Проект От социальных практик - к самоопределению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

Рассмотрено на школьном

научно-методическом совете

«28» августа 2014 г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Беркутова

__________(подпись)

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Е.А. Кузнецова

«29» августа 2014 г.

________ (подпись)


Утверждено:

Директор школы

О.В. Новиков__________

(подпись)

«29» августа 2014 г.

Приказ № 180/1

Педагогический проект

«От социальных практик - к самоопределению»


Пак Т.А., учитель русского языка

и литературы МАОУ СОШ №11

Чайковский, 2014 г.

Пояснительная записка

Переход школы на новые образовательные стандарты требует от учителя новых подходов к организации деятельности учащихся. Ученики основной школы лучше овладевают предметными и метапредметными компетенциями, если находятся в деятельности. Деятельность может быть связана с предметным содержанием, а также выходить за рамки предмета. Учитель, организуя работу школьников на уроке, может показать связь преподаваемой науки с различными профессиями.

Содержание учебной программы по литературе позволяет проследить связь учебного предмета с профессией журналиста. Не ставя перед собой цель глубокого знакомства с данной профессией, учитель предлагает простейшие элементы деятельности, посильные для ребят. Для повышения интереса школьников важно показать учащимся социальную значимость их деятельности. С этой целью можно организовать социальные практики, например, по выпуску боевых листков, тематических бюллетеней, стенных газет.

Роль СМИ в обществе неоспорима. Существуют десятки наименований газет и журналов. При этом никто не станет оспаривать необходимость этих изданий. В широком смысле, газета - это идеологическая трибуна, средство воздействия на умы и чувства читателей, более того, воспитание читателей. Вопрос в другом: нужна ли школе собственная газета?

Детям и подросткам очень важно не только прочитать, что для них написали взрослые, но и самим высказаться, заявить о себе. А многим из подростков есть что сказать. Школьная газета необходима и как средство для сообщения новостей, и средство формирования общественного мнения, и средство воспитания. Содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле слова.

В нашей школе в разные годы были попытки создать свою газету, но постоянное периодическое издание так и не появилось. Поэтому вопрос выпуска школьной газеты актуален. Школе нужен такой печатный орган.

Новизна данного проекта состоит, во-первых, в том, что участвовать в создании и выпуске газеты будут школьники из разных параллелей; во-вторых, выявление учащихся, желающих и способных заниматься данным видом деятельности, будет осуществляться на уроках через предметные модули, инновационную и кружковую работу.

Цель проекта: создать условия для выявления творческого потенциала обучающихся

и осуществления социально значимой деятельности.

Задачи: 1. Разработать и провести практико-ориентированный модуль по литературе в 7 классе «Литература и

журналистика».

2. Разработать и реализовать программу по литературе с применением технологии поточно-группового

обучения в 6 классе (направление: литература + журналистика).

3. Организовать деятельность разновозрастной группы учащихся в рамках кружка юнкоров.

Сроки реализации проекта: 2014 - 2016 учебный год.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

На данном этапе ведётся работа по составлению рабочих программ, предметных модулей.

Сроки: август - сентябрь 2014г.

  1. Основной этап.

Учитель организует деятельность учащихся на уроках и вне уроков.

Сроки: сентябрь 2014 г. - май 2016 г.

  1. Промежуточный этап.

Май - 2015 г.: подведение промежуточных итогов реализации проекта.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов творческой деятельности.

Сроки: май 2016 г.

Участники проекта: 1. Ученики 7 класса, которые заинтересовались журналистской деятельностью после

реализации модуля «Литература и журналистика».

2. Учащиеся 6-х классов, проявившие интерес к журналистской деятельности и имеющие

компетенции, необходимые для участия в выпуске газеты.

3. Учащиеся разных классов, записавшиеся в кружок юнкоров.

Описание проекта

  1. Модуль по литературе в 7 классе планируется провести в 3 учебной четверти после изучения очерка М.Твена

«Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

  1. Проект по технологии поточно-группового обучения на уроках литературы разработан в рамках управленческого проекта под руководством заместителя директора по УВР Кузнецовой Е.А.

Проведение уроков литературы в 6 классе будет осуществляться по технологии поточно-группового обучения с уклоном «Литература + журналистика».

  1. Работа кружка юнкоров будет организована в соответствии с рабочей программой по внеурочной деятельности.

Содержание проекта

Класс,

предмет

Тема

Деятельность учащихся

Продукт деятельности

1.

7

литература

М.Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

«Представление» профессии журналиста, повторение сведений о публицистических жанрах. Создание письменных работ в публицистических жанрах.

Объединение в группы по интересам, распределение обязанностей, обсуждение темы, идеи, содержания будущей творческой работы.

Защита творческой работы.

Творческая работа (бюллетень)

2.

6

литература

Летописи

  • Работа в группах. Создание иллюстраций, оформление летописной странички

Летописные странички

3.

Баллада

  • Работа в парах. Изготовление книжек-малышек

Книжки-малышки

4.

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского.

  • Иллюстрирование фрагментов произведения, защита работ, оформление выставки

Творческие работы (иллюстрации)

5.

Читательская лаборатория.

О стихотворных размерах.


  • Встреча с местным поэтом, создание письменной творческой работы

Заметка в школьную газету

6.

«Что есть правда». Смысл названия произведения М.Пришвина «Кладовая солнца».

  • Работа в парах: доказать актуальность проблемы «Человек и природа» сегодня. Выпуск «листовок»

«Листовки» на тему «Человек и природа»

7.

Кружок юнкоров

В течение учебного года

Сбор, создание материалов для газеты

Выпуск школьной стенной газеты, школьного печатного издания

Материально-техническое обеспечение:

  1. Обеспеченность канцелярскими товарами, необходимыми для работы.

  2. Цветной принтер для печати газет.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировалась разновозрастная группа учащихся, заинтересовавшаяся журналистской деятельностью, участвующая в выпуске школьной газеты.

  2. Выпуск школьной газеты осуществляется один раз в месяц.

Диагностика: качество выполнения продукта

  1. 7 класс

- качество письменной работы в одном из публицистических жанров;

- содержание и оформление бюллетеня;

2) 6 класс

- умение работать в команде, распределять роли;

- содержание и защита продукта;

3) кружок юнкоров

- содержание материалов в газете;

- оперативность.

Риски: 1. Нестойкий интерес к деятельности может привести к отказу от «работы» в газете.

2.Создание некачественных материалов для газеты.

Перспективы:

  1. Популяризация юнкоровского движения.

Промежуточные результаты реализации проекта

В течение 2014-2015 учебного года проект «От социальных практик - к самоопределению» частично реализован. Из параллели 6-х классов 4 учащихся, из 7 класса 3 учащихся вошли в состав кружка юнкоров, стали активно участвовать в выпуске школьной газеты. Кроме того, появились ученики, заинтересовавшиеся деятельностью, связанной с журналистикой, стали писать заметки в газету, приносить фотоматериалы. Инициативная группа из числа старшеклассников (6 человек - 8, 10 классы) выполняли работу по редактированию материалов, оформлению и вёрстке газет. В течение года юнкорами было выпущено 7 стенных школьных газет и 4 газеты в программе Publisher. Администрация школы положительно оценила деятельность юных корреспондентов, вручив самым активным учащимся удостоверения.

Незапланированным результатом стало желание учащихся продолжить совместную творческую деятельность в период летней оздоровительной кампании. Юнкоры-старшеклассники решили провести мастер-классы по выпуску стенных газет. Результатом данной деятельности стали 3 номера школьной стенной газеты. Две ученицы (9 и 11 кл.) определились с выбором будущей профессии. Щелканова Полина стала сотрудничать с газетой «Огни Камы».

Проблемы

  1. Состав кружка юнкоров в течение учебного года изменялся.

  2. У кружковцев пока нет своего помещения для работы, эта проблема решается администрацией школы.


Проект От социальных практик - к самоопределениюПроект От социальных практик - к самоопределению


© 2010-2022