- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»
Урок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рубан Т.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
МО Староминский район, Краснодарский край
УРОК №1
Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма
глагола» (10 класс)
Материал подготовила:
учитель русского языка и литературы
Рубан Татьяна Ивановна
« Они служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу»
М.В. Ломоносов
Цель урока:
-
систематизация и обобщение знаний о причастии;
-
совершенствование умения находить причастие, определять грамматические
-
признаки;
-
находить и правильно писать орфограммы в причастии;
-
определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот;
-
отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.
Развивающая:
формирование логических и мыслительных навыков-умение анализировать, рассуждать устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная:
совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.
Оборудование урока: таблицы ,презентации, интерактивная доска
ХОД УРОКА
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В. Даль.
I.Организационный момент.
1) Одни из самых интересных и необычных персонажей древнегреческой мифологии - это кентавры (сказочные существа с головой и руками человека и нижней частью туловища, как у коня). Это, разумеется, фантастика, но в реальной жизни люди давным-давно научились соединять несоединимые, на первый взгляд, предметы и вещества в единое целое - и в результате получать совершенно новый предмет или вещество, с такими свойствами, каких ещё не было.
Многие новые существа и растения возникли в результате скрещивания различных пород и называются гибридами. Именно так появились очень вкусная рыба бестер (гибрид белуги и стерляди - видите, и название у нее тоже гибридное) и субтропическое растение грейпфрут, которое совмещает в себе свойства апельсина и лимона.
Есть свои кентавры и грейпфруты и в языке. Один из самых ярких примеров - причастие. Правда, образовался этот лингвистический гибрид без вмешательства человека - в результате постепенного развития языка. Но от этого причастие не становится менее интересным. Наоборот! Такое разнообразие и богатство признаков (а значит, и выражаемых значений) найдёшь далеко не у каждой самостоятельной части речи.
2)Слово учителя.
Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…
Я готов в путь…
И вот в моей тетради появляется запись…«Шестое марта. Классная работа. Тема урока «Причастие как форма глагола».
II. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы подведём итоги тому, что узнали ещё в 7 классе, что повторили в 10 классе.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды».
(Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).
Ученица: Чудесные гибриды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.
Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного - размышлял как-то учёный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
3)Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их.
(Причастие, причастность, причастный»)
4)Работа со словарём:
Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его.
«ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Учитель: Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (т. е. причастная к глаголу и прилагательному)
III. Признаки глагола и прилагательного у причастия
(составление алгоритма)
Причастие
Признаки глагола
Признаки прилагательного
-
Признак по действию.
-
Вид (сов.и несов.)
-
Время (наст.ипрош.)
-
Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
-
Род.
-
Число.
-
Падеж.
-
Синтаксическая роль.
5) Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
6)Работа с учебником. Открой § 50.стр.182 Назови эти признаки и допиши.
Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 50 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.
-
4. Возвратность
5. Переходность.
6. Краткая или полная форма.
7). Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
IV. Презентация «Образование причастий»
Время
Действительные
Страдательные
Настоящее
-ущ-(-ющ-) от гл.1 спр.
-ащ-(-ящ-) от гл.2 спр.
-ем-(-ом-) от гл.1 спр.
-им- от гл.2 спр.
Прошедшее
-вш-,-ш-
-енн-,-ённ-,-нн-,-н-,-т-.
V.Практическая работа у доски и в тетрадях Упр. №286
Услыш...нный-
Услышать - сов.вид.прош.вр
Увид...нный-
Увидеть - сов.вид,прош.вр.
Битый-
Бить - несов.вид,прош.вр.
Расколотый-
Леле...вший-
Вид...мый-
Завис...щий-
Стел...щийся-
Организу...мый-
выращ...нный-
увлеч...нный-
влекомый-
расколоть
лелеять
видеть
зависеть
стелиться
организовать
вырастить
увлечь
влечь
VI. Подготовка к ЕГЭ
А 11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
-
5
-
2
-
6
-
4
(1)Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
(2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог закончиться и абордажем.
(4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном.
(5)Однако промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.
(6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
В2. Из предложений 7-8 выпишите страдательное причастие.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.
(8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
VII.Презентация «НЕ с причастиями»
8).Работа по вариантам у доски (2 учащихся)
Ненавидящий взгляд ,незамеченная оплошность, план не продуман, не скошенная на лугу трава, незакрытое окно, негодующий отец, пример не приведён, не уважающий никого ученик, не обдуманный, а опрометчивый поступок.
VIII. Причастный оборот. Обособление на письме причастного оборота
Причастие с зависимым словом (или с зависимыми словами) называется причастным оборотом.
Например: Тронутые заморозком листья пожелтели (тронутые заморозком - причастный оборот).
Обособление на письме причастного оборота
Причастный оборот обособляется на письме запятыми:
если стоит после определяемого слова
Тополи (какие?),| покрытые росой |, наполняли воздух свежим ароматом.
в любом случае, если определяемое слово выражено личным местоимением
Вечером, | окончательно расстроенная |, ОНА всё же принялась за уборку квартиры.
ЕМУ, | пришедшему вечером в гости |, были оказаны все знаки внимания.
если причастный оборот имеет значение причины (или любое другое обстоятельственное значение), т.е. вопрос к причастному обороту можно задать не только от определяемого слова (какой?), но и от сказуемого (почему?)
| Оглушённый тяжким взрывом |, Тёркин никнет головой (почему?)
(Тёркин (какой?) оглушённый тяжким взрывом)
(никнет головой (почему?), оглушённый тяжким взрывом)
Причастный оборот не обособляется, если не выполняется ни одно из трёх этих условий.
|Привязанные к дубкам| кони нетерпеливо ожидали седоков.
IX. Подготовка к ЕГЭ. Задание А6.
Замена придаточного предложения причастным оборотом
Замена возможна
1. Союзное слово который в именительном падеже:
Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. -
Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.
2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:
Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают.
Многие животные, истребляемые человеком.человек, постепенно вымирают.
3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:
Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. - Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.
Замена невозможна
1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):
Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:
Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:
Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.
4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:
Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
X. Тренировочные упражнения
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
А21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
-
1, 2, 3
-
1, 2
-
3, 4
-
1, 2, 3, 4
Итог урока:
1.Комментарий оценок за работу на уроке
2.Рефлексия (запись в тетради выбранного крылатого выражения и самооценка)
Д/з П.52. Правописание -н- и-нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Упр.№289(устно) Упр .№297 (письменно)