Нестандартный урок-игра по теме Морфемика (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л И Н Г В И С Т И Ч Е С К И Й К В Н.

( НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- ИГРА ПО ТЕМЕ «М О Р Ф Е М И К А»

В 5 К Л А С С Е )

ЦЕЛИ.

  1. Обобщить и систематизировать изученный материал по теме « Морфемика».

  2. Способствовать развитию связной речи у учащихся.

  3. Формировать навык грамотного письма.

  4. Воспитывать интерес к русскому языку .

  5. Развивать творческие способности школьников на примере языкового материала.

Слова , дружище, -это как листья на дереве,

И чтобы понять, почему лист таков, а не иной,

Нужно знать, как растёт дерево - нужно учиться.

М. Горький.

ХОД УРОКА .

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Слово учителя.

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Горького, а Тихонов,

Автор словообразовательного словаря , словно продолжая смысл сказанного классиком,

Добавил: «Чтобы правильно понимать смысл слов и употреблять их в речи, надо уметь разбираться , из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит».

Всё на свете состоит из чего-то : атомы из молекул, вещества из атомов, облака из водных капель, леса из деревьев, человек из анатомических органов, лингвистика из разделов.

  1. Блиц-опрос для выявления готовности учащихся к игре ( по вопросу каждому участнику).

-Какие разделы языкознания вы знаете?

-Какой раздел лингвистики мы изучили ?

-Как называется основная единица морфемики?

-Из каких морфем могут состоять слова?

-Какая из морфем является главной? Почему?

-В какой морфеме заключено грамматическое значение слова?

-При помощи каких морфем образуются новые слова?

-Как называются слова с одинаковым корне

-Какая морфема образует форму слова?

Приглядимся к анатомии слов и убедимся, что они сделаны из своего строительного материала, из морфем. Ведь подобно человеку, слово - живое существо, имеющее характер и душу, оно может радоваться и грустить, менять своё настроение и облик, значит, у него есть сердце- КОРЕНЬ, от которого зависит жизнь слова, и чем употребительнее оно , тем жизнеспособнее, сильнее. Но определить корень, порой, нелегко : необходимо выполнить ряд правил, чтобы до него добраться, как в кукле-матрёшке: самую маленькую невозможно вынуть, пока постепенно, одну за другой, не откроешь крупные.

Возьмём, например, слово ШЛА. Корень в нём без приставки и суффикса неясен, но в содружестве с ними легко понятен .Нужна только голова, которая поможет сердцу выразить значение слова, и ею является ПРИСТАВКА : пришла, ушла, зашла, нашла и т.д.

СУФФИКС - это руки-волшебники, которые могут всё: из здания и даже города превратиться в людей, из маленького вмиг стать большим

Школа - школьник, Калач -калачеевцы, дом - домище.

А ОКОНЧАНИЕ? Это - одежда : как ни одевайся, а означать будешь одно и то же. Но зато оно спасает от одиночества : был товарищ, а окончание добавишь - и с товарищем веселее станет жизнь.

Так и в слове : морфемы работают вместе, каждая вносит часть смысла, и получаются общими усилиями слова, из которых складывается язык- наше национальное достояние и гордость. И если у греков и римлян словообразовательная сила заключена в приставках, у англичан - в переходе одной части речи в другую, у немцев - в сложении слов, то мощь и гибкость русского языка достаётся путём создания слов с помощью суффиксов и приставок. Именно богатство словообразования даёт нашему языку превосходство над другими европейскими языками.

Итак, мы начинаем КВН. Для чего? Для кого? Чтоб не осталось в стороне никого, ничего.

Пусть не решить нам всех проблем, не решить всех проблем , пусть будет радостно сейчас

И тепло будет всем.

1 К О Н К У Р С - П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е К О М А Н Д.

( Первым начинает тот, у кого больше жетонов за блиц-опрос)

Команда девочек - П Р И С Т А В Ч А Т А: слово образовано по сходству со словом ДЕВЧАТА.

Девиз:

Перед корнем есть приставка. Очень нужная она : ведь при помощи приставок образуются слова.

Команда мальчиков- С У Ф Ф И К С Я Т А : слово образовано по сходству со словом РЕБЯТА.

Девиз:

Суффикс - морфема значимая , для образования новых слов предназначенная.

Место его - после корня стоять , и язык наш русский словами пополнять.

2 К О Н К У Р С - Р А З М И Н К А .

  1. Комментированный лингвистический словарный диктант терминов .

-Раздел языкознания, изучающий морфемы,…

-Главная значимая часть слова …

-Морфемы, образующие новые слова,..

-Морфема, при помощи которой образуется форма слова,…

-Как называются слова с одинаковым корнем?

-Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания,…

-Основная языковая единица синтаксиса -….

-Правильное написание слов называется ….

-Раздел лингвистики, в составе которой родственная морфеме часть слова.

2. Назвать орфограммы, изученные в 5 классе, в предложении, являющимся эпиграфом урока.

3.Графически обозначить орфограммы , найти слова с суффиксами (для ПРИСТАВЧАТ) и приставками (для СУФФИКСЯТ) и произвести в них морфемный разбор.

4. Назвать слова, состоящие из различных морфем по своему строению.

5. Отгадать загадку и дать лексическую характеристику отгадки.

Я у дуба, и у зуба, я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту и не вверх, а вниз расту.

  1. Корень слова - главная , значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства - однокоренные отыщи слова из фразы К .Паустовского:

РОДНИК РОЖДАЕТ РЕКУ, А ОНА ТЕЧЁТ ЧЕРЕЗ ВСЮ РОДИНУ, КОРМИТ НАРОД. И ВСЕ ЭТИ СЛОВА КАК БЫ РОДНЯ МЕЖДУ СОБОЙ.

Л И Н Г В О Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А. ( Под трель соловья с закрытыми глазами нарисовать носиком все морфемы и номера изученных орфограмм)

3 КОНКУРС КАПИТАНОВ.

  1. Капитан СУФФИКСЯТ для соперников приготовил сказку «Актёр - ер».

Жил-был суффикс -ЕР. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного ДИРИЖЁРА. И актёр из Ера был превосходный. В помощи ГРИМЁРА он не нуждался, так как сам был искусным мастером. Иногда Еру приходилось быть ДУБЛЁРОМ. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего СУФЛЁРА. Был он и ловким ЖОНГЛЁРОМ, поэтому его часто приглашали в цирк. Ему подчинялись мячи, тарелки, обручи, гири. А уже когда он вставал на место БИЛЕТЁРА, то пропускал в театр без билетов всех детей. Вот какой ФАНТАЗЁР был этот суффикс ЕР.

Задание соперникам : написать все профессии героя сказки и добавить слова с таким же суффиксом. Назовите ещё суффиксы, обозначающие профессии (ЧИК, ЩИК, ТЕЛЬ).



  1. ПРИСТАВЧАТА со сказкой «ДРУЗЬЯ КОРНЕЙ»

Долгое время корни и суффиксы жили одни. Однажды к ним совершенно случайно попали приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что случилось.

Приставкам корни понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были добрыми , они разрешили гостям остаться, и не просто остаться, а ещё и построили им домики перед своими в знак уважения к женскому роду, ведь слово приставка ж.р.

Вместе с корнями и суффиксами стали работать приставки в слове по образованию важных слов, например : МОРСКОЙ -ПРИМОРСКИЙ -ЗАМОРСКИЙ.

Вместе работать всегда интереснее и веселее. Не верите? Попробуйте от слова ШЁЛ при помощи приставок образовать однокоренные слова , выделив их «домики», и отыскать «чужака» в словах : ПОДОКОННИК, ПОДСНЕЖНИК, ПОДСТАКАННИК, ПОДОРОЖНИК

СУДИТЬ,СУД, ПРИСУДИТЬ, СОСУД.

4 КОНКУРС. Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е.

Приставчата приготовили стихотворение Е.Измайлова « Как растут слова» и плакат к нему.

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым - был он только словом.

Это слово - слово -корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло - стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном!

Суффиксята с песней «Улыбка» (муз. В. Шаинского из м!ф « Крошка Енот»).

От приставки станет смысл точней.

Без приставки любой корень- сиротинка.

ПО приставь к простому слову БЕГ и увидишь сразу разницу в картинках:

Прибежать и убежать, забежать, перебежать, отбежать, вбежать, сбежать..

Ну, сколько можно? А за корнем суффикс есть, не один, их всех не счесть..

Не пугайся, всё не так уж безнадёжно.

И пускай меняются они, и кичатся своей значимостью в слове,

В корень зри, он главный и один остаётся неизменным в этой своре.

Корень все слова роднит : родина, народ, родник,

род, родня, родименький, урод бездарный…

Родственников надо знать, звать, искать и выбирать, тех особенно,

В которых слог ударный.

Если слово будем мы склонять, и спрягать, и род менять , менять и числа,

Окончанье можно увидать - штука нужная для связи слов смыслу.

Вот теперь, наверняка, услыхав издалека фразу: «мол, моя твоя не понимает»-

Будешь знать : кто говорил, части слова не учил,

Но , в сравненье с ним ,мы много морфем знаем.

Но, чтоб точно утверждать, слово надо разобрать, например, простое слово «улетаем».



  1. П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.

  1. Слово жюри.

  2. Слово учителя : Сегодня на уроке вы убедились, как одно слово , как в сказке, может превращаться в другое, стоит только подставить к нему приставку или суффикс.

При помощи морфем можно составлять шарады - загадки, разгадать которые можно лишь по частям слова. Например, отгадав мою шараду, вы узнаете, о чём пойдёт речь дальше.

Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Весь же в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)

« С русским языком можно творить чудеса», - утверждал К .Г. Паустовский. Постарайтесь дома

Сотворить чудо по теме «Морфемика» : составить шараду, сказку, сочинение, кроссворд ,стих,

Рисунок или проект. Желаю успеха!

© 2010-2022