Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»

Тема «Прямое и переносное значение слов» изучается в разделе «Лексика» в 5 классе. Тип урока: урок объяснения нового знания. Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия. Цели как деятельность обучающихся: Предметные:  знать понятие   «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в   тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.           Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск  информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение) Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная. Конспект урока составлен в форме технологической карты. Структура урока соответствует требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты; нацеленная деятельность на формирование УУД
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»

Тема: Прямое и переносное значение слов (5 класс)

Тип урока: урок объяснения нового знания.

Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.

Цели как деятельность обучающихся:

Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, электронное приложение к учебнику Т. А. Ладыженской (издательство «Просвещение»)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты.

Ход урока

Деятельность

обучающихся.

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

Воспроизведение

ранее изученного.

Взаимопроверка.

1. Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

  2. Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначным)

  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

2) Лексико-орфографический диктант:
(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта. (Пассажир)
- Мера длины, равная 1 000 метров. ( Километр)
- Дорога с твердым покрытием . (Шоссе)
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. (Теннис)
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. (Портфель).

Выполняют задание, оценивают работу товарищей.

Коммуникативные:

- Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные:

- Производить анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.

III. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.

Работа с эпиграфом к уроку, ответы на вопросы.

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желании активно преодолевать возникающие противоречия.

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать..»

- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Как вы понимаете его смысл?

Послушайте стихотворение:


Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло.

- Почему девочка не поняла маму?

- О какой теплоте идёт речь?
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) - прямое значение слова.
- Скажите, а это важно - понимать другого человека?
(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение)

-Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

- Какую цель и задачи мы поставим перед собой?

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока в диалоге с учителем

Познавательные:

-Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные:

- Задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы

Регулятивные:

- Высказывать предположения на основе наблюдений.

- Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

- Планировать деятельность.

IV. Открытие новых знаний

Знакомство с теоретическим материалом; составление связного рассказа об изученных нормах.

Прослушайте материал, данный на диске.

Заполните таблицу, используя полученные ранее знания и материал параграфа 66 на странице157

Значение слова

Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины.

Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из прослушанного, прочитанного.

-Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст в схему, таблицу).

Регулятивные:

- Искать пути решения проблемы.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения задания.

1. Запишите текст под диктовку:

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали деревья и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Объясните орфограммы, в каком значении употреблены глаголы?

2. Знаменитый детский писатель К. И. Чуковский записывал высказывания детей, не знавших о переносном значении слов. Послушайте некоторые из них:

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. - Там на экзаменах режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили

в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

Выявляют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные:

- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные:

- Строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Самостоятельная работа.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применений их на практике.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

О том, что слово имеет переносное значение, мы можем узнать из толкового словаря. Такое значение слова обозначается пометкой ПЕРЕН.

Откройте учебник на с. 183 и найдите слово УВЯДАТЬ. Второе значение данного слова переносное.

Выполнение упражнения 349 ( в парах).


Выполняют упражнение, обсуждая выполненное в паре.

Регулятивные:

- совместно планировать необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

- Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VII. Включение в систему знаний и повторение

Самопроверка и обсуждение работ.

Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения задания.

В художественных текстах часто писатели наделяют неживые предметы признаками и свойствами одушевлённых, например, щука говорит, солнышко смеётся… Такой приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Познакомимся поближе с этим явлением, выполнив Упр. 350

и Упр. 351

Выполняют задание.

Личностные:

- оценивать содержание с нравственно-этической позиции.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации

VIII. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

- Какую новую информацию вы получили на уроке?

- Назовите ключевые слова темы.

- Возникали ли трудности во время изучения нового материала, закрепления?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените работу на уроке.

В сотрудничестве с учителем делают вывод.

Личностные:

- понимать, в чём значение знаний для человека.

Познавательные:

- приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные:

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Исправлять и объяснять ошибки.

IX. Домашнее задание.



  1. Выписать 2 четверостишья, в котором встречается олицетворение

ИЛИ

  1. Упр. 348



© 2010-2022