- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок повторения темы Сложноподчиненное предложение
Урок повторения темы Сложноподчиненное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурзабаева Г.М. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме: Повторение темы «Сложноподчиненное предложение»
(на материале пословиц и поговорок)
Цель урока: повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, обогащать речь учащихся пословицами и поговорками, развивать логическое и образное мышление, воспитывать культуру речи, пробудить у учащихся интерес к фольклору, желание изучать и знать его.
Оборудование: распечатка пословиц для заданий
Ход урока: 1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
- Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. На сегодняшнем уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки разных народов мира, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Нам предстоит выполнить задания по этим пословицам и поговоркам для того, чтобы повторить виды придаточных предложений, постановку знаков препинания, правописание союзов.
-
Повторение теоретического материала.
Устный опрос.
-Что такое сложноподчиненное предложение ?
- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?
- Как отличить главное предложение от придаточного ?
- Какие виды придаточных вы знаете ?
- Чем союзы отличаются от союзных слов?
3. Выполнение практических заданий
1/ Соотнесите начало и конец русских пословиц.
- Что такое пословицы ? Поговорки ? Чем отличаются пословицы от поговорок ?
-
Как ни ширься ,.
-
Где сосна взросла ,.
-
Кстати промолчать,.
-
Коли у мужа с женою лад,
-
Не стыдно и молчать,
-
Оттого телега запела,
-
Зеркало не виновато,
-
Чтобы выучиться плавать,
-
Иной так соврет,
10. Плоха та птица ,
А. что давно дегтю не ела
Б. что рожа кривовата
В. когда нечего сказать
Г. которая гнездо свое марает.
Д. а один всей лавки не займешь
Е. что большое слово сказать
Ж. что и сам поверит
З. надо лезть в воду
И. там она и красна
К. так не надобен и клад.
(Ключ: 1- Д. 2- И. 3- Е. 4- К. 5- В. 6- А. 7- Б. 8- З. Ж- 9. 10- Г.)
Определите вид придаточных. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?
-
Графический диктант
Представьте следующие предложения графически, т.е. составьте схемы этих предложений. Один из учащихся ( желательно, сильный) работает с этим же заданием у доски, но у него «свои» предложения.
1.Чем больше слов, тем меньше дел. (Грузинская).
( с.с. чем…), [ тем...] - придат. сравнительное
2. Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит (Таджикская).
( с.с. сколько ни…), [ глаг. ]- прид. уступительное
3. Кто сам плут, тот другим не верит. (Русская)
Кто?
(с.с. кто…), [ тот… ] - придат. изъяснительное
4.Как поступишь с другим, так поступят и с тобой (Ассирийская).
Как?
(с.с. как…), [ так + глаг.]- придат. образа действия
5.Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть (Русская)
Зачем?
[………], (с. чтобы…)- придат. цели
Предложения для составления схем у учащегося, работающего у доски
1. На то у человека язык, чтобы уметь молчать.
Зачем?
[………], (с. чтобы…)- придат. цели
2. Как поживешь, так и прослывешь (Русская)
Как?
(с.с. как…), [ так + глаг.]- придат. образа действия
3. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. (Русская)
Кто?
(с.с. кто…), [ тот… ] - придат. изъяснительное
4. Сколько бы ни утка ни бодрилась, а гусем не быть. (Русская).
( с.с. сколько ни…), [ глаг. ]- придат. уступительное
5. Чем больше плодов на дереве, тем ниже его верхушка. (Туркменская).
( с.с. чем…), [ тем...] - придат. сравнительное
Проверяем схемы. Пронумеровав схемы учащегося у доски в обратном порядке, получаем ключ. )Пред проверкой по ключу учителю нужно проверить схемы на доске).
3. Цифровой диктант.
Определите, союзом или же союзным словом соединены части в сложноподчиненных предложениях. Используем обозначения.
1 - С (союз) 2 - СС (союзное слово)
1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).
2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).
3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).
4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).
5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)
6. Коль не видел мрака, не оценишь света. (Грузинская)
7. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (Армянская)
Ключ: 1- 2, 2- 2, 3- 1, 4- 2, 5- 2, 6- 1, 7- 2.
-
Повторим орфографию и пунктуацию
Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.
От (того) руки не болят что умеют . (Украинская)
Уважай другого чтобы тебя уважали (Египетская)
Что (бы) глаз не (и,е) делал выше брови не пригнет . (Грузинская)
У кого не (и,е) чего нет тому н (е, и) не боят(?) ся. (Русская)
От (того) кто не ест чеснок, чесноком не пахнет (Арабская).
Проверка с объяснением правописания и пунктуации.
-
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
- Какие типы подчинения образуются в СПП с несколькими придаточными?
- Расскажите о пунктуации в таких предложениях.
Составьте графические схемы следующих предложений, расставив знаки препинания.
-
Пока под чужой крышей не побываешь свою что течет не узнаешь. (Русская).
Параллельное подчинение
-
Не верь кошке если скажет что в Мекке была. (Лезгинская)
Последовательное подчинение
-
Прежде чем войти подумай как выйти. Русская, армянская, грузинская, башкирская)
Параллельное подчинение
-
Какой прок что корова дает молоко если она его разливает. (Адыгейская)
Параллельное подчинение
-
Ищет где по сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. (Русская)
Однородное подчинение
-
Обобщение.
- Понравился ли вам урок? Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки?
-
Оценка деятельности учащихся
Д.з. 1 уровень: упражнение для повторения по учебнику.
2 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП (5- 10)
3 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП, составьте их схемы.