ориентированный модуль по литературе в 7 классе «Литература и
журналистика».
2. Разработать и реализовать программу по литературе с применением технологии поточно-группового
обучения в 6 классе (направление: литература + журналистика).
3. Организовать деятельность разновозрастной группы учащихся в рамках кружка юнкоров.
Сроки реализации проекта: 2014 - 2016 учебный год.
Этапы реализации проекта:
-
Подготовительный этап.
На данном этапе ведётся работа по составлению рабочих программ, предметных модулей.
Сроки: август - сентябрь 2014г.
-
Основной этап.
Учитель организует деятельность учащихся на уроках и вне уроков.
Сроки: сентябрь 2014 г. - май 2016 г.
-
Промежуточный этап.
Май - 2015 г.: подведение промежуточных итогов реализации проекта.
-
Заключительный этап.
Подведение итогов творческой деятельности.
Сроки: май 2016 г.
Участники проекта: 1. Ученики 7 класса, которые заинтересовались журналистской деятельностью после
реализации модуля «Литература и журналистика».
2. Учащиеся 6-х классов, проявившие интерес к журналистской деятельности и имеющие
компетенции, необходимые для участия в выпуске газеты.
3. Учащиеся разных классов, записавшиеся в кружок юнкоров.
Описание проекта
-
Модуль по литературе в 7 классе планируется провести в 3 учебной четверти после изучения очерка М.Твена
«Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
-
Проект по технологии поточно-группового обучения на уроках литературы разработан в рамках управленческого проекта под руководством заместителя директора по УВР Кузнецовой Е.А.
Проведение уроков литературы в 6 классе будет осуществляться по технологии поточно-группового обучения с уклоном «Литература + журналистика».
-
Работа кружка юнкоров будет организована в соответствии с рабочей программой по внеурочной деятельности.
Содержание проекта
№
Класс,
предмет
Тема
Деятельность учащихся
Продукт деятельности
1.
7
литература
М.Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»
«Представление» профессии журналиста, повторение сведений о публицистических жанрах. Создание письменных работ в публицистических жанрах.
Объединение в группы по интересам, распределение обязанностей, обсуждение темы, идеи, содержания будущей творческой работы.
Защита творческой работы.
Творческая работа (бюллетень)
2.
6
литература
Летописи
-
Работа в группах. Создание иллюстраций, оформление летописной странички
Летописные странички
3.
Баллада
-
Работа в парах. Изготовление книжек-малышек
Книжки-малышки
4.
«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского.
-
Иллюстрирование фрагментов произведения, защита работ, оформление выставки
Творческие работы (иллюстрации)
5.
Читательская лаборатория.
О стихотворных размерах.
-
Встреча с местным поэтом, создание письменной творческой работы
Заметка в школьную газету
6.
«Что есть правда». Смысл названия произведения М.Пришвина «Кладовая солнца».
-
Работа в парах: доказать актуальность проблемы «Человек и природа» сегодня. Выпуск «листовок»
«Листовки» на тему «Человек и природа»
7.
Кружок юнкоров
В течение учебного года
Сбор, создание материалов для газеты
Выпуск школьной стенной газеты, школьного печатного издания
Материально-техническое обеспечение:
-
Обеспеченность канцелярскими товарами, необходимыми для работы.
-
Цветной принтер для печати газет.
Ожидаемые результаты:
-
Сформировалась разновозрастная группа учащихся, заинтересовавшаяся журналистской деятельностью, участвующая в выпуске школьной газеты.
-
Выпуск школьной газеты осуществляется один раз в месяц.
Диагностика: качество выполнения продукта
-
7 класс
- качество письменной работы в одном из публицистических жанров;
- содержание и оформление бюллетеня;
2) 6 класс
- умение работать в команде, распределять роли;
- содержание и защита продукта;
3) кружок юнкоров
- содержание материалов в газете;
- оперативность.
Риски: 1. Нестойкий интерес к деятельности может привести к отказу от «работы» в газете.
2.Создание некачественных материалов для газеты.
Перспективы:
-
Популяризация юнкоровского движения.
Промежуточные результаты реализации проекта
В течение 2014-2015 учебного года проект «От социальных практик - к самоопределению» частично реализован. Из параллели 6-х классов 4 учащихся, из 7 класса 3 учащихся вошли в состав кружка юнкоров, стали активно участвовать в выпуске школьной газеты. Кроме того, появились ученики, заинтересовавшиеся деятельностью, связанной с журналистикой, стали писать заметки в газету, приносить фотоматериалы. Инициативная группа из числа старшеклассников (6 человек - 8, 10 классы) выполняли работу по редактированию материалов, оформлению и вёрстке газет. В течение года юнкорами было выпущено 7 стенных школьных газет и 4 газеты в программе Publisher. Администрация школы положительно оценила деятельность юных корреспондентов, вручив самым активным учащимся удостоверения.
Незапланированным результатом стало желание учащихся продолжить совместную творческую деятельность в период летней оздоровительной кампании. Юнкоры-старшеклассники решили провести мастер-классы по выпуску стенных газет. Результатом данной деятельности стали 3 номера школьной стенной газеты. Две ученицы (9 и 11 кл.) определились с выбором будущей профессии. Щелканова Полина стала сотрудничать с газетой «Огни Камы».
Проблемы
-
Состав кружка юнкоров в течение учебного года изменялся.
-
У кружковцев пока нет своего помещения для работы, эта проблема решается администрацией школы.