Доклад

Русский язык и литература в качестве учебных предметов вступают в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. В работе подробно рассматриваются различные приемы, помогающие учителю решить данную проблему. Приводится подробное описание заданий для учащихся, видов групповой и дифференцированной работы на уроках русского языка и литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

Доклад по теме:

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 1 р.п.Дергачи» Исказиевой Ж.Н.








Проблема межпредметных связей была одной из ведущих в 60-70-е гг. Она является актуальной и сейчас в связи с введением ФГОС.

Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Русский язык связан со многими учебными дисциплинами, прежде всего гуманитарного направления.

Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка - развитие устной и письменной речи школьников .
В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.

Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Связь русского языка с литературой осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв . Письменные работы: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение - миниатюра. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. К 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе

Часто на уроках литературы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но нет необходимости сводить урок литературы к грамматическому разбору текста, потому что тогда исчезнет эмоциональный настрой школьников, чувство сопричастности.

Какие приемы я использую? Прежде всего, на уроках русского языка проводится лингвистический анализ текста. Каждая группа получает карточку с текстом. К каждому тексту предлагается 10 заданий для лингвистического анализа. Использую тексты изученных произведений.

Например, из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова :

1.Уж солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2.Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей , чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору , и во все горло распевал песни . 3.Славное место эта долина! 4. Со всех сторон горы непреступные , красноватые скалы , обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар , желтые обрывы , исчерченные промоинами , а там высоко-высоко золотая бахрома снегов , а внизу Арагва , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из черного , полного мглою ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своею чешуею.

Задание.

1. Определите стиль и тип речи.

2.Найдите СПП , определите их вид.

3.Найдите средства выразительности.

4.Выпишите грамматические основы предложения 1.

5.Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

6.Выпишите словосочетания ( по одному) со связью управление , согласование и примыкание.

7.Укажите обособленные определения.

8.Укажите обособленное обстоятельство.

9.Найдите приложение.

10.Объясните написание НЕ с наречием.

Также использую тексты притч на уроках русского языка. Например: Спишите, определите в сильных или в слабых позициях находятся звуки, обозначенные на письме выделенными буквами. Обозначьте, какие звуки произносятся на месте подчёркнутых букв. Выпишите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.

  1. Не губи здоровье своё ради достижения богатства. 2. Если ты мудр, ты будешь терпелив. 3.Огонь остывает, когда нет дров, так и ссоры прекращаются, когда нет сплетен.

№2. Смысловая сторона слова.

Спишите. А) в каком значении( прямом или переносном) употреблено слово хлеб в предложениях 1 и 2? Вспомните и запишите несколько фразеологизмов со словом хлеб, объясните устно их значение. Составьте и запишите 2 - 3 предложения, употребив в них фразеологизмы со словом хлеб. Б) найдите фразеологизм в предложении3 и объясните его значение.

  1. Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся. 2. Ленивый слишком ленив, чтобы сеять. Вот почему когда во время жатвы он ищет хлеб, то не находит ничего. 3. Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.

Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы - жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, проводится следующая работа: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей.

К примеру, изучая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , необходимо провести не только работу над текстом, но также изучить историческое прошлое страны (быт, нравы, социальную и политическую ситуацию в стране) . Анализируется образ Пугачева с исторической точки зрения, как предводителя восстания, а также ученики рассматривают образ Пугачева - главного героя в повести А.С.Пушкина. Считаю уместным напомнить учащимся о том, каково отношение народа к Пугачеву в исторических песнях.

Иногда получается, что учитель литературы дает ученикам совершенно новый исторический материал. Так, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается на уроках литературы в 8 классе, а знакомство с историческими событиями того времени (Емельян Пугачев, Пугачевский бунт, правление Екатерины II) изучается в курсе истории значительно позже.

Кстати, одним из вопросов , который ставит автор в данном произведении, является вопрос: чем опасен русский бунт. Почему для характеристики народных волнений под предводительством Пугачёва Пушкин употребляет именно это слово? Как автор выражает своё отношение к русскому бунту? Связь литературы , истории, обществознания очевидна. Тем более учащиеся приобретают опыт написания эссе.

Урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала - в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.

Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?

Дайте оценку закону, который позволял за побег избивать до смерти солдата. Правильно ли это? А как нужно поступать с дезертирами?

Вспоминаем реакционное правление Николая 1, вступившего на престол после восстания декабристов. В армии царили произвол и жестокость, распространены телесные наказания шпицрутенами.

Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее?

Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?

Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?

Размышляя над прочитанным и выполняя задание, ребята учатся позиционировать себя в окружающем мире, отстаивать свою жизненную позицию, что является непременным условием для формирования ключевых компетенций.

На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А..Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.

Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова мы не можем изучать без сопоставления с биографическими сведениями о поэтах. В частности, изучая лирику А.С.Пушкина, мы не можем не изучить вопрос о восстании декабристов, являвшихся друзьями А.С.Пушкина и оказавшими влияние на молодого поэта.

В курсе литературы 9 класса ученики знакомятся с основными направлениями и стилями искусства 18-19 века. При изучении творчества М.В.Ломоносова мы обязательно посвятим урок характеристике классицизма не только в литературе, но и в архитектуре, музыке, живописи.

Картина Никола Пуссена «Танец под музыку времени» (1636).Также можно построить урок, посвященный романтизму. Связь литературы и МХК .

Притча - один из самых древних жанров в мировой литературе.

Русское слово» притча», по объяснению В.И.Даля, - от притекать, притечь, приточиться. Притча как небольшое повествование имеет свои особенности : она содержит два плана. Видимый - сюжетное повествование о чём-либо и второй план - невидимый, глубинный. Это поучение, наставление, то, ради чего и создаётся притча. Следовательно, притча и откровенна, и сокровенна. Именно поэтому в словаре Даля притча толкуется как поучение в примере.

Особенно интересно школьникам находить потаённые смыслы в притчах, где за конкретным, понятным всем словом скрывается философское значение. В обычном, житейском случае скрывается урок для всех людей.

Притча о сеятеле - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся у трех евангелистов. В ней рассказывается о семенах, брошенных в различные условия для всходов. Одни из семян погибли, а иные дали плод:


И. П. Курилас. Христос Сеятель

Доклад

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Прочитав притчу о сеятеле, вначале удивлялись: каждый знает, где хорошо растут растения, а где гибнут. Зачем ещё рассказывать? О чём раздумывать? Предлагаю, как в формуле, - подставить значения. Семя - это слово. Почва - душа человека. И сразу иначе понимаешь рассказ. Одни слушают слово, да не слышат его, другие и понимают, да не принимают. Тут и о себе самом можно поговорить - почему иногда слушаем и не слышим наставления родителей, учителей? Как сделать почву-душу плодородней?

Притчу о блудном сыне некоторые уже поняли почти сразу: Христос рассказал не о какой-то конкретной и далёкой от нас семье, а о каждом из нас, обо всех на свете. Выводы заключаем поговоркой: не страшно упасть, страшно не подняться! Часто теперь мои ученики повторяют эти слова, думаю, многих в жизни направят они на правильный путь в трудных ситуациях. Да и живёт этот сюжет в литературе - каждый писатель к своему времени примеряет.

В пушкинской повести «Станционный смотритель» картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, всю жизнь смотрят на них станционный смотритель и его дочь Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого, что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

Жизнь их словно зеркальное, перевёрнутое отражение этого сюжета. отец сам отправляет дочь из родительского дома. Правда, происходит это случайно, невольно, он-то не думал, что расстаётся с ней навсегда. Он и сам не понимал, как мог позволить Дуне уехать с гусаром?...Прошли годы, смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца приехала Дуня домой.

Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом просить прощения у отца, а богатая барыня, и не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Не радостной встречей с отцом заканчивается рассказ, а невозможностью встречи, примирения, покаяния. Не в отчем доме завершилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого не видел рассказчик в своей жизни. И хотя ждут Дуню в карете сыновья - юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, но о начале новой истории блудного сына.

Предлагаю переписать финал, подумать - в какой момент произошла роковая ошибка? Многие ответили, что нужно быть откровеннее с родителями: если бы отец знал об ухаживаниях гусара, он ни за что не отпустил бы дочь. Что хотел сказать нам автор? Возможно, повесть Пушкина - это предостережение людям, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта.

Обязательно рассматриваем картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Учащиеся отвечают на вопросы:

Как вы думаете, что чувствовал отец, когда увидел своего как бы ожившего сына?


Какие слова отца могли бы стать названием этой картины еще?


Какое чувство мог испытать отец при виде вдруг ожившего сына?


Что заставило отца именно так встретить своего младшего сына?


Часто ли вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят ваших родителей ?

Разговор о связи религиозных культур: христианства и ислама. Почитание своих родителей является одним из постулатов религиозного, нравственного сознания. В священных книгах Библии неоднократно говорится о почитании родителей. Притча «Корзинку-то возьми»

Таким образом, русский язык и литература в качестве учебных предметов вступают в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами.

Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.







© 2010-2022