Разработка урока по теме Лексика (5 класс ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 5 классе по фгос по теме «Слово и его лексическое значение» 9.12.2014г учитель Чужакова И.Н.


Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Продолжительность:2 мин.


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.


МУЗЫКА.

Добрый день, ребята. Я думаю, вы удивлены, что я пришла на урок с шарами. Просто у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.

За окном зимняя погода, совсем немного осталось времени до новогодних праздников: Рождества. На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Целый класс улыбок. И мое настроение соответствует вашему. Я желаю всем нам удачи, а формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Продолжительность: 7 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Актуализация умений по работе со словом.


I. Пятиминутка для жизни

Вы обратили внимание, что на шарах есть надписи. Посмотрите., прочитайте.

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их вспомним и кратко охарактеризуем.:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография

Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно- вам предстоит определить самим…Для того, чтобы определить тему урока, я приготовила вам 2 подсказки:

Первая: На доске слова :( слайд 3)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

О чем высказывание? Какова основная тема?

Догадались, о какой части речи идет речь?

Тогда другая подсказка: я приготовила пары слов, но в корне слова разные буквы. Почему? Может, я допустила ошибку?

Посветить-посвятить ( слайд 4)

Примерять -примирять

Полоскать - поласкать

Обсудите в парах.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.

На что обращаем внимание при написании слов? ( правописание зависит от лексического значения слова)

Итак, первая подсказка - слово, вторая - лексическое значение. Кто догадался , какая тема урока?

Откройте рабочие тетради, запишите число. Классная работа и тему урока.

Запись в тетради. Слово и его лексическое значение.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского ( слайд 7)

«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий"

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)

-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.)

Зачитать цель и тему урока на слайде ( 6 слайд)

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

Что нам поможет в изучении данной темы? (учебник, учитель, одноклассник)

На ваших столах лежат оценочные листы, оцените свою работу и товарища по парте по постановке темы и цели урока. Посмотрите на критерии оценивания: кружочек -цель поставлена, треугольник- мне еще нужно поработать.

В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

Отвечают на вопросы

Решают задания

Определяют тему, цель, задачи урока..

Делают записи.

Знать определение разделов русского языка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Продолжительность:10 мин.


определение задач для каждой группы;

организует работу с учебником.

А какой же раздел русского языка изучает слово? Кто помнит? ( лексика слайд 8)


Запишите в тетрадь определение.

( слайд 9)

Учитель:

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Согласны с утверждением? (показывают руками)

Ребята, как вы думаете, сколько же слов в русском языке? (Много)

- А конкретнее?

(Нельзя сказать)

- Почему же?

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) (слайд 10 )

Ребята, а что можно речи человека определить? (слайд 11 )

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени "Мумбо-юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Ребята, как вы думаете, а ваш словарный запас из скольких слов состоит?

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)

Наша задача - расширять свой словарный запас.

- Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас - это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни-

Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

( обратимся к учебнику)

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

\/ - эту информацию я знаю;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома? Что из прочитанного вам было известно?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Итак: ( слайд 12)

-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.

-слово имеет лексическое и грамматическое значение

Физкультминутка Выполняют физминутку.

Работают в парах

-Лексика

- О лексике

- Словарный состав языка

- Много

- Нельзя сказать

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают

Слушают стихотв.





- Да

Разбор у доски (письменно): слова «плим»







Вспоминают, что такое лексическое значение слова.

Оформляют записи.




Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- 20мин.




Организация работы в парах и группах


Ребята, а теперь зарядка для ума- лингвистическая задачка: на слайде вы видите слова, нужно списать, распределяя слова на группы: предмет, признак, действие, вставить пропущенные буквы

1ряд -предмет

2 ряд признак

3 ряд- действие

Три человека будут работать у доски.

Оцените свою работу.

К каким частям речи относятся эти слова?

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова дружба.

Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.

Дружба- это Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Правильно. Однокоренным словом к слову дружба является слово друг- человек, которому доверяешь и который всегда в любой ситуации поможет.

Итак, ребята, вы узнали, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.

Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации)

По Толковому словарю. Они разные: у вас в конце учебника есть толковый словарь. Открой те с. ----

В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова, значения которых стоит запомнить.

Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Какое лексическое значение имеет слово "завистник" (завистливый человек). Может ли настоящий друг являться завистником?

Обратите внимание, в словарях, кроме лексического значения слова даётся дополнительная информация - это правильное произношение и правильное написание слов.

Толкование значения слова называется словарной статьей.

Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.

Из чего состоит эта словарная статья?

Заголовочное слово.

Грамматические пометы.

Толкование лексического значения.

Пример употребления в речи.

Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете, обязательно загляните в толковый словарь.

А теперь следующее задание. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. Работаем в парах.

1ряд -1. Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.

2. Жанр устного народного творчества о вымышленных героях и событиях.

2 ряд 1.. Запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником, жанр древнерусской литературы

2. Короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений, в конце есть мораль

3 ряд1. Раздел русского языка, изучающий звуки

2. Порядок букв, принятый в азбуке.

Отвечают, согласны?

- Проверьте себя и оцените свою работу.

- Мы переходим к следующему этапу. Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)

Читаю. Писатель берет во внимание только грамматическое значение слова. Кажется, что сказка не на русском языке, но можно догадаться кто, куда, зачем.

Давайте попробуем разобраться. На листках вы должны сделать перевод сказки, зачеркивая непонятные слова. Работаем в парах. Перевод ( слайд 16)

Какой вывод можно сделать?

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)

Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)

(слайды 17-20)

Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Посмотрим мой кластер

Синквейн урока:

Лексика

Богатая, активная

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Словарный состав

Работают с материалом презентации

Работают со словом,



(Берёзка)

Перечисляют признаки.

(береза - символ Родины, России, символ русского народа).

Решают лингвистическую задачу.



Работают у доски.











Работают над определением лексического значения

Работают со словарями, знакомятся с понятием словарная статья

Работают с лексическим значением слова.

Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах и группах.

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин






Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

-Исследование какой темы вели на уроке?

-Какие понятия разобрали?

Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Домашнее задание.

Сегодня на уроке у нас были два важных слова: дружба и Рождество. Вы видите на доске елку, но на ней чего не хватает. Чего? Правильно. Шариков. У вас на столах шарики двух цветов: синие и красные. Если вам понравился урок, прикрепите красные шарики, если не очень -синие (по рядам) Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.

Помните!

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!







Понять что такое лексическое значение

Оценивают деятельность на уроке.



Показывают карточку своего настроения.



Делают запись в дневнике.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.



© 2010-2022