Конспект урока литературы Очерк К. Г. Паустовского Александр Грин ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы: Быковская Людмила Алексеевна

Тема: «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (К.Г. Паустовский. Очерк «Александр Грин»)

Рабочее название урока: Что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полосы жизни?

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации .

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

I. Мотивация. Определяем, можно ли отследить связь между судьбой автора и темами его произведений, всегда ли она бывает безусловной. (Формулируем цель урока)

II. Работа с текстом.

  1. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, за что можно ценить людей?

- А можно ценить людей за разум, способность мыслить?

- Можно ли проследить связь между судьбой автора и темами его произведений?

- Давайте прочтём стихотворения (песни) Б.Ш. Окуджавы («Песенка о ночной Москве») и Ю.Д. Левитанского («Диалог у новогодней ёлки»). (Два ученика знакомят с краткой биографией авторов данных стихотворений)

- Какие ассоциации возникают после прочтения?

Жизнь как зебра: чёрная полоса, светлая полоса… Главное - стараться не бежать долго вдоль чёрной полосы. Но что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полоски жизни? Может быть, на ней удержит мечта, желание сделать для людей что-то хорошее?

Я думаю о том, что эпоха, в которую живёт человек, определяет стиль поведения, даже его мысли. Она может бесцеремонно вторгнуться в нашу жизнь, поломать все планы, даже разрушить всё. Но духовная жизнь может защитить и спасти нас. Так Александр Грин придумал одну из самых лучших в мире книг о любви - «Алые паруса». В 1920 году Грина призвали в армию, он служил под Псковом и там заболел тифом. Его привезли в Петроград и вместе с сотнями других положили в тифозный барак. Грин чудом выжил. Голодный, обессиленный, он бродил по ледяному городу, ища ночлег. И в это время он начал обдумывать и писать «Алые паруса».

Может быть, именно работа над повестью помогла ему выжить - спасла духовная жизнь?

- А вы как думаете?

Книги Грина стали известны только через несколько десятилетий после его смерти. Грина не печатали, потому что считалось, что его книги отвлекают человека от реальной жизни, уводят в фантастический мир грёз, мечты.

- А может быть, та жизнь, о которой он пишет, и есть настоящая жизнь?.. Вот над этим вопросом мы подумаем вместе.

- О чём стихотворения Б. Окуджавы и Ю. Левитанского со стихотворением А. Макаревича «Пока горит свеча»?

- Чем эти стихотворения созвучны повести А. Гина «Алые паруса»?

- На какой мой вопрос отвечают эти произведения?

( Тема урока: Что нужно сделать, чтобы не сбиться со светлой полосы)

- Мне хотелось познакомить вас с ответами Б. Окуджавы на вопросы журналистов:

« Как вы можете быть таким последовательным, что помогает вам? О чём вы думаете в трудную минуту?

В своё время я старательно вырабатывал в себе одно умение - умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях. На сегодняшний день мне это очень помогает. И кроме того, я стараюсь - по мере возможностей - строить своё благополучие не за счёт благополучия других. Это очень укрепляет человека духовно. Я очень рекомендую этим заниматься». Воспользуемся советом мудрого человека.


  1. Работа с текстом К.Г. Паустовского «Александр Грин».

Беседа с классом.

- Что поразило, что удивило вас в жизни Александра Грина?

- Почему К.Г. Паустовский считает, что, прожив такую жизнь, Грин мог превратиться в «преступника или злого обывателя»?

- Было ли присуще этому писателю «умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях»?

- Что ценил А. Грин в человеческих отношениях?

- Какую роль в его жизни сыграл М. Горький?

- Назовите писателей, творчество которых любил и ценил А. Грин. Какие из этих авторов вам уже знакомы?

- Как, с вашей точки зрения, сам К.Г. Паустовский относится к А. Грину и его творчеству? Что вызывает интерес автора к Грину - человеку и писателю?

- Каков ответ Паустовского на вопрос, нужны ли нам мечтатели?

- Прочитайте в «Тетради по литературе» (задание I.1, с. 29) фрагменты стихотворений, посвящённых А. Грину. Есть ли что-то общее между К.Г. Паустовским и авторами данных стихотворений в их восприятии личности и творчества А. Грина?

- Что нового вы открыли для себя в повести «Алые паруса», прочитав очерк К.Г. Паустовского?

III. Рефлексия.

Что же надо сделать, чтобы не сбиться со светлой полосы?

Составляем Синквейн «Грин».

(ученики получили листы для составления синквейна,

там же есть раздел для оценки своей работы на уроке)


IV. Оцените свою работу на уроке. Заполните лист Самооценки.

V. Домашнее задание. Прочитайте повесть А. Грина «Алые паруса».

Проиложение.

ФИ ________________________________________

Грин

1 существительное - тема

______________________

2 прилагательных - характеристики

___________________________________________

3 глагола - характеристики

________________________________________________

короткое предложение - отношение автора

__________________________

1 существительное - вывод, оценка, ассоциация





Самооценка.

Я работал (а) на уроке на « »

Алгоритм самооценки.

1 шаг. Поднимал ли руку для ответа? Отвечал ли сегодня на уроке?

2 шаг. Это был развёрнутый ответ или короткий?

3 шаг. Самостоятельно отвечал или помогал учитель, одноклассники?






© 2010-2022