Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя существительное (6 класс)

Цели урока: углубить и закрепить знания учащихся в роде, числе имён существительных; продолжить развивать умения и навыки определения рода и числа имён существительных, правильного использования имён существительных в речи, орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к языку; прививать интерес к творчеству писателей-классиков.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя существительное (6 класс)Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя существительное (6 класс)Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя существительное (6 класс)Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя существительное (6 класс)УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». 6-Й КЛАСС

Цель: углубить и закрепить знания учащихся в роде, числе имён существительных; продолжить развивать умения и навыки определения рода и числа имён существительных, правильного использования имён существительных в речи, орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к языку; прививать интерес к творчеству писателей-классиков.

Оборудование: учебник для 6-го класса, опорная схема «имена существительные общего рода» (на доске), таблица «Число имен существительных» для работы в группах (на доске), дидактический материал; карточки для практической работы «Поймайте ошибку» (1 на группу); тесты (по вариантам. 1 на парту); изображения музея-усадьбы А.С.Пушкина в Михайловском.

Тип урока: закрепление изученного материала.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

После взаимного приветствия учащимся предлагается ответить на следующий вопрос:

  • Что нужно сделать для того, чтобы урок принес всем пользу и удовольствие? (Нужно выполнить домашнее задание; приготовить к уроку необходимые учебные принадлежности; во время занятия внимательно слушать учителя и одноклассников; быть доброжелательными и справедливыми.)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

У ч и т е л ь. Великий русский поэт А.С.Пушкин будет сегодня нашим спутником при закреплении темы «Род и число имен существительных». Мы вспомним, что изучили по этой теме ранее, освоим новый материал.

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа

  • Что называется именем существительным?

  • Какие постоянные признаки имеют имена существительные?

  • Какие признаки можно отнести к непостоянным?

  • Какова синтаксическая роль имен существительных?

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. УГЛУБЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1. Словарная работа

У ч и т е л ь. Верным помощником человека, желающего повысить свою грамотность, является словарь.

Давайте запишем словарные слова: корректор; корректура; корректировать.

Объяснение значения слов

2. Беседа

  • Какие две формы числа имеют большинство имен существительных?

  • Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?

  • Какие имена существительные имеют форму только множественного числа?

3. Распределительный диктант с взаимопроверкой

Задание. Распределите слова в две колонки, помещая в первую существительные, имеющие форму единственного числа, во вторую - множественного числа.

Вилы, грабли, прятки, бархат, смех, сани, счёты, изюм, шоколад, польза, жмурки, рис, Крым, Карпаты.

3. Заполнение таблицы «Число имён существительных» (запись на доске, работа в группах)

Задание. Определите число имен существительных и заполните таблицу.

Золото, молоко, духи, дрожжи, бег, обсуждение, хлопоты, выборы, листва, родня, хлопья, финансы, Европа, Москва, Гималаи, Урал, грусть, радость, очки, брюки, сутки, каникулы.

Число имен существительных

Единственное число

Множественное число

Вещества и материалы

Действия, состояния, процессы

Собирательные

Имена собственные

Отвлечённые

Парные, сборные предметы

Отрезки времени

Запомните: в русском языке существительные единственного числа употребляются в значении множественного в научном стиле, если называют предмет или животное как представителя целого класса или вида. Например: Лось водится на вырубках.

5. Работа с языковым материалом

Задание. Прочитайте предложения. К какому стилю речи они относятся? Можно ли употребить в данных предложениях выделенные слова в единственном числе? Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

1. Персик произрастает в южных регионах страны.

2. Волк относится к разряду хищных животных.

3. Берёза - лиственное дерево с плотной древесиной.

6. Слово учителя с элементами беседы

  • Что вам известно о роде имен существительных?

  • А теперь давайте прослушаем текст, который содержит интересные факты о роде имен существительных.

Сколько родов имен существительных в языке? Оказывается, на этот вопрос ответить непросто. Дело в том, что есть языки (венгерский, эстонский, турецкий, узбекский, татарский и многие другие), которые вообще не знают грамматического рода.

Немало на Земле языков, в которых только два рода. Например, в датском языке все существительные относятся либо к среднему, либо к общему роду. Есть языки, в которых насчитывается 15, 20 и… 40 родов! Ну, а в русском языке? (Ответы учащихся.)

В начале урока мы говорили о том, что Александр Пушкин будет сегодня нашим спутником при закреплении темы «Род и число имен существительных». Посмотрите, как выглядела дворянская усадьба в XIX веке. Чуть скромнее выглядел домик в селе Михайловском, куда поэт был сослан на несколько лет. (Демонстрация изображений музея-усадьбы А.С.Пушкина.) Родные были далеко. От тоски спасали только друзья, которые часто приезжали к нему, да близкий друг детства - няня Арина Родионовна. Именно в Михайловском долгими вечерами Арина Родионовна рассказывала ему русские народные сказки.

7. Наблюдение над языковым материалом

Задание

а) Прочитайте текст. Распределите существительные в три колонки, помещая в 1-ю колонку существительные женского рода, во 2-ю - мужского, в 3-ю - среднего.

б) Определите тему и основную мысль текста. Почему для русского человека усадьба-музей в Михайловском является святыней?

От усадьбы в Михайловском с войны осталось пепелище. Но сохранилась природа, впечатлением от которой наполнено творчество Пушкина. Пейзаж, по словам Семёна Степановича Гейченко, был основой, с которой начиналось возрождение этой святыни. Всё в совокупности: лес, вековые деревья - свидетели жизни поэта, холмы, вода в прудах и в прихотливо текущей Сороти, луга, мосток, мельница - оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.

8. Работа с текстом

Задание. Выберите заголовок из ряда предложенных: «Пейзажи Михайловского», «Усадьба-музей в Михайловском», «Искусство создания музея-усадьбы в Михайловском». Обоснуйте свой выбор.

(Чтение текста учителем.)

Уже немолодой поэт был немало удивлен, услышав многие русские слова, которые не произносили в светских кругах. Таким необычным стало для него слово егоза. Говорят, Пушкин никак не мог понять, какого оно рода. Это было в XIX веке, а сегодня мы с вами без труда справимся с этим заданием.

Беседа

  • Какие существительные не имеют рода? Почему?

  • Какие существительные принадлежат к общему роду? К какому роду вы отнесете слово егоза?

9. Работа с опорной схемой (запись на доске)

Учащиеся рассматривают схему, отвечают на вопросы и выполняют задания.

Имена существительные общего рода

Такой умница Такая умница

а

а

Известный профессор Петров сказал



  • Как согласуются с именами существительными общего рода прилагательные и местоимения? (В зависимости от того, лицо какого пола они обозначают.)

  • Как согласуются прилагательные и местоимения с существительными общего рода, которые называют людей по профессии? (В зависимости от того, лицо какого пола они обозначают.)

  • Какая часть речи указывает нам на пол человека? (Глагол и форма собственного имени существительного.) Приведите примеры.

10. Конструирование словосочетаний на основе таблицы

Знаменитый (-ая)

Жадина

Степан

Талантливый (-ая)

Врач

Сидорова

Большой (-ая)

Тюль

Марина

Красивый (-ая)

Забияка

Толик

Белый (-ая)

Юрист

Зайцева

Такой (-ая)

11. Практическая работа «Поймай ошибку» (по карточкам)

(Карточки разложены на партах, 1 на группу.)

Комментарий. Представляя результаты выполненной работы, учащиеся объясняют, чем вызваны «пойманные» ошибки: наличием в словосочетаниях разных по роду или числу прилагательных и существительных; неправильным написанием окончаний у прилагательных и существительных.

Класс объединяется в четыре группы, каждая из которых выбирает «ведущего специалиста». Все группы получают карточки со словами и словосочетаниями, в которых допущены ошибки. Во время работы учащиеся повторяют правила поведения: действуют по сигналу учителя; задание выполняют дружно и спокойно; оценивают работу своих партнеров по группе справедливо; знакомятся с алгоритмом действий (как можно быстрее «ловят» ошибки в словах и словосочетаниях, записывают правильный вариант в тетради); представляют результаты работы классу (после сигнала о готовности всех групп), чётко проговаривая слова; выбирают самого знающего и активного члена группы.

Карточка № 1

Домашняя адреса, хороший собака, головной боль, старая тополь.

Карточка № 2

Красное чернило, свежая опилка, чистый тетрадь, урожайная картофель.

Карточка № 3

Чистый посуда, с чистой посуды, на чистой посуди, горький полынь.

Карточка № 4

Долгие клопоты, деревянные мебели, деревянное перило, хорошие погоды.

12. Выполнение тестовых заданий

1-й вариант

1. Определите число имен существительных.

Территория, салазки, роща, нефть, каникулы, родня шахматы, клещи, сумерки, учитель, дно, сливки, сено, глупость, сахар, мудрость, чернила, ворота.

2. Согласуйте существительные с прилагательными.

Имя, известный - …; фамилия, знакомый - …; госпиталь, военная - …; осенняя, дождь - …; шампунь, душистая - … .

3. Согласуйте имена существительные общего рода с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

1) Был он больш.. умница и человек высокообразованный.

2) Как... же ты неряха, Катя.

3) У так.. неряхи, как Толя, всегда тетради мятые.

4) У наш.. плаксы Васи всегда слезы на верёвке.

2-й вариант

1. Определите число имен существительных.

Свежесть, песок, перемирие, листва, перила, брюки, качели, студенчество, фарфор, красота, дорога, картины, Альпы, синева, хлопоты, лёд, чтение, сани.

2. Согласуйте существительные с прилагательными.

Вкусная, картофель - …; чёрный, тушь - …; застарелый, мозоль - …; белый, тюль - … .

3. Согласуйте имена существительные общего рода с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

1) Ты настоящ.. плакса, Оля, а ты неисправим.. замарашка, Андрей.

2) У наше.. профессора Андреевой сегодня праздник!

3) награжден.. профессор Анохина поблагодарила присутствующих.

4) Безупречн.. водитель Сидорова всегда вовремя подгоняла машину.

13. Наша игротека

«Словесный мяч»

Комментарий. Учитель называет слово в единственном числе, учащиеся - во множественном (если такая форма существует), а также приводят собственные примеры.

При проверке учитель обращает внимание на то, что последние два существительных могут употребляться во множественном числе (крупы, колбасы), если речь идет не о количестве, а указываются разные сорта продуктов.

Стол - …, тетрадь - …, молоко - …, ночь - …, день - …, утро - …, дерево - …, тень - …, крупа - …, колбаса - … .

«Хлопок»

Комментарий. Учитель называет слово, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если это существительное общего рода.

Калека, земля, злюка, капризуля, собака, ябеда, имя, сирота, неряха, фамилия, инженер, Саша, Валя, Шевченко, кондуктор, плакса.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. «Микрофон»

  • Понравился ли вам урок? Если да, то чем?

  • С каким заданием вы справились недостаточно хорошо и почему?

  • Каким образом вы будете ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках?

2. Оценивание, самооценивание

  • Справедливо оцените свою работу на уроке.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для всех. Повторить по учебнику теоретический материал о роде и числе имен существительных.

По группам (образованным в ходе урока). Составить лингвистическое высказывание о роде и числе имен существительных (1-я, 2-я группы); выполнить упражнение из учебника.

© 2010-2022