- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»
Конспект урока «Прямое и переносное значение слов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурьянова О.Н. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Прямое и переносное значение слов (5 класс)
Тип урока: урок объяснения нового знания.
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.
Цели как деятельность обучающихся:
Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.
Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, электронное приложение к учебнику Т. А. Ладыженской (издательство «Просвещение»)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты.
Ход урока
Деятельность
обучающихся.
Формирование УУД
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
Воспроизведение
ранее изученного.
Взаимопроверка.
1. Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.
-
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
-
Словарный состав языка называется …(лексика)
-
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
-
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
-
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначным)
-
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
2) Лексико-орфографический диктант:
(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта. (Пассажир)
- Мера длины, равная 1 000 метров. ( Километр)
- Дорога с твердым покрытием . (Шоссе)
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. (Теннис)
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. (Портфель).
Выполняют задание, оценивают работу товарищей.
Коммуникативные:
- Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные:
- Производить анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.
III. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.
Работа с эпиграфом к уроку, ответы на вопросы.
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желании активно преодолевать возникающие противоречия.
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать..»
- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Как вы понимаете его смысл?
Послушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло.
- Почему девочка не поняла маму?
- О какой теплоте идёт речь?
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) - прямое значение слова.
- Скажите, а это важно - понимать другого человека?
(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение)
-Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.
- Какую цель и задачи мы поставим перед собой?
Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока в диалоге с учителем
Познавательные:
-Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные:
- Задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы
Регулятивные:
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Формулировать тему (проблему) урока и его цель.
- Планировать деятельность.
IV. Открытие новых знаний
Знакомство с теоретическим материалом; составление связного рассказа об изученных нормах.
Прослушайте материал, данный на диске.
Заполните таблицу, используя полученные ранее знания и материал параграфа 66 на странице157
Значение слова
Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины.
Познавательные:
- извлекать необходимую информацию из прослушанного, прочитанного.
-Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст в схему, таблицу).
Регулятивные:
- Искать пути решения проблемы.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения задания.
1. Запишите текст под диктовку:
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали деревья и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Объясните орфограммы, в каком значении употреблены глаголы?
2. Знаменитый детский писатель К. И. Чуковский записывал высказывания детей, не знавших о переносном значении слов. Послушайте некоторые из них:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. - Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
Выявляют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Познавательные:
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные:
- Строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применений их на практике.
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
О том, что слово имеет переносное значение, мы можем узнать из толкового словаря. Такое значение слова обозначается пометкой ПЕРЕН.
Откройте учебник на с. 183 и найдите слово УВЯДАТЬ. Второе значение данного слова переносное.
Выполнение упражнения 349 ( в парах).
Выполняют упражнение, обсуждая выполненное в паре.
Регулятивные:
- совместно планировать необходимые действия, операции.
Коммуникативные:
- Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
VII. Включение в систему знаний и повторение
Самопроверка и обсуждение работ.
Организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения задания.
В художественных текстах часто писатели наделяют неживые предметы признаками и свойствами одушевлённых, например, щука говорит, солнышко смеётся… Такой приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Познакомимся поближе с этим явлением, выполнив Упр. 350
и Упр. 351
Выполняют задание.
Личностные:
- оценивать содержание с нравственно-этической позиции.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации
VIII. Рефлексия.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
- Какую новую информацию вы получили на уроке?
- Назовите ключевые слова темы.
- Возникали ли трудности во время изучения нового материала, закрепления?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените работу на уроке.
В сотрудничестве с учителем делают вывод.
Личностные:
- понимать, в чём значение знаний для человека.
Познавательные:
- приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные:
- Соотносить цели и результаты своей деятельности.
- Исправлять и объяснять ошибки.
IX. Домашнее задание.
-
Выписать 2 четверостишья, в котором встречается олицетворение
ИЛИ
-
Упр. 348