Программа элективного курса «Основы редактирования»

Программа курса «Основы редактирования» предназначена для углубленного изучения русского языка в 10—11 классах общеобразовательных учебных учреждений (как программа одного из курсов по выбору). Редактирование — это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся. Развить речь, научить владеть словом — зн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса «Основы редактирования» предназначена для углубленного изучения русского языка в 10-11 классах общеобразовательных учебных учреждений (как программа одного из курсов по выбору).

Редактирование - это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.

Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания уча­щихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного - по творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи, на осуществление практической направленности курса «Основы редактирования». Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тек­сте), должно опираться на знания учащимися основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Курс 10 класса «Как строится текст» включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. Опорная, ключевая тема курса 11 класса «Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения».

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Целесообразно применить разнообразные формы занятий (уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-дискуссии и др.), направленные на создание на уроках атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Предлагаемая программа является примерной: учитель, исходя из особенностей школы, класса, уровня подготовки учащихся, может изменять по­следовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий.


Литература.


1. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. - М.;1977.

2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - Горький, 1988.

  1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1982.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1978

Основы редактирования


урока

Тема

Количество часов

Дата

1

Редактирование как один из видов работы над текстом.

1


2

Литературное редактирование как часть общего редактирования.

1


3

Текст как единица синтаксиса и связной речи.

1


4

Основные принципы текста (смысловая целостность, завершенность, связность, тема и др.).

1


5

Типы речи.

1


6

Стили речи.

1


7

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

1


8

Способы связи предложений в тексте. Виды межфразовой связи.

1


9

Роль первого предложения в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

1


10

Заключительная часть текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

1


11

Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов.

1


12

Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимение. Наречие. Числительное.

1


13

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.

1


14

Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова.

1


15

Композиционные ошибки.

1


16

Использование канцеляризмов и штампов.

1


17

Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушение согласования и управления.

1


18

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

1


19-20

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

2


21

Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в предложении с косвенной речью.

1


22

Неправильное образование падежных форм, форм числа. Формы спряжения глагола.

1


23

Употребление полной формы прилагательного вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо полной.

1


24

Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

1


25

Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий.

1


26

Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста.

1


27

Нарушение порядка слов.

1


28

Неумелое цитирование.

1


29

Бедность и однообразие синтаксического строя текста.

1


30

Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста.

1


31-32

Лингвистический анализ текста.

2


33

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова СЕБЯ, СВОЙ)

1


34

Итоговый урок.

1



© 2010-2022