Конспект урока словесности «Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок словесности в 8 классе: «Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне»

  1. Методическая разработка урока

Тема урока: Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок словесности

Цель: формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя 0выразительные возможности предложений с однородными членами.

Задачи:

обучающие:

  • углубить представления об однородных членах;

  • уметь находить однородные члены в тексте, определять их роль в речи;

  • грамотно использовать предложения с однородными членами в собственном тексте, соблюдая пунктуационные и грамматические нормы и решая задачи смысловой и эмоциональной выразительности;

развивающие:

  • развитие универсальных учебный действий (УУД) в работе с текстом: восприятие текста на слух, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты), умение выразительно читать, на основе анализа образцового текста и синтеза полученных знаний создавать самостоятельный творческий продукт;

  • развитие таких УУД, как постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексии результатов учебной работы;

  • развитие коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

воспитывающие:

  • формирование таких личностных УУД, как волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, а также способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • формирование смыслоопределения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.



  • Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

  • Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

  • Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

Структура ключевых компетенций в образовании


  • Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

  • Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

  • Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

  • Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

  • Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

Личностно-адаптивные компетенции

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:

  • методическая компетентность;

  • исследовательская компетентность;

  • управленческая компетентность;

  • коммуникативная компетентность;

  • образовательная компетентность.


  1. Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

Урок строится в соответствии с задачами формирования у учащихся универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания, на основе личностно-ориентированных технологий, в частности, технологии мастерской письма.

Реализуются принципы развивающего обучения, ориентирующегося на творческое развитие способностей учащихся.

В результате урока учащиеся достигают решения внутрипредметных задач: углубляют представления об однородных членах предложения (ОЧП), опираясь на сформированную систему теоретических знаний об ОЧП (тем самым обеспечивается преемственность с ранее изученным материалом). Полученные знания определяют перспективы работы (содержание следующего урока - стилистические особенности предложений с ОЧП при различных вариантах связи, грамматические нормы построения предложений с ОЧП).

Работа на уроке строится с перспективой решения и задач межпредметных, на основе формировании УУД по работе с текстом, а также с ориентированием на развитие логических, личностных и коммуникативных УУД.

Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый в их сочетании.

Формы работы по характеру взаимодействия учеников и учителя: фронтальная (беседа учитель-класс, презентация итоговых результатов работы), парная (частично-поисковые и репродуктивные задания), работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов), индивидуальная (создание письменного высказывания).

Формы работы по характеру деятельности учащегося: слушание текста с выполнением задания на выделение ключевой информации; беседа с учителем (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера); выразительное чтение, графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП); написание своего текста в соответствии с учебным заданием, взаимооценка, самооценка.

Используемое оборудование: компьютер и проектор (презентация PowerPoint, видеоролик, аудиозапись), раздаточные материалы на печатной основе.

Разнообразие форм и методов, реализуемых на уроке, использование наглядности, восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись, художественное чтение, видео), работа с раздаточным материалом, который программирует успешное поэтапное решение учебных задач, - всё это позволяет реализовывать задачи здоровьесбережения на уроке, учитывая специфику класса (разрыв в уровнях обученности у учеников класса, недостаточный уровень способности учащихся к совместным, парным и групповым, способам учебных действий).

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Формы деятельности учащихся и учителя

Оргмомент

Демонстрируется слайд №1 презентации.

Обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок

приветствие

I этап. Литературный

Демонстрируется слайд №2 презентации. (Фронтовая фотография Друниной)

Учитель: Вглядитесь в портрет женщины. Что мы можем узнать, рассматривая портрет, о её жизни и судьбе? (Кратко биографическая справка о жизни Друниной)

Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия

Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" -уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина".

Демонстрируется слайд №3.

Ее биография откровенно открыта, как линии на ладони. Родилась в 1924 г. 10 мая в Москве в семье учителей. Детство пролетело в центре столицы. Писать стихи начала с 11 лет. Мать, уроженка Варшавы, кроме русского владела польским и немецким языками. Немецкий преподавала в школе. Потом ее перевели работать в библиотеку. Но образцом справедливости и порядочности для Юлии был отец - директор школы и преподаватель истории. Он был настолько эрудированным и увлеченным человеком, что даже выпустил несколько брошюр, в том числе и об украинском поэте Тарасе Шевченко.

Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину при районном Обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. Это было самое трудное время и самый трудный для службы род войск. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

(ученица читает наизусть)

Тот осколок, ржавый и щербатый,

Мне прислала, как повестку, смерть…

Только б дотащили до санбата,

Не терять сознание, не сметь!

А с носилок свешивались косы -

Для чего их, дурa, берегла!..

Вот багровый дождь ударил косо,

Подступила, затопила мгла.

Ничего. Мне только девятнадцать.

Я еще не кончила войну.

Мне еще к победе пробиваться

Сквозь снегов и марли белизну.


Демонстрируется слайд №4.


Учитель: Как вы понимаете это стихотворение Друниной?

Ответы учеников.

Учитель: Как сила поэтического слова помогала держаться морально, воодушевляла, вселяла надежду, заставляла жить и бороться?

Как поэт достигает такого результата, такой силы воздействия на читателей и слушателей?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно, звучание стихотворных строк, интонация, голос автора - поэтический текст в своей целостности оказывает своё эмоциональное и смысловое воздействие на слушателя и читателя. В том числе и синтаксис текста, построение предложений, в частности, искусное использование рядов однородных членов (помните наш разговор о портрете - внимание к деталям?) позволяет решить эти задачи. Как же именно?

Демонстрируется слайд №5 презентации.

Маргарита Алигер (краткая биографическая справка о поэтессе)

Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович (Иосия Пинхусович) Зейлигер, занимался адвокатской практикой.[2] Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году - в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934-1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.

Стихи Алигер сочиняла с детства, даже завела тетрадь, на которой написала: «Полное собрание сочинений, том I» и принялась писать стихи к каждому празднику. Но потом бросила это занятие, решив, что они «ничтожны и беспомощны по сравнению с истинной поэзией».

Закончив семь классов, Алигер поступила в химический техникум, а после его окончания пошла работать на химический завод. Но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, потому что стихи продолжали писаться как бы сами собой и «скоро ей стало совершенно ясно: нет у нее другого призвания в жизни».

Дорога привела ее в Литературный институт, но поступила она туда не сразу. Потерпев неудачу на экзаменах, девушка устроилась в библиотеку Редакционно-издательского института, ныне Полиграфической академии. Тогда же она стала посещать собрания литературной группы при журнале «Огонек», которой руководил поэт Е. Зозуля. Так началось ее вхождение в литературную среду, состоялось знакомство с известным поэтом Я. Смеляковым, позже с Е. Долматовским. Доводилось Алигер видеть и старейшин поэтического цеха, на одном из вечеров она встретилась с Андреем Белым.

В «Огоньке» были опубликованы ее первые стихи «Будни и дождь». В то время Маргарите было всего восемнадцать лет. На следующий год она стала студенткой Литературного института, который научил ее творческой дисциплине и помог приобрести необходимые знания.

Первый сборник стихов Алигер «Год рождения» появился в 1938 году, почти одновременно с окончанием института. Главным в ее поэзии стал образ молодого современника, героя первых пятилеток, ведь Алигер, как и многие ее сверстники, жила идеями социалистических преобразований. В ее ранних стихах мы найдем и отголоски военных действий в Испании, и попытку определить свое место накануне другой войны. В тридцатые годы Алигер начинает выступать как переводчик, занимается общественной работой.

Эти годы были удивительно плодотворным временем в поэтическом творчестве Алигер, с 1938 по 1940 год у нее вышли три сборника стихов - книги «Год рождения», «Железная дорога», «Камни и травы». Критика встретила их довольно благожелательно, но Алигер все-таки упрекали в излишней исповедальное™ стихов. Столь ярко выраженное лирическое начало было явно не созвучно времени. Но Алигер не могла не быть откровенной, в поэме «Зима этого года» (1938) она рассказала о горе матери, потерявшей своего ребенка. К тому времени поэтесса сама была замужем за аспирантом Московской консерватории и готовилась стать матерью.

Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек.

Возможно, еще и поэтому Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Ведь они были почти ровесницами и испытывали одинаковую ненависть к врагу. Изучив документальные материалы, Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя» - поэтическую биографию человека определенного времени. Своеобразным окончанием этой темы стала поэма «Твоя победа» (1945).

В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.

Мне предначертано в веках,

из дома изгнанной войною,

пройти с ребенком на руках

чужой лесистой стороною,

узнать дорогу до конца,

хлебнуть мороза, зноя, пыли,

и плакать каплями свинца,

которыми тебя убили.

Учитель: Как в этом стихотворении отразилась судьба поэтессы?

* * *

Несчетный счет минувших дней

неужто не оплачен?

...Мы были во сто крат бедней

и во сто крат богаче.

Мы были молоды, горды,

взыскательны и строги.

И не было такой беды,

чтоб нас свернуть с дороги.

И не было такой войны,

чтоб мы не победили.

И нет теперь такой вины,

чтоб нам не предъявили.

Уж раз мы выжили.

Ну, что ж!

Судите, виноваты!

Все наше:

истина и ложь,

победы и утраты,

и стыд, и горечь, и почет,

и мрак, и свет из мрака.

...Вся жизнь моя - мой вечный счет,

с лихвой, без скидок и без льгот,

на круг,- назад и наперед,-

оплачен и оплакан.

Учитель: Это стихотворение написано Маргаритой Алигер в 1967 году. Насколько актуально оно сейчас?

Демонстрируется слайд №6 презентации.

Арина Бобкова читает свои стихи.

Немного слёз не помешает, впрочем,
Не стоит быть плаксивой чересчур.
В момент, когда мы помним о порочном,
В газах мерцают тысячи текстур.

Пусть я не видела войны, не знаю боли,
Не знаю взрывов нескончаемых и слёз
И нету у меня той силы воли,
Какой солдат обычный в сердце нёс,

Но я стараться буду, буду верить,
Смогу любить, по небу тосковать,
И солнцу открывать я стану двери,
О мире и о космосе мечтать!

И вспоминая часто сказы деда,
Я буду молчаливой, но без слёз.
Спасибо Вам, спасибо за победу,
За жизнь! За светлый мир девичьих грёз!

Подумай, человек!
Зачем попал на Землю?
Крушить, ломать и лить невинных кровь?
Который век
Страданиям не внемлешь
И ужас повторяешь вновь и вновь.
Зачем война?
Она рождает слёзы,
Она рождает вопли матерей!
Твоя вина
Уйдёт поныне к звездам...
Ты не признаешь сущности своей.
Ты словно зверь:
Ужасный, кровожадный...
Упорно отрицаешь свой порок!
Смирись, поверь.
Нагадано, нежданно
Вернётся всё, вернётся точно в срок...
Подумай, Человек...

Учитель: Мы имеем уникальную возможность - спросить у Арины, что она испытывала, когда писала эти стихи.

фронтальная беседа (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера);

восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись), эмоциональный отклик,

рефлексия промежуточных результатов учебной работы

II этап. Лингвистический

Учитель: Тема нашего урока: Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Давайте теперь рассмотрим прослушанные стихи с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

Учащиеся работают в группах. Каждому ряду предлагаются Стихи 1 ряд - Бобковой, 2 ряд - Друниной, 3 ряд - Алигер

В стихах учащиеся находят все однородные члены. Объясняют постановку знаков препинания.

работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов

чтение текста с выполнением задания; (поиск и графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП)

3 Этап. Рефлексия

Учащиеся выполняют задание в тетради.

Учитель: Запишите своё впечатление от стихотворения в 1-2 предложении, обратите внимание на использование сочинительных союзов в качестве средства связи однородных членов предложения и на правильность пунктуации при них.

Демонстрируется слайд №7 презентации.


Учащиеся выполняют задание в тетради.

Учитель: Развернитесь, образовав мини-группы из двух пар. Прочитайте в мини-группах свои предложения, выберите одно, которое прозвучит для всех. Прочитайте выбранный группой вариант всему классу.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Обратим внимание: с помощью противительных союзов мы смогли в предложении передать противоречивые чувства, противоположные ощущения: горести и гордости, потрясения и восхищения… Связанные между собой такими союзами, однородные члены оказываются контекстуальными антонимами и синонимами. Как однородные члены предложения «работают» на эмоциональную и смысловую выразительность текста?

Учащиеся выполняют задание на раздаточных листах, делятся результатами работы в мини-группах, дополняют свой результат.

Учитель: Вернитесь к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока, как вы оцениваете свой результат работы на уроке?

работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов

выразительное чтение

парная (частично-поисковые и репродуктивные задания);

написание своего текста в соответствии с учебным заданием

рефлексия, самооценка

Демонстрируется слайд №10.


Домашнее задание: найти самостоятельно другие стихотворения о Великой Отечественной войне, в которых используются ОЧП, подчеркнуть в текстах однородные члены предложения, обратить внимание на выразительные возможности.






11


© 2010-2022