Урок по русскому языку Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (11 класс)

       Урок русского языка "Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля" помогает подготовить обучающихся 11 класса к выполнению задания №24 на ЕГЭ, то есть восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.        Это урок-исследование, целями которого являются систематизация знаний обучающихся о средствах эмоциональной выразительности и определение их роли в тексте публицистического стиля. Без...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (урок русского языка в 11 классе)

Цели:

-систематизировать знания обучающихся о средствах эмоциональной выразительности;

-формировать умение определять роль средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля;

-развивать речь обучающихся;

-прививать любовь к родному языку.

Оборудование: стенд «Слово о словах», карточки, презентация.

Ход урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического стиля. Подтверждайте свой ответ примерами из текста упражнения №408 (дом. зад.).

(Ответы учащихся)

II. Определение целей урока.

Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-исследования. Цель исследования - определение роли средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля. Предмет исследования - публицистический текст.

III. Работа по карточкам. Определение изобразительно-выразительных средств языка в фрагментах произведений художественной литературы.

Учитель: Мы вспомнили признаки публицистического стиля. Следующий этап нашего урока - определение изобразительно-выразительных средств языка в фрагментах произведений художественной литературы. Опираясь на теоретические сведения и используя материал карточек, определите средства выразительности. Но сначала выберите посильный для себя вариант.

В I варианте даны поэтические строки из недавно изученных вами стихотворений С.Есенина, А.Блока, В.Маяковского. Если вы выберете этот вариант, то за работу получите оценку «3».

За работу с заданием варианта II, где представлены строки из произведений писателей и поэтов XIX и XX вв., получите оценку «4».

В III варианте в каждом литературном фрагменте вы найдёте не одно средство выразительности, а 2 или 3. За работу с этим вариантом вы получите оценку «5».

1 вариант

1. «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин).

2. «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин).

3. «Горячий воздух дик и глух» (А.Блок).

4. «Мама! Ваш сын прекрасно болен!»

5. «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин).

  1. вариант

1. «Вы прекрасны, блистательны, ослепительны» (И.А.Гончаров).

2. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).

3. «У Елены беда тут стряслась. Большая» (Н. Панфилов).

4. «Ее любовь к сыну была подобна безумию» (М. Горький).

5. «Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов)



  1. вариант

1. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе» (М.Лермонтов).

2. «Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит осень» (И.Бунин).

3. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко).

4. «Разным я его видел. И в разное время. И в разном настроении. И поэтом. И гражданином. И другом. И всегда - человеком». (В.Некрасов).

5. «Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины» (С.Есенин).

Ключ к ответам:

I вариант. 1. Метафора. 2. Метафора. 3. Эпитеты. 4. Оксюморон. 5. Градация.

II вариант. 1. Градация. 2 Гипербола. 3. Парцелляция. 4. Сравнение. 5. Оксюморон.

III вариант. 1. Эпитеты, риторическое обращение, олицетворение.

2.Инверсия, оксюморон, олицетворение.

3. Многосоюзие, метафора.

4. Парцелляция, анафора.

5. Эпитеты, метафора, олицетворение.

Учитель: С какой целью авторы этих литературных фрагментов использовали изобразительно-выразительные средства языка? (Ответы обучающихся)

Учитель: Запишите тему урока. В качестве эпиграфа к нашему уроку были избраны слова Н. Рыленкова. Мысль поэта продолжена и в высказываниях других художников слова. (Обращение к стенду «Слово о словах»)

IV. Работа с текстом.

Учитель: Недавно на уроках литературы вы изучали творчество С. Есенина. Скажите, какое впечатление сформировалось у вас о поэзии С. Есенина? (Ответы обучающихся). Познакомимся с текстом Е.Осетрова о великом русском поэте С.А. Есенине.

1.Чтение текста Е.Осетрова.

2. Беседа по вопросам:

- Каким предстал перед вами поэт после знакомства с текстом?

- Какую цель ставил перед собой автор. Когда писал этот текст?

- Сформулируйте основную мысль этого текста.

3. Работа в группах.

Учитель: Как автор убеждает нас в том, что на становление С. Есенина как поэта оказали влияние народные эстетические идеалы?

Какие средства эмоциональной выразительности он использует в своем тексте?

Проведем исследование.

1 группа. Найдите в тексте эпитеты, фразеологизмы, просторечную и разговорную лексику.

(Эпитеты: недоуменные замечания, изумительные стихи, высокая культура, глубокие знания, замечательный поэт, колоритная речь, загадочные герои, трудные минуты, необыкновенной женщиной, героические сражения, народ сообразителен и умен, далекие предки, зернистая речь, таинственные клады.

Фразеологизмы: вскружили голову, развеяли миф, горячую голову, передавать из уст в уста.

Просторечная и разговорная лексика: мол, нутро, пестовать).

2 группа. Найдите метафоры, инверсию, риторические восклицания, анафору.

(Метафоры: курган окутан легендами, пестовали детство, уходящие за горизонт косогоры, все это воспитывало душу, будило воображение, закладывало представления, обостряло чувства.

Инверсия: предложения №7, №8, №15.

Риторические восклицания: предложения №17, №18, №19.

Анафора: предложения №18, №19).

3 группа. Найдите литературные образы и цитаты, перифразы, синтаксический параллелизм.

(Литературные образы и цитаты: Батый, Евпатий Коловрат, Авдотья Рязаночка, Арина Родионовна, бабушка Максима Горького, Мещерские леса, «любимец богов».

Перифразы: художники слова (поэты и писатели).

Синтаксический параллелизм: предложения №18, №19).

4.Языковой эксперимент.

Найдите в тексте предложение №3. В нем есть средства выразительности. Прочитайте это предложение без средств выразительности. Что изменилось?

(То же самое можно проделать с предложением №13.)

V. Подведение итогов.

-Какой вывод по итогам проведенного исследования можно сделать?

( Средства выразительности помогают автору оказать более глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).

-Как соотносится эпиграф с темой и содержанием урока?

(Слова автора этого текста не «стыли, словно камни, а горели, как жар», то есть Е.Осетрову удалось убедить читателя в том, что решающее влияние на становление С.Есенина как поэта оказали народные эстетические идеалы).

VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Е.Осетрова по заданию части С КИМов.

VII. Рефлексия.

-Какое открытие каждый из вас сделал сегодня на уроке?

Приложение

(1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».

(4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.

(6)Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (7)На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (8)И здесь особенно сильным было влияние матери.

(9)Русские женщины - носительницы народной культуры - пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов. (10)Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького… (11)По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина - Татьяна Фёдоровна. (12)Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (13)Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью

(14)Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (15)Легендами окутан здесь каждый приокский курган.

(16)В ночном, лёжа у костра, мальчик не мог не слышать преданий о таинственных кладах, о загадочных героях народной мифологии, о фантастических сказочных персонажах, приходящих на помощь людям в трудные минуты.

(17)А сколько накопленных веками наблюдений содержал в себе земледельческий календарь, различных народных примет, показывающих, как сообразителен и умён русский народ, как много и своеобразно думает он о земле и природе!

(18)Сколько народной мудрости, лихости и таланта в частушках, пословицах и поговорках, этих образцах зернистой русской речи!

(19)Сколько чистой поэзии в окружающей природе - полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесах, воспетых Паустовским!

(20)Всё это вместе воспитывало душу поэта - будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле - и послужило основой его поэтического таланта.

(По Е. Е. Осетрову)



© 2010-2022