Программа внеурочных занятий Школа общения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по внеурочной деятельности

«Школа общения»



Направление

социальное

Программа рассчитана

для учащихся 6 класса (12-13 лет)

Срок реализации

1 год

Количество часов

34 часа



Автор: Мурзабекова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

























Пояснительная записка.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Различные направления развития личности в учебном плане образовательных учреждений предусмотрены в разделе «Внеурочная деятельность» Федерального государственного стандарта второго поколения.

Сегодня внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из эффективных форм организации свободного времени учащихся в ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска Самарской области. Здесь внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Авторская программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска. Она полностью соответствует целям и задачам школьной программы и в содержательном плане является продолжением курса внеурочных занятий «Игры со словами», реализуемой в 5 классах.

Для нас важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого обучающегося были не только разнообразными и содержательными, но и наполненными гармонией активного общения его с окружающими: сверстниками и взрослыми. И данный курс дает возможность это осуществить.

Педагогический опыт школы показывает, что часть детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, склонны к агрессивности и частым конфликтам с окружающими. Такие дети могут быть не способны конструктивно разрешать конфликты: не умеют признавать свою вину и право окружающих на отличное от них мнение. Школьные психологи отмечают у них доминирование защитных форм поведения.

Внеурочные занятия по курсу «Школа общения» направлены на развитие у школьников навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, их социализацию.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Реализации данной цели подчинены следующие задачи:

  1. развитие коммуникативных умений обучающихся в процессе общения: формирование у них навыков речевого этикета, культуры поведения и обучение их навыкам общения и сотрудничества;

  2. введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  3. формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Названные цели и задачи программы указывают на связь содержания программы с учебными предметами: русским языком, школьным курсом риторики и литературой. Но содержание занятий «Школы общения» не является дублированием содержания учебных занятий по предметам. Здесь основное внимание уделяется выявлению индивидуальных коммуникативных проблем обучающегося. А также организации таких ситуаций общения, которые помогли бы ему с учетом имеющихся у него ресурсов (приобретенных, например, на уроках русского языка) и только что усвоенных на внеурочных занятиях умений и навыков преодолеть собственные проблемы в коммуникации. Это, на наш взгляд, является выражением единства урочной и внеурочной деятельности.

Цель и задачи программы определяют и особенности ее реализации при выборе форм организации занятий. Первая особенность - предпочтение групповых форм, так как в этом возрасте ведущий вид деятельности ребенка, определяющий уровень его мотивации, - общение. А групповая форма занятий, как никакая другая, дает возможность реализовать эту потребность.

Вторая особенность организации занятий - применение сюжетно - ролевых, словесных игр, драматизации - также поможет удовлетворению различных физиологических и психологических потребностей учащихся: потребность в движении, разрядке, переживаниях, желании быть с другими сверстниками и перебороть робость.

Третья особенность - применение проектного метода, так как именно здесь можно спровоцировать общение через деятельность (созидание) обучающихся при решении конкретной проблемы.

Многие формы проведения занятий и отдельных упражнений являются знакомыми детям по урочной деятельности: рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, сочинение историй, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий и т.п.

Иные формы: моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации, дискуссии, исследования, тренинги общения, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций и т.п. - окажутся новыми или мало знакомыми.

Основное внимание на занятиях уделяется анализу различных ситуаций общения, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Одной из особенностей курса является активное включение в творческий процесс родителей учащихся и учителей.

Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю по 35 минут) для групп по 14-16 человек.

Для занятий необходимо помещение (классная комната), где можно было бы легко переставить учебную мебель, обеспечив место для групповых форм обучения.

В ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска имеются кабинет информатики, актовый зал, библиотека, игровая комната. Кабинет оснащен рабочим местом учителя, подключенным к локальной сети Интернет. Для занятий необходимы фотоаппарат, видеокамера, презентационные стенды, канцелярские принадлежности: бумага разных форматов и видов, фломастеры.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Школа общения»

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами. В результате реализации программы у обучающихся:

1) должен измениться объем знаний, расшириться кругозор в области нравственности и этики, что проявится

- в использовании полученной информации в деятельности;

- в умении давать краткую характеристику (организовывать высказывание, суждение) общечеловеческих ценностей и осознанном понимании необходимости следовать им;

- в объективной оценке поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

2) должны наблюдаться изменения в модели поведения и это выражаться:

- в проявлении коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (в высказывании своих суждений, в анализе высказывания участников беседы, добавлении, приведении доказательств); в монологическом высказывании (в рассказе, описании, творческой работе);

- в соблюдении культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; в проявлении доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • в активном участии в альтруистической деятельности, проявлении самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  1. должны произойти изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- в способности объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

- в сформированности самоконтроля и самооценки: в действии контроля ситуативного поведения, в побуждении вовремя его изменить; в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.

В результате реализации программы будут сформированы следующие УУД:

коммуникативные универсальные учебные действия

ученики научатся:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

личностные универсальные учебные действия:

ученики научатся:

  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;

регулятивные универсальные учебные действия

ученики научатся:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

познавательные универсальные учебные действия

ученики научатся:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

В результате занятий у обучающихся разовьются следующие качества личности:

  • умение общаться,

  • умение выступать и слушать выступление других,

  • анализировать ход и результат общения,

  • толерантность,

  • готовность сотрудничать,

  • самоконтроль,

  • самостоятельность в приобретении знаний,

  • любознательность.

Оценка планируемых результатов освоения программы1


Главный показатель оценивания учебных достижений - личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.

Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:

  • результаты тестирования, организованного в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля;.

  • оценку публичных защит проектов;

  • качественную характеристику занятий и их результатов детей, родителей, педагогов;

  • эффективность участия учащихся на различных конкурсах, фестивалях, конференциях.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей


Тематическое планирование программы

занятия

Содержание занятия

Всего часов

Из них,

теоретические

практические

1

Диагностика

1

-

1

Составляющие процесса общения: теория

5

0,8

4,2

2

Знакомство с собой

1

0,2

0,8

3-4

Речевой этикет и культура общения

2

0,4

1,6

5

Поведение в конфликте

1

0,2

0,8

6

Практикум. Письмо себе «Здравствуй, Я!»

1

-

1

Составляющие процесса общения: практикум

5

0,8

4,2

7

Способы общения Маши и Медведя

1

0,2

0,8

8

Л. Улицкая «Бумажная победа»

1

0,2

0,8

9

Общение телевизионных героев

1

0,2

0,8

10

Общение в социальных сетях

1

0,2

0,8

11

Практикум. Памятка «Правила общения»

1

-

1

Общение партнеров

6

1

5

12

Эксперимент «Давай знакомиться»

1

0,2

0,8

13

Общение с партнером в игре

1

0,2

0,8

14

Общение с партнером в учебе

1

0,2

0,8

15

Общение с партнером в работе

1

0,2

0,8

16

Оформление результатов проекта

1

0,2

0,8

17

Презентация результатов проекта

1

-

1

Общение в группе

5

0,8

4,2

18

Общение с группой в игре

1

0,2

0,8

19

Общение с группой в учебе

1

0,2

0,8

20

Общение с группой в работе

1

0,2

0,8

21

Оформление результатов проекта

1

0,2

0,8

22

Презентация результатов проекта

1

-

1

Общение в семье: проект «НЕ один дома»

11

1,8

9,2

23

Как вести диалог со взрослыми

1

0,2

0,8

24-26

Подарок своими руками

3

0,6

2,4

27-28

Сказка для взрослых

2

0,4

1,6

29-31

Подготовка праздника встречи с семьей

3

0,6

2,4

32-33

Праздник «Общение - это ЖИЗНЬ!»

2

-

2

34

Диагностика

1

-

1

ВСЕГО:

34

5,2

28,8

Содержание программы


1. Вводное занятие (1 ч.)

Введение в курс. Цели и задачи программы. Содержание разделов. Формы организации занятий. Режим занятий. Формы контроля результатов освоения программы. Тестирование.

2. Составляющие процесса общения: теория (5 ч.)

Речь устная и письменная. Понятие речевого этикета и общения как культуры. Общение как диалог. Конфликт в общении и способы его локализации. Требования к организации эффективного общения. Практическая самостоятельная работа.

3.Составляющие процесса общения: практика (5 ч.)

Анализ конфликта в общении на примере мультипликационных фильмов для детей. Конфликт как препятствия в общении сверстников в рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа». Признаки неэффективного и эффективного общения на примере ток-шоу и художественных фильмов. Отличительные признаки общения в социальных сетях. Практическая самостоятельная работа.

4. Общение партнеров (6 ч.)

Общение в паре. Эксперимент «Давай знакомиться»: понятие об эксперименте как опыте, его особенностях, целях и задачах. Выбор пар для эксперимента. Учет особенностей общения с партнером в игре. Партнерские качества, способствующие налаживанию общения в работе, учебе. Оформление результатов проекта в паре. Презентация результатов проекта в паре.

5. Общение в группе (5 ч.)

Общение в группе: отличительные особенности. Объединение в группы: понятие группы, способы объединения. Задачи участников группы в общении. Учет индивидуальных свойств личности. Групповые игры как способ организации взаимопонимания. Обучение в группе. Деятельность группы в решении проблемы (задачи). Оформление результатов проекта в группах. Презентация результатов проекта в группах.

6. Общение в семье: проект «НЕ один дома» (11 ч.)

Проблемы общения в семье между взрослыми и детьми. Работа с психологом. Проект «НЕ один дома» как способ налаживания, улучшения общения между членами семьи. Цели и задачи проекта. Общий план проекта. Сроки проекта. Учет индивидуальных особенностей интересов обучающихся, их мотивации при выборе собственного решения по проекту. Работа с родителями. Составление сценария и организация праздника.

7. Рефлексия. Диагностика. (1 ч.)

Список основной литературы и источников


  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  2. Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год

  3. Галевская Н. Толерантность в виртуальном пространстве Интернет// proza.ru/2012/04/23/1364


Список литературы для учащихся.


  1. Виноградова Т.А. Курс школьной риторики (5-11 классы) // «Русская словесность». 1996. № 2. Изд. 2-е, 1982. Изд. 3-е, 1986. Изд. 4-е, 1990.

  2. Шлыкович А. Нам не скучно. М.: Детская литература, 2005.

  3. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

Список литературы для учителя.


  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

  2. Виноградова Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1974. Изд. 2-е, 1978 (Монография).

  3. Виноградова Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс (7-8 классы). - М., 1977.

  4. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.- М.,1999.

  5. Воронцов А.В. Метод проектов: от теории к практике. Самара, 2006.

  6. Кондрашова и др. Интеллектуально-познавательные игры в школе. Волгоград: Учитель. 2007.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2005.

  8. Схабенский Я. Проект как метод обучения. Самара. 2011.




1 Подробнее см. Приложение Критерии оценивания

© 2010-2022