- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (11 класс)
Урок по русскому языку Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мальцева И.Д. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (урок русского языка в 11 классе)
Цели:
-систематизировать знания обучающихся о средствах эмоциональной выразительности;
-формировать умение определять роль средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля;
-развивать речь обучающихся;
-прививать любовь к родному языку.
Оборудование: стенд «Слово о словах», карточки, презентация.
Ход урока
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Н. Рыленков
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического стиля. Подтверждайте свой ответ примерами из текста упражнения №408 (дом. зад.).
(Ответы учащихся)
II. Определение целей урока.
Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-исследования. Цель исследования - определение роли средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля. Предмет исследования - публицистический текст.
III. Работа по карточкам. Определение изобразительно-выразительных средств языка в фрагментах произведений художественной литературы.
Учитель: Мы вспомнили признаки публицистического стиля. Следующий этап нашего урока - определение изобразительно-выразительных средств языка в фрагментах произведений художественной литературы. Опираясь на теоретические сведения и используя материал карточек, определите средства выразительности. Но сначала выберите посильный для себя вариант.
В I варианте даны поэтические строки из недавно изученных вами стихотворений С.Есенина, А.Блока, В.Маяковского. Если вы выберете этот вариант, то за работу получите оценку «3».
За работу с заданием варианта II, где представлены строки из произведений писателей и поэтов XIX и XX вв., получите оценку «4».
В III варианте в каждом литературном фрагменте вы найдёте не одно средство выразительности, а 2 или 3. За работу с этим вариантом вы получите оценку «5».
1 вариант
1. «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин).
2. «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин).
3. «Горячий воздух дик и глух» (А.Блок).
4. «Мама! Ваш сын прекрасно болен!»
5. «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин).
-
вариант
1. «Вы прекрасны, блистательны, ослепительны» (И.А.Гончаров).
2. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).
3. «У Елены беда тут стряслась. Большая» (Н. Панфилов).
4. «Ее любовь к сыну была подобна безумию» (М. Горький).
5. «Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов)
-
вариант
1. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе» (М.Лермонтов).
2. «Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поет и бродит осень» (И.Бунин).
3. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко).
4. «Разным я его видел. И в разное время. И в разном настроении. И поэтом. И гражданином. И другом. И всегда - человеком». (В.Некрасов).
5. «Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины» (С.Есенин).
Ключ к ответам:
I вариант. 1. Метафора. 2. Метафора. 3. Эпитеты. 4. Оксюморон. 5. Градация.
II вариант. 1. Градация. 2 Гипербола. 3. Парцелляция. 4. Сравнение. 5. Оксюморон.
III вариант. 1. Эпитеты, риторическое обращение, олицетворение.
2.Инверсия, оксюморон, олицетворение.
3. Многосоюзие, метафора.
4. Парцелляция, анафора.
5. Эпитеты, метафора, олицетворение.
Учитель: С какой целью авторы этих литературных фрагментов использовали изобразительно-выразительные средства языка? (Ответы обучающихся)
Учитель: Запишите тему урока. В качестве эпиграфа к нашему уроку были избраны слова Н. Рыленкова. Мысль поэта продолжена и в высказываниях других художников слова. (Обращение к стенду «Слово о словах»)
IV. Работа с текстом.
Учитель: Недавно на уроках литературы вы изучали творчество С. Есенина. Скажите, какое впечатление сформировалось у вас о поэзии С. Есенина? (Ответы обучающихся). Познакомимся с текстом Е.Осетрова о великом русском поэте С.А. Есенине.
1.Чтение текста Е.Осетрова.
2. Беседа по вопросам:
- Каким предстал перед вами поэт после знакомства с текстом?
- Какую цель ставил перед собой автор. Когда писал этот текст?
- Сформулируйте основную мысль этого текста.
3. Работа в группах.
Учитель: Как автор убеждает нас в том, что на становление С. Есенина как поэта оказали влияние народные эстетические идеалы?
Какие средства эмоциональной выразительности он использует в своем тексте?
Проведем исследование.
1 группа. Найдите в тексте эпитеты, фразеологизмы, просторечную и разговорную лексику.
(Эпитеты: недоуменные замечания, изумительные стихи, высокая культура, глубокие знания, замечательный поэт, колоритная речь, загадочные герои, трудные минуты, необыкновенной женщиной, героические сражения, народ сообразителен и умен, далекие предки, зернистая речь, таинственные клады.
Фразеологизмы: вскружили голову, развеяли миф, горячую голову, передавать из уст в уста.
Просторечная и разговорная лексика: мол, нутро, пестовать).
2 группа. Найдите метафоры, инверсию, риторические восклицания, анафору.
(Метафоры: курган окутан легендами, пестовали детство, уходящие за горизонт косогоры, все это воспитывало душу, будило воображение, закладывало представления, обостряло чувства.
Инверсия: предложения №7, №8, №15.
Риторические восклицания: предложения №17, №18, №19.
Анафора: предложения №18, №19).
3 группа. Найдите литературные образы и цитаты, перифразы, синтаксический параллелизм.
(Литературные образы и цитаты: Батый, Евпатий Коловрат, Авдотья Рязаночка, Арина Родионовна, бабушка Максима Горького, Мещерские леса, «любимец богов».
Перифразы: художники слова (поэты и писатели).
Синтаксический параллелизм: предложения №18, №19).
4.Языковой эксперимент.
Найдите в тексте предложение №3. В нем есть средства выразительности. Прочитайте это предложение без средств выразительности. Что изменилось?
(То же самое можно проделать с предложением №13.)
V. Подведение итогов.
-Какой вывод по итогам проведенного исследования можно сделать?
( Средства выразительности помогают автору оказать более глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).
-Как соотносится эпиграф с темой и содержанием урока?
(Слова автора этого текста не «стыли, словно камни, а горели, как жар», то есть Е.Осетрову удалось убедить читателя в том, что решающее влияние на становление С.Есенина как поэта оказали народные эстетические идеалы).
VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Е.Осетрова по заданию части С КИМов.
VII. Рефлексия.
-Какое открытие каждый из вас сделал сегодня на уроке?
Приложение
(1)Зарубежные истолкователи Есенина, да и некоторые наши мемуаристы, не раз высказывали недоумённые замечания по поводу того, каким образом малограмотный рязанский паренёк, явившись в город, начал создавать изумительные стихи. (2)Эти толки вскружили не одну горячую голову. (3)Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол, в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».
(4)Современные исследователи развеяли миф о малограмотном мальчике-поэте. (5)Знатоками поэта доказано, что юный Есенин чрезвычайно любил книги, был начитанным человеком, увлекался искусством, использовал все возможности общения с образованными людьми, людьми высокой культуры и интеллекта.
(6)Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (7)На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (8)И здесь особенно сильным было влияние матери.
(9)Русские женщины - носительницы народной культуры - пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов. (10)Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького… (11)По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина - Татьяна Фёдоровна. (12)Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (13)Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью
(14)Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (15)Легендами окутан здесь каждый приокский курган.
(16)В ночном, лёжа у костра, мальчик не мог не слышать преданий о таинственных кладах, о загадочных героях народной мифологии, о фантастических сказочных персонажах, приходящих на помощь людям в трудные минуты.
(17)А сколько накопленных веками наблюдений содержал в себе земледельческий календарь, различных народных примет, показывающих, как сообразителен и умён русский народ, как много и своеобразно думает он о земле и природе!
(18)Сколько народной мудрости, лихости и таланта в частушках, пословицах и поговорках, этих образцах зернистой русской речи!
(19)Сколько чистой поэзии в окружающей природе - полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесах, воспетых Паустовским!
(20)Всё это вместе воспитывало душу поэта - будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле - и послужило основой его поэтического таланта.
(По Е. Е. Осетрову)