Деепричастие как особая форма глагола. 7 класс

Тема урока:  Деепричастие как особая форма глагола.                                                   Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия. Цель урока: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки  учащихся; расширить речевую компетентность учеников.    Ход урока: I. Организационный момент II. Анализ выполненных контрольных работ по теме «Причастие», выставление оценок. II.        Изуч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 30

Дата: 18.11.13. Классы: 7 В - 3 урок, 7 Г - 6 урок

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Анализ выполненных контрольных работ по теме «Причастие», выставление оценок.

II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

- Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении - однородными сказуемыми - осыпались и роняли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя - несовершенный вид.)


Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

- Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

- Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

- Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 82- 83).

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 178: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.

- Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2. Упражнение 179: самостоятельно.


Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно

в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность! «Не с деепричастиями» стр.84

«Родословное дерево Деепричастия» Лингвистический текст. Упр.183

IV. Рефлексия.

Итоги урока.

Домашнее задание

1. §22.

2. Упражнение 181, стр.84.

Деепричастие как особая форма глагола. 7 класс

© 2010-2022