- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа внеурочных занятий Школа общения
Программа внеурочных занятий Школа общения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурзабекова С.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по внеурочной деятельности
«Школа общения»
Направление
социальное
Программа рассчитана
для учащихся 6 класса (12-13 лет)
Срок реализации
1 год
Количество часов
34 часа
Автор: Мурзабекова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Различные направления развития личности в учебном плане образовательных учреждений предусмотрены в разделе «Внеурочная деятельность» Федерального государственного стандарта второго поколения.
Сегодня внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из эффективных форм организации свободного времени учащихся в ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска Самарской области. Здесь внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Авторская программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основе основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска. Она полностью соответствует целям и задачам школьной программы и в содержательном плане является продолжением курса внеурочных занятий «Игры со словами», реализуемой в 5 классах.
Для нас важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого обучающегося были не только разнообразными и содержательными, но и наполненными гармонией активного общения его с окружающими: сверстниками и взрослыми. И данный курс дает возможность это осуществить.
Педагогический опыт школы показывает, что часть детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, склонны к агрессивности и частым конфликтам с окружающими. Такие дети могут быть не способны конструктивно разрешать конфликты: не умеют признавать свою вину и право окружающих на отличное от них мнение. Школьные психологи отмечают у них доминирование защитных форм поведения.
Внеурочные занятия по курсу «Школа общения» направлены на развитие у школьников навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, их социализацию.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Реализации данной цели подчинены следующие задачи:
-
развитие коммуникативных умений обучающихся в процессе общения: формирование у них навыков речевого этикета, культуры поведения и обучение их навыкам общения и сотрудничества;
-
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
-
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Названные цели и задачи программы указывают на связь содержания программы с учебными предметами: русским языком, школьным курсом риторики и литературой. Но содержание занятий «Школы общения» не является дублированием содержания учебных занятий по предметам. Здесь основное внимание уделяется выявлению индивидуальных коммуникативных проблем обучающегося. А также организации таких ситуаций общения, которые помогли бы ему с учетом имеющихся у него ресурсов (приобретенных, например, на уроках русского языка) и только что усвоенных на внеурочных занятиях умений и навыков преодолеть собственные проблемы в коммуникации. Это, на наш взгляд, является выражением единства урочной и внеурочной деятельности.
Цель и задачи программы определяют и особенности ее реализации при выборе форм организации занятий. Первая особенность - предпочтение групповых форм, так как в этом возрасте ведущий вид деятельности ребенка, определяющий уровень его мотивации, - общение. А групповая форма занятий, как никакая другая, дает возможность реализовать эту потребность.
Вторая особенность организации занятий - применение сюжетно - ролевых, словесных игр, драматизации - также поможет удовлетворению различных физиологических и психологических потребностей учащихся: потребность в движении, разрядке, переживаниях, желании быть с другими сверстниками и перебороть робость.
Третья особенность - применение проектного метода, так как именно здесь можно спровоцировать общение через деятельность (созидание) обучающихся при решении конкретной проблемы.
Многие формы проведения занятий и отдельных упражнений являются знакомыми детям по урочной деятельности: рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, сочинение историй, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий и т.п.
Иные формы: моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации, дискуссии, исследования, тренинги общения, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций и т.п. - окажутся новыми или мало знакомыми.
Основное внимание на занятиях уделяется анализу различных ситуаций общения, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Одной из особенностей курса является активное включение в творческий процесс родителей учащихся и учителей.
Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю по 35 минут) для групп по 14-16 человек.
Для занятий необходимо помещение (классная комната), где можно было бы легко переставить учебную мебель, обеспечив место для групповых форм обучения.
В ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска имеются кабинет информатики, актовый зал, библиотека, игровая комната. Кабинет оснащен рабочим местом учителя, подключенным к локальной сети Интернет. Для занятий необходимы фотоаппарат, видеокамера, презентационные стенды, канцелярские принадлежности: бумага разных форматов и видов, фломастеры.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Школа общения»
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами. В результате реализации программы у обучающихся:
1) должен измениться объем знаний, расшириться кругозор в области нравственности и этики, что проявится
- в использовании полученной информации в деятельности;
- в умении давать краткую характеристику (организовывать высказывание, суждение) общечеловеческих ценностей и осознанном понимании необходимости следовать им;
- в объективной оценке поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
2) должны наблюдаться изменения в модели поведения и это выражаться:
- в проявлении коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (в высказывании своих суждений, в анализе высказывания участников беседы, добавлении, приведении доказательств); в монологическом высказывании (в рассказе, описании, творческой работе);
- в соблюдении культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; в проявлении доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
-
в активном участии в альтруистической деятельности, проявлении самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
-
должны произойти изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- в способности объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
- в сформированности самоконтроля и самооценки: в действии контроля ситуативного поведения, в побуждении вовремя его изменить; в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.
В результате реализации программы будут сформированы следующие УУД:
коммуникативные универсальные учебные действия
ученики научатся:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
-
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
личностные универсальные учебные действия:
ученики научатся:
-
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-
готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
регулятивные универсальные учебные действия
ученики научатся:
-
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
-
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
познавательные универсальные учебные действия
ученики научатся:
-
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
давать определение понятиям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
В результате занятий у обучающихся разовьются следующие качества личности:
-
умение общаться,
-
умение выступать и слушать выступление других,
-
анализировать ход и результат общения,
-
толерантность,
-
готовность сотрудничать,
-
самоконтроль,
-
самостоятельность в приобретении знаний,
-
любознательность.
Оценка планируемых результатов освоения программы1
Главный показатель оценивания учебных достижений - личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:
-
результаты тестирования, организованного в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля;.
-
оценку публичных защит проектов;
-
качественную характеристику занятий и их результатов детей, родителей, педагогов;
-
эффективность участия учащихся на различных конкурсах, фестивалях, конференциях.
Формы учета оценки планируемых результатов:
-
Опрос
-
Наблюдение
-
Диагностика:
-
нравственной самооценки;
-
этики поведения;
-
отношения к жизненным ценностям;
-
нравственной мотивации.
-
Анкетирование учащихся и родителей
Тематическое планирование программы
№
занятия
Содержание занятия
Всего часов
Из них,
теоретические
практические
1
Диагностика
1
-
1
Составляющие процесса общения: теория
5
0,8
4,2
2
Знакомство с собой
1
0,2
0,8
3-4
Речевой этикет и культура общения
2
0,4
1,6
5
Поведение в конфликте
1
0,2
0,8
6
Практикум. Письмо себе «Здравствуй, Я!»
1
-
1
Составляющие процесса общения: практикум
5
0,8
4,2
7
Способы общения Маши и Медведя
1
0,2
0,8
8
Л. Улицкая «Бумажная победа»
1
0,2
0,8
9
Общение телевизионных героев
1
0,2
0,8
10
Общение в социальных сетях
1
0,2
0,8
11
Практикум. Памятка «Правила общения»
1
-
1
Общение партнеров
6
1
5
12
Эксперимент «Давай знакомиться»
1
0,2
0,8
13
Общение с партнером в игре
1
0,2
0,8
14
Общение с партнером в учебе
1
0,2
0,8
15
Общение с партнером в работе
1
0,2
0,8
16
Оформление результатов проекта
1
0,2
0,8
17
Презентация результатов проекта
1
-
1
Общение в группе
5
0,8
4,2
18
Общение с группой в игре
1
0,2
0,8
19
Общение с группой в учебе
1
0,2
0,8
20
Общение с группой в работе
1
0,2
0,8
21
Оформление результатов проекта
1
0,2
0,8
22
Презентация результатов проекта
1
-
1
Общение в семье: проект «НЕ один дома»
11
1,8
9,2
23
Как вести диалог со взрослыми
1
0,2
0,8
24-26
Подарок своими руками
3
0,6
2,4
27-28
Сказка для взрослых
2
0,4
1,6
29-31
Подготовка праздника встречи с семьей
3
0,6
2,4
32-33
Праздник «Общение - это ЖИЗНЬ!»
2
-
2
34
Диагностика
1
-
1
ВСЕГО:
34
5,2
28,8
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч.)
Введение в курс. Цели и задачи программы. Содержание разделов. Формы организации занятий. Режим занятий. Формы контроля результатов освоения программы. Тестирование.
2. Составляющие процесса общения: теория (5 ч.)
Речь устная и письменная. Понятие речевого этикета и общения как культуры. Общение как диалог. Конфликт в общении и способы его локализации. Требования к организации эффективного общения. Практическая самостоятельная работа.
3.Составляющие процесса общения: практика (5 ч.)
Анализ конфликта в общении на примере мультипликационных фильмов для детей. Конфликт как препятствия в общении сверстников в рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа». Признаки неэффективного и эффективного общения на примере ток-шоу и художественных фильмов. Отличительные признаки общения в социальных сетях. Практическая самостоятельная работа.
4. Общение партнеров (6 ч.)
Общение в паре. Эксперимент «Давай знакомиться»: понятие об эксперименте как опыте, его особенностях, целях и задачах. Выбор пар для эксперимента. Учет особенностей общения с партнером в игре. Партнерские качества, способствующие налаживанию общения в работе, учебе. Оформление результатов проекта в паре. Презентация результатов проекта в паре.
5. Общение в группе (5 ч.)
Общение в группе: отличительные особенности. Объединение в группы: понятие группы, способы объединения. Задачи участников группы в общении. Учет индивидуальных свойств личности. Групповые игры как способ организации взаимопонимания. Обучение в группе. Деятельность группы в решении проблемы (задачи). Оформление результатов проекта в группах. Презентация результатов проекта в группах.
6. Общение в семье: проект «НЕ один дома» (11 ч.)
Проблемы общения в семье между взрослыми и детьми. Работа с психологом. Проект «НЕ один дома» как способ налаживания, улучшения общения между членами семьи. Цели и задачи проекта. Общий план проекта. Сроки проекта. Учет индивидуальных особенностей интересов обучающихся, их мотивации при выборе собственного решения по проекту. Работа с родителями. Составление сценария и организация праздника.
7. Рефлексия. Диагностика. (1 ч.)
Список основной литературы и источников
-
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
-
Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год
-
Галевская Н. Толерантность в виртуальном пространстве Интернет// proza.ru/2012/04/23/1364
Список литературы для учащихся.
-
Виноградова Т.А. Курс школьной риторики (5-11 классы) // «Русская словесность». 1996. № 2. Изд. 2-е, 1982. Изд. 3-е, 1986. Изд. 4-е, 1990.
-
Шлыкович А. Нам не скучно. М.: Детская литература, 2005.
-
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Список литературы для учителя.
-
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
-
Виноградова Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1974. Изд. 2-е, 1978 (Монография).
-
Виноградова Т.А. Развивайте дар слова. Факультативный курс (7-8 классы). - М., 1977.
-
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.- М.,1999.
-
Воронцов А.В. Метод проектов: от теории к практике. Самара, 2006.
-
Кондрашова и др. Интеллектуально-познавательные игры в школе. Волгоград: Учитель. 2007.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2005.
-
Схабенский Я. Проект как метод обучения. Самара. 2011.
1 Подробнее см. Приложение Критерии оценивания