Публичное представление собственного педагогического опыта

 «Оценивание успешности обучения младших школьников в условиях реализации учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».  При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль над этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распростран...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Оценивание успешности обучения младших школьников в условиях реализации учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».

При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль над этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.

Вместе с тем нельзя не отметить неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность педагогической оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс, и как действие, и как деятельность, и как совокупность социальных умений, и как функция.

На фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

В настоящее время государство предъявляет школе серьёзный социальный заказ на выпускника, обладающего не только глубокими научными знаниями, но и умеющего эти знания применить на практике, человека деятельного, целеустремлённого, уверенного в себе и успешного. В связи с этим интенсивно изучается вопрос о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Соответственно и обучение в школе должно строиться по-другому.

Программа «Начальная школа XXI века» как раз и позволяет построить процесс обучения по-новому, изменив в нем роль ученика и учителя:

ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки; участвует в контроле и оценке; анализирует (естественно, при участии учителя, особенно на первых порах), каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины и пути исправления;

ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности; его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез; коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи; чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным;

ученик видит необходимость выполнения того или иного требования; мотивы его деятельности становятся для него значимыми.

Учитель выступает в роли координатора: направляет, стимулирует, поддерживает.

Таким образом, обучение по данной программе строится в основном на таких психологических процессах как воображение и мышление, а в ее основу положено развивающее обучение, т.е. такое обучение, которое заставляет ученика преодолевать трудности, с некоторым напряжением добиваться результата.

Вопросы самоконтроля и самооценки в программе «Начальная школа XXI века» разработаны самым тщательным образом.

Правильно оценить себя совсем непросто, особенно младшим школьникам. Некоторые оценивают себя слишком высоко, не могут увидеть недостатков, другие, наоборот, не видят своих достоинств, не уверены в себе.

Поэтому у младшего школьника необходимо формировать способность к самоконтролю и самооценке. Это необходимо для его включения в учебную деятельность. Учить этому нужно постепенно:

- сравнивать свою работу с образцом

(дети сравнивают свою работу с образцом и выставляют себе соответственно «+» или «-»)

На первых этапах обучения важнее не то, что задание выполнено сразу верно, а то, что в нем верно исправлены ошибки.

- оценивать по определенным критериям

(критерии оценки выводятся после коллективного обсуждения, например, «отлично» за выразительное чтение: без ошибок, с нужной интонацией, с определенной громкостью голоса, четко, «не глотая» слова);

- самооценка своей работы (итоговый контроль):

оцени свою работу, нарисуй цветочек (геометрическую фигуру, флажок и т.д.) и закрась его:

красным цветом, если работал быстро, правильно и самостоятельно; (всё получилось отлично);

желтым цветом, если работал правильно, но медленно; (всё получилось хорошо);

зеленым цветом, если работал правильно, но с помощью других; (только часть заданий выполнена так как хотелось);

синим цветом, если работал быстро, но неправильно; (не получилось так как хотелось);

ОПубличное представление собственного педагогического опытацените свою работу:

Быстро, правильно и самостоятельно

Публичное представление собственного педагогического опыта

Правильно, но медленно

Публичное представление собственного педагогического опыта

Правильно, но с помощью других

Публичное представление собственного педагогического опыта

Быстро, но не правильно

Можно предложить детям ответить на вопросы (сделать распаковку урока):

-какова была задача нашего урока?

-достигли ли мы её?

-как мы этого добились?

-что было самым сложным?

-нужно ли было это узнавать?

-пригодиться ли это вам в жизни?

«Наши дети бояться сделать ошибку, высказать ошибочное мнение. Нужно разрешать им говорить неправильно! Более того, использовать это для организации обсуждения в классе, устранения противоречий. Боязнь сделать ошибку, высказать ошибочное мнение - это ещё одна болевая точка нашего обучения», по мнению авторов программы «Начальная школа XXI века».

Контроль, оценка и самооценка являются важнейшими показателями развития.

Хочется обратить особое внимание на вопрос преемственности между начальной ступенью обучения и средним звеном.

Учителя средней школы часто рассматривают начальную ступень обучения либо как что-то несерьезное, где детей не учат, а только играют с ними и позволяют им делать все что угодно, либо как тренировочный лагерь, в котором инструкторы (учителя) должны научить своих подопечных тем приемам, которые необходимы учителям среднего звена.

Нужно помнить, что начальная школа - это основная, самая, наверное, главная ступень школьного образования, на которой ученики учатся главному - учиться. И если это умение учиться у них не сформировано, не привита потребность добывать знания, не развит познавательный интерес к получению знаний, можно смело сказать, что средняя школа уже практически ничего сделать не сможет.

Ученик, обучавшийся в начальной школе, должен безболезненно адаптироваться к обучению в среднем звене по любым предложенным ему программам и учебникам. Задача начальной школы - не в том, чтобы дать минимальный набор знаний, а в том, чтобы приучить ребенка учиться, научить его делать это правильно, грамотно, с интересом.

Концепция всей программы «Начальная школа XXI века» направлена на то, чтобы через удовольствие, удивление, успех, увлеченность научить ребенка учиться, обеспечить обучение на высоко-интеллектуальном уровне, достичь целостного гармоничного развития личности каждого ребенка и обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку в том объеме, который посилен учащемуся.

Если дети с желанием спешат в школу, работают с увлечением и удовольствием, сотрудничают, поддерживают друг друга, умеют свободно высказать свое мнение и внимательно выслушать мнение другого, способны оценить и порадоваться своим успехам и успехам одноклассников, значит, учительский труд можно считать успешным, он не пропадает зря, а способствует гармоничному развитию детей, укреплению их уверенности в себе и в своих знаниях.

Представлю основные результаты моего исследования.

Успешность обучения понимается как высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Успешность обучения можно трактовать как полное или превосходное ожидание достижения его целей, которое обеспечивает развитие ученика для перехода его на более высокие уровни обученности и саморазвитие как внутренне обусловленное изменение личностных качеств.

Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами.

Объективная успешность предполагает внешнюю оценку результатов учебной деятельности ребенка со стороны учителя, родителей, других лиц и выражается обычно в виде поощрения или порицания в адрес ребенка.

Оценивание успешности - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки успешности обучения используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

В соответствии с ФГОС НОО успешность обучения младших школьников предполагает комплексный подход оценки результатов учебных достижений: личностных, метапредметных и предметных.

Анализ учебно-методической документации УМК «Начальная школа XXI века» позволил выявить особенности оценивания учебных достижений по данному комплекту.

Эти особенности состоят в следующем: В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Это побудило авторов, используя все достижения методики предметного обучения, особое внимание при изучении конкретного предмета обратить на:

  • приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста;

  • целесообразное включение игровых методов обучения, которая остается важнейшим методом обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1 к 4 классам;

  • такую организация учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в-третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).

Особенностью комплекта являются задачи реализации права ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.).

Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.

Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем - увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше. Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами.

Представлю динамику уровня успешности обучения младших школьников с 1-ого по 4-ый класс (где я являюсь учителем начальных классов), обучающихся по УМК «Начальная школа XXI века». Базой для исследования выступило МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30».

В результате работы с учащимися по данному комплекту в течение 4-ех лет обучения успешность обучения оценивалась по следующим показателям:

- академическая успеваемость;

- уровень сформированности самооценки;

- уровень тревожности учащихся;

- уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

В дипломной работе представлены результаты итогового оценивания успешности обучения учащихся по классам.

Проанализировав результаты проведенных диагностических исследований, анкетирования, можно сделать вывод, что в процессе обучения по УМК «Начальная школа XXI века» меняется роль ученика. Ученик становится равноправным участником обучения и процесса воспитания, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи и промахи. Он участвует в контроле и оценке. Он сам анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет свое незнание, ищет причины этого и пути исправления.

Участие ученика в обучении и воспитании заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи. Чувство свободы выбора делает обучение и воспитание сознательно продуктивным и более результативным. Уровень положительного отношения учащихся к школе представлен в диаграмме.

Публичное представление собственного педагогического опыта

Говоря о роли ученика на уроке и во внеурочное время, необходимо сказать, что потребность современного младшего школьника - уважение. Любой ученик начальной школы высказывает претензии на отношение к нему как к взрослому человеку, на признание его суверенитета. Если данная потребность не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения на основе понимания.

МПубличное представление собственного педагогического опытаониторинг удовлетворенности детей процессом обучения приведен в диаграмме.

Совместная деятельность приводит к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, обеспечивает его ответственность за благополучие сверстников. Общение в урочной и внеурочной деятельности ведет к столкновению точек зрения детей на способ разрешения проблемы. Возникающий при этом конфликт ведет к интеллектуальному и нравственному развитию личности младшего школьника.

При работе по УМК «Начальная школа XXI века» уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Педагогическая диагностика успешности обучения, проводимая в начале, середине и в конце учебного года, дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителей - нуждается ли класс в подробном повторении материала или можно быстро двигаться дальше и т.д.

Анализ успешности формирования УУД представлен в диаграмме.

Публичное представление собственного педагогического опыта















Аналитическая деятельность учителя, постоянное отслеживание результатов обучения, позволяет увидеть прогресс каждого ребенка.

На уроках осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются их интересы, склонности, темп работы. Отсюда итог - дети, которые в первом классе были не уверены в себе, боялись отвечать, в четвертом классе работают активно, не бояться допустить ошибки, так как предоставляется возможность исправлять ошибки самим.

Проведенные исследования и эксперименты позволяют сделать выводы о том, что обучение по УМК «Начальная школа XXI века» имеет множество положительных результатов:

  1. Поддерживается интерес к предметам.

  2. Дети больше задают вопросов, не боясь высказывать собственные мысли.

  3. Повышается их познавательная активность.

  4. Ребята проявляют больше самостоятельности при выполнении работ.

  5. Понижается тревожность учащихся.

  6. Воспитывается внутренняя свобода личности.

В результате проведенных мной исследований успешности обучения младших школьников в условиях реализации УМК «Начальная школа XXI века» и опыта работы по данному УМК можно выделить следующие этапы и уровни оценивания успешности обучения:

1 этап. «Безотметочный» уровень («дерево достижений», «смайлики», значки и символы для самооценки).

«Отметочный» уровень:

- различение оценки и отметки (учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной);

- вводится алгоритм самооценки (ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д. ;

2этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки:

- оценивание каждой учебной задачи отдельно;

- «таблица результатов»;

- вводятся шкалы (мы используем пятибалльную систему оценивания, т.к.

- уровень успешности (учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). Для текущего оценивания учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания;

- «Портфель достижений ученика».

3этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

- право отказа от отметки и право пересдачи - новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор - получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет.

Все это снижает уровень тревожности учащихся. Отношение детей к учителю более открытое, доверительное. Ученики не боятся учителя, не боятся отвечать, т.к. могут исправить свои неудачи.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Четвертная ОЦЕНКА

  • выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти;

  • главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;

Пример четвертной оценки-характеристики:

«За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми - какими именно). Из них на необходимом уровнечастично__, полностью___, на программном уровнечастично -____, полностью____, на максимальном уровне_____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».

Таким образом, оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

© 2010-2022