Сценарий урока русского языка по теме

Цель: формирование умений  выделять сложноподчиненные предложения в тексте, определять их структуру, правильно расставлять знаки препинания в них. Задачи: - формировать умение находить главное и придаточное предложение, определять  указательные слова и средства связи в сложноподчинённом предложении;  - развивать навыки анализа текста, орфографическую и пунктуационную зоркость, речь обучающихся; - убедить обучающихся в необходимости бережного отношения к своему здоровью, воспитывать ответственно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сложноподчинённые предложения.

Цель:

формирование умений выделять сложноподчиненные предложения в тексте, определять их структуру, правильно расставлять знаки препинания в них.

Задачи:

- формировать умение находить главное и придаточное предложение, определять указательные слова и средства связи в сложноподчинённом предложении;

- развивать навыки анализа текста, орфографическую и пунктуационную зоркость, речь обучающихся;

- убедить обучающихся в необходимости бережного отношения к своему здоровью, воспитывать ответственность за свои поступки, учить правильно принимать решение, формировать положительные привычки;

Тип урока усвоения новых знаний

Методы, приемы и формы работы: практический, проблемно-исследовательский, конструктивный, самостоятельная работа, анализ текста, групповая и индивидуальная.

Оборудование: таблица «Сложноподчиненное предложение», карточки- задания для индивидуальной и групповой работы, проектор, компьютер.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте! Как часто мы слышим это слово, но порой не замечаем, какое значение оно имеет для человека. Здравствуйте! Это не только формула приветствия, но и пожелание доброго здоровья тому человеку, к которому мы обращаемся. Здравствуйте! Будьте здоровы!

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «здоровье»?

Знакомство с эпиграфом:

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

А чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Неужели проблема сохранения здоровья человека занимает сегодня важное место? Согласны ли вы с мнением автора? И можно ли её решить на уроке русского языка? Выразите свое мнение с помощью жетона. (красный - да, белый - сомневаюсь, черный - нет).

Обучающиеся объединяются в группы согласно выбранным жетонам. Первая группа (красные) предлагает способы решения проблемы, вторая и третья приводят доводы, что это невозможно.

2. Постановка цели и задач урока

Рассмотрим внимательно текст. Из каких предложений он состоит? Дайте характеристику сложных предложений с помощью таблицы. Какие предложения должны стать предметом нашего разговора сегодня? Какие задачи нам следует поставить?

Обучающиеся самостоятельно определяют для себя круг задач:

- изучить...

- научиться...

- сохранить...

3. Повторение изученного материала

1) Орфографическая разминка (слова записаны на доске)

г..мнастика д..агноз

г..пертония заг..рать

зд..ровье л..карстве..ый

инфекц..я п..рал..льный

спор..смен эст..фета

Что объединяет данные слова? Какое слово лишнее? Почему вы его исключили? А теперь проверим, как вы запомнили данные слова. (30сек)

Запишите спортивные слова, самое любимое летнее занятие, медицинские слова, геометрическое слово. Какие слова вы не записали? Проверьте слова друг у друга.

Составьте 2-3 сложных предложения с данными словами, определите их тип. (Обучающиеся работают самостоятельно)

2) Работа с текстом в группах

Прочитайте текст письма, поделитесь впечатлениями в группе, определите его основную мысль.

Психологическая рефлексия:

- Какие чувства вызвало у вас письмо?

- Были ли подобные ситуации в вашей жизни?

Дорогой сверстник!

Мне 14 лет. Моя мама и старший брат курят, и я тоже решил попробовать. После первого раза меня стошнило, в следующий раз у меня кружилась голова. К несчастью, мама почувствовала запах табака и ужасно рассердилась. Она вынудила меня дать обещание никогда в жизни этого больше не делать. Но это нелегко, если все в доме и на улице курят. Как мне поступить?

Почему возникают такие сомнения? Стоит ли подражать другим людям? К чему приводит курение? Какой бы вы совет дали автору письма?

Будь примером для тех, кто младше и даже старше. ( запись на доске и в тетради)

Запишите сложные предложения, определите грамматические основы.

Какие сложные предложения вы записали? Постройте схемы данных предложений. Почему использованы разные скобки?

Физминутка

А пример для всех - разминка.

Встали ровненько, красиво.

Потянулись дружно вверх.

Кто сегодня выше всех?

Упражненья начинаем:

Дружно головой вращаем,

Плечи, руки разминаем

И наклоны выполняем.

Шаг на месте. Дышим ровно.

На душе у нас спокойно.

Отдохнули хорошо?

Поработаем ещё.

4. Изучение нового материала

1) Знакомство с материалом учебника (Обучающиеся, прочитывая параграф, заполняют таблицу «Сложноподчиненные предложения»).

2) сообщения обучающихся (по таблице)

3) терминологический диктант (самопроверка)

1. Предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются...

2. Предложение, которое зависит от главного, называется...

3. Средствами связи сложноподчиненного предложения являются...

4. Членами придаточного предложения являются ...

5. В главном предложении могут быть ..., которые выделяют содержание придаточного предложения.

4) Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений, записанных в тетради.

5. Закрепление изученного материала

1) практическая работа

Запишите предложения. Укажите главную и придаточную части. Определите средства связи, обозначьте указательные слова в предложении.

Пр...гласи в гости т...варища, который (не) научит тебя плохому.

Что(бы) жить долго и счастливо, занимайся спортом.

Зд...ровье не ценят, пока не приходит болезнь.

Кто не курит и не пьет, тот здоровье береж...т.

Обучающиеся работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой.


  1. групповая работа по разноуровневым карточкам

1 уровень

Запишите предложения, обозначьте главную и придаточную части, определите средства связи.

Курение опасно, так как плата за это удовольствие - твое здоровье.

Помни о том, что дым от сигареты затмевает разум.

Если подростки начинают курить в 15 лет, то продолжительность их жизни сокращается более чем на 8 лет.

2 уровень

Составьте сложноподчинённые предложения по следующим схемам. Обозначьте средства связи и указательные слова.

( Чтобы ... ), [ начинать нужно с малого ]

[ Воздух мы замечаем тогда ] , ( когда... )

[ Не забывай о том ], ( что... )

[ Не будешь тужить ], ( если ... )

3 уровень

Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, запишите их, расставляя знаки препинания. Укажите придаточные предложения. (В тексте пропущены орфограммы и знаки препинания).

Иду не торопясь, радуюсь солнечному дню. На душе легко. Вдруг благостное состояние исчезает в один миг.

- Дай закурить! - требует нагловатый паренёк с сигаретой в зубах.

- А тебе мало одной, - отвечаю я, ускоряя шаг.

Отхожу в сторону, а он находит новую «жертву». Многие скажут, что испугалась. Нет, просто не люблю людей, причиняющих вред своему здоровью.

Дымовая завеса накрыла довольных ребят. Кайфовое состояние продолжалось несколько минут. Когда один из них закашлялся, второй хотел постучать ему по спине. Но слабость помешала ему подняться со скамейки. Чтобы помочь другу по несчастью, он подал ему баночку и сказал: «Выпей, будет легче».

Пареньку стало ещё хуже. Я поняла, что надо спасать его, и набрала «03». И если (бы) ни бригада скорой помощи, вряд ли он пришел бы в себя.

Проверка осуществляется следующим образом: II группа проверяет у I, III группа у II, работу III группы проверяет учитель.


  1. Чтение вышеизложенного текста. Просмотр презентации «Об этом нужно говорить открыто», выполненной обучающейся данного класса.

Анализ текста:

  1. Озаглавьте текст. Определите его тип и стиль.

  2. Как характеризует рассказчика этот текст?

  3. Каково ваше отношение к проблеме, поднятой автором? Запишите свое мнение в форме сложноподчиненного предложения.

Варианты начала:

-Я бы сделал (а)...

- Автор прав...

- Я понял (а)...

Обозначьте части сложноподчиненного предложения.

Динамическая пауза «Поменяемся местами»

Поменяемся местами с теми,

Кто не курит.

Сделаем шаг навстречу тому,

Кто не будет курить.

Протянем руку помощи тому,

Кто хочет сохранить здоровье.

Поаплодируем тому,

Кто здоров.


  1. Творческая работа

Легко сказать нет, когда тебе очень хочется попробовать? Легко ли остановиться, когда вредная привычка захватила тебя в плен? Как научиться сказать нет? Напишите рассуждение - ответ на данный вопрос, используя сложноподчиненные предложения.

6. Итог урока

Решили ли мы задачи, поставленные вначале урока? Что вы узнали? Чему научились на уроке? Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение? Чем отличается союзное слово от подчинительного союза? Что вы узнали об указательных словах?

Выполните контрольные задания, проверьте друг у друга. При затруднении воспользуйтесь ключами.

Контрольные задания

I вариант.

  1. Найдите сложноподчиненное предложение

А.Солнце воздух и вода наши лучшие друзья.

Б. Счастье там где есть здоровье.

В. Здоров будешь все забудешь.

Г. Ты выбираешь жизнь или сигарета выберет тебя.

2. Укажите придаточную часть предложения

3. Выпишите указательное слово.

4. Определите, чем выражено средство связи.

II вариант

1.Найдите сложноподчиненное предложение

А.Тот здоровья не ценит кто болен не бывал.

Б. Минздрав предупреждает курение опасно.

В. Курить здоровью вредить.

Г. Спорт это сила а никотин приведет к бессилью.

2. Укажите придаточную часть предложения

3. Выпишите указательное слово.

4. Определите, чем выражено средство связи.

Психологическая рефлексия:

Какие чувства вы испытали на уроке? Полезен ли был для вас материал урока? Вернемся к эпиграфу нашего урока. Какой вывод вы для себя сделали? Помог ли вам в этом решении урок русского языка?

Нужно с детства заботиться о своем здоровье, научиться делать правильный выбор. Давайте учиться говорить «НЕТ» вредным привычкам.

И может быть стоит сказать уже сегодня при выполнении домашнего задания. Попробуйте решить для себя, что вам важно: просто закрепить знания по теме или вместе с тем дать совет нуждающемуся в вашей помощи человеку или самому себе.

Д/З: § 9, упр.78 или письмо курящему сверстнику, используя сложноподчинённые предложения


© 2010-2022