- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа ЧеховаЧеловек в футляре
Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа ЧеховаЧеловек в футляре
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Репина Е.К. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
«Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, радостнее» (К. Чуковский «О Чехове»).
-
Какова проблема данного рассказа? (проблема опасности обывательщины и житейской пошлости).
-
Композиция рассказа - рассказ в рассказе:
- Пролог (рассказ Буркина ветврачу про учителя греческого языка Беликова).
-Экспозиция (знакомство с внешним обликом Беликова, знакомство с образом жизни героя).
- Кульминация (желание Беликова пожениться на Вареньке, конфликт Беликова с Коваленко).
- Развязка (Смерть Беликова ).
- Эпилог («А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр…»).
3. Роль художественной детали в рассказе:
- Чтобы показать, что жизнь Беликова - сплошной футляр и сплошное ограничение, чтобы передать психологическое состояние героя, автор использует приём художественной детали (Беликов «носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»)
- «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в тёплом пальто на вате».
-«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр».
- «Всякого рода отклонения, нарушения, отступления от правил приводили его в уныние». «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»
- «Своими вздохами, нытьём, своими тёмными очками на бледном маленьком лице…он давил на нас всех…»
- Зонтик, калоши, пальто на вате, фуфайка, халат, ставни, задвижки -бытовые детали - вещественные футляры. От вещественных футляров А. П.
переходит к духовным. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству Беликов переносил на весь окружающий мир. Он давил на людей, постоянно всего опасался, как бы чего не вышло.
- «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…»
- Пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и красота вызываемых ею чувств и мыслей -«Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стога- ми, уснувшими ивами, то на душе становится тихо…»
- Пошлость понижает ценность жизни человека - такова позиция автора рассказа, пошлость - главный враг достойной жизни.
Вопросы к рассказу
-
Каким показан рассказчик Буркин?
2 .Кто такой Беликов?
3.Каким рисует его А. П. Чехов?
4.Что в портрете Беликова кажется необычным?
5.В чём заключаются особенности речи учителя гимназии Беликова?
6.С кем сравнивает Беликова рассказчик Буркин?
7.С какой целью Чехов вводит в рассказ образ Коваленко?
8. Для чего Чехов говорит о Мавре, которая никуда не выходила?
9.Почему Беликов умер?
10.Что такое « беликовщина»?
11. О чём заставляет задуматься рассказ Чехова?