Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа ЧеховаЧеловек в футляре

Рассказ Антона Павловича Чехова "Человек в футляре"для сегодняшнего времени имеет огромное значение, так как и сейчас очень много людей, которые уходят в "свою скорлупу",которых раздражает современная действительность, которые боятся жизни. Необходимо чётко показать на примере данного рассказа,что значит для человека страх перед действительностью, что может произойти с такими людьми,которые заключают свою жизь в своеобразный футляр.Беликовы угнетают окружающих своей осторожностью и мнительностью...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»

«Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, радостнее» (К. Чуковский «О Чехове»).



  1. Какова проблема данного рассказа? (проблема опасности обывательщины и житейской пошлости).



  1. Композиция рассказа - рассказ в рассказе:

- Пролог (рассказ Буркина ветврачу про учителя греческого языка Беликова).

-Экспозиция (знакомство с внешним обликом Беликова, знакомство с образом жизни героя).

- Кульминация (желание Беликова пожениться на Вареньке, конфликт Беликова с Коваленко).

- Развязка (Смерть Беликова ).

- Эпилог («А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр…»).

3. Роль художественной детали в рассказе:

- Чтобы показать, что жизнь Беликова - сплошной футляр и сплошное ограничение, чтобы передать психологическое состояние героя, автор использует приём художественной детали (Беликов «носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»)

- «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в тёплом пальто на вате».

-«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр».

- «Всякого рода отклонения, нарушения, отступления от правил приводили его в уныние». «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

- «Своими вздохами, нытьём, своими тёмными очками на бледном маленьком лице…он давил на нас всех…»

- Зонтик, калоши, пальто на вате, фуфайка, халат, ставни, задвижки -бытовые детали - вещественные футляры. От вещественных футляров А. П.

переходит к духовным. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству Беликов переносил на весь окружающий мир. Он давил на людей, постоянно всего опасался, как бы чего не вышло.

- «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…»

- Пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и красота вызываемых ею чувств и мыслей -«Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стога- ми, уснувшими ивами, то на душе становится тихо…»

- Пошлость понижает ценность жизни человека - такова позиция автора рассказа, пошлость - главный враг достойной жизни.

Вопросы к рассказу

  1. Каким показан рассказчик Буркин?

2 .Кто такой Беликов?

3.Каким рисует его А. П. Чехов?

4.Что в портрете Беликова кажется необычным?

5.В чём заключаются особенности речи учителя гимназии Беликова?

6.С кем сравнивает Беликова рассказчик Буркин?

7.С какой целью Чехов вводит в рассказ образ Коваленко?

8. Для чего Чехов говорит о Мавре, которая никуда не выходила?

9.Почему Беликов умер?

10.Что такое « беликовщина»?

11. О чём заставляет задуматься рассказ Чехова?


© 2010-2022