ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС - ДИСПУТ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Милосердие. .. Можно ли «науке доброты по книжкам научиться в школе?» 9 кл

    Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа cуглубленным изучением отдельных предметов № 52 » г.Курска                 ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ                       ЧАС - ДИСПУТ        НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ           «Милосердие... Можно ли «науке доброты по книжкам научиться в школе?»       КЛАССНЫЙ КОЖЕВНИКОВА                      РУКОВОДИТЕЛЬ          ИРИНА  ИВАНОВНА,  9В класса                            учитель высшей   категории                         ...1. Слово учителя. ПРИТЧА «В БОЛЬНИЦЕ» 2. 1 ученица. Чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной «Бинты». ЭПИГРАФ:                                                      БИНТЫ                                                                              Юлия Друнина   Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем - так учили нас. Одним движеньем - только в этом жалость... Но встретившись со взглядом страшны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных предметов № 52 » г.Курска


ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ

ЧАС - ДИСПУТ

НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

«Милосердие... Можно ли «науке доброты по книжкам научиться в школе?»

КЛАССНЫЙ КОЖЕВНИКОВА РУКОВОДИТЕЛЬ ИРИНА ИВАНОВНА,

9В класса

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ с УИОП №52»


г. КУРСК

2013г

ЦЕЛЬ: воспитание гражданственности, ответственности за свои поступки и поведение, благодарности родителям за самоотверженную любовь, заботу и понимание, социальной солидарности, выбора жизненных ориентиров; обучение рассуждению на морально-нравственную тему, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС - ДИСПУТ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Милосердие... Можно ли «науке доброты по книжкам научиться в школе?» 9 кл.

1. Слово учителя. ПРИТЧА «В БОЛЬНИЦЕ»

2. 1 ученица. Чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной «Бинты».

ЭПИГРАФ:

БИНТЫ

Юлия Друнина

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

3. Слово учителя. Согласны ли вы с мнением Юлии Друниной? Неужели «науке доброты нельзя по книжкам научиться в школе»? Давайте поразмышляем.

Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в 21, компьютерный, век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь художественная литература может многому научить.

Чему же? Что же ценного можно узнать? Сегодня мы поговорим о человеческих ценностях и постараемся доказать, что и в художественной литературе писателями очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

4. Презентация. Есть замечательные слова о чудесах, сказанные Александром Грином: "Какое великое чудо - вовремя сказанное доброе слово, человеческое участие, простое человеческое сочувствие."

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» героиня Настя нарушает

библейскую заповедь «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Совесть в ней все же пробудилась. Бросив все, она наконец-то поехала к матери, но не успела: Катерина Петровна умерла, не дождавшись единственной дочери.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда- ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком», - говорит К.Г.Паустовский.-За добро плати добром!»

Я считаю, что рассказ «Людочка» В.П.Астафьева актуален и в наши дни. По моему мнению, деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (вследствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Она повесилась в городском парке не от плохой жизни, а из-за того, что от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти "звери" из парка, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество. Не проходите мимо людей, нуждающихся в человеческом участии! Этому учит нас книга В.П.Астафьева.

Тема милосердия звучит уже в ранних романтических произведениях А. М. Горького. Она неразрывно связана с идеей любви к человеку. В образ Данко ( рассказ «Старуха Изергиль») Горький вложил идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. Чтобы вывести свой народ к свету, счастью, он приносит в жертву самого себя. Непонимание людей, их враждебное настроение причиняют Данко боль и обиду. Но вместе с тем он видит их страдание, их вечный страх, неспособность что-либо предпринять самим - и Милосердие и любовь к людям в Данко побеждают. Данко осветил людям путь к свободе светом своего горящего сердца - во имя любви к ним! Данко ничего не требовал за свой поступок, ибо Милосердие бескорыстно, но запомнили ли люди этот урок на будущее? И в последнем эпизоде Горький наталкивает нас на вопрос: достойны ли были эти «осторожные» люди той жертвы, которую принес за них Данко? Чему научились они, что осталось в их душах, вспомнят ли они Данко, когда пройдет эта радостная минута освобождения?

Милосердие - доброжелательная, великодушная, заботливая любовь в отношении к человеку; одно из принципиально-содержательных оснований морали. Противоположностью милосердия являются злонамеренность, насилие, враждебность.

Сострадание (сочувствие) - одна из форм проявления человеколюбия; отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир". Я считаю, что именно красота человеческой души может спасти человечество.

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это "сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

Тема милосердия и сострадания человеку волнует таких писателей, как Валентин Распутин, Владимир Железников. Так, на долю героя рассказа В. Распутина "Уроки французского" выпали суровые испытания. В трудное послевоенное время приехал он из деревни в город, чтобы учиться в средней школе. К душевным невзгодам прибавился голод. Скудные припасы, которые прислала старшему сыну мать, отрывая от других своих детей последний кусок, кто-то воровал. И мальчик погибал. Погибал не только физически, но и духовно. Вместе с его телом погибала вера в добро.

И вот в самые трудные минуты появился рядом с мальчишкой человек, протянувший руку помощи. Учительница французского языка стала приглашать подростка к себе домой на дополнительные уроки. А после уроков они играли с ним в "пристеночек" на деньги. Убедившись, что гордый мальчишка не примет открытой помощи, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Конечно, мальчик чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш.

"Это преступление. Растление. Совращение", - задыхаясь от гнева, говорит директор школы. В приливе педагогической ярости он не может за азартной игрой увидеть, что происходящее в доме Лидии Михайловны - не просто уроки, а уроки милосердия, уроки веры в добро.

Рассказ Валентина Распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, о нерушимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Учительница уехала, но она незримо продолжала оставаться рядом с мальчишкой, заняв в его жизни такое же место, как и мать, став судьей всех его дальнейших поступков.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание, многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти почти забыты. О том, как отразился этот процесс на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести "Чучело" Владимир Железников. Как и у В. Распутина, здесь перед нами слабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. "Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!" - кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего?

В поисках истоков такой жестокости В. Железников проводит исследование негативных сторон жизни нашего общества. И вдруг начинаешь понимать, что нельзя обвинять в жестокости только одноклассников Лены. Это вина и взрослых. Уродливые явления нашей жизни проявляются в поступках героев книги. Валька по кличке Живодер ловит и сдает на живодерню собак, расстреливает консервными банками кошек, поджигает старый дуб.

"Каждый должен получить по заслугам!» - с таким лозунгом живет Железная Кнопка. Это она методично выискивает среди ребят предателя, а потом так же методично добивается исполнения наказания, не разбираясь в степени вины одноклассницы Лены.

Заканчивается повесть отъездом Лены из города. Ее отъезд более напоминает бегство. Но писатель дает мучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кого они изгнали. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Поздно, но все-таки приходит к ребятам сознание того, что нельзя жить по звериным законам: "Тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила их сердца и требовала выхода".

Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

Милосердие и сострадание - это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей.

И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь - в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина - человека и художника. Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ - плод размышлений целой жизни.

По Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повести «Капитанская дочка»? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один - нравственные нормы «преступить сумевший», другой - твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет: подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреевич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Счастливый конец «Капитанской дочки» - вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя - гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

-В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» главного героя до глубины души поразила суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал избиением беглого татарина отец его любимой Вареньки.

Видя полковника при исполнении служебных обязанностей, читатель невольно задумывается над тем, каков же этот человек на самом деле. Нежный и любящий отец, готовый экономить на себе, чтобы одевать, вывозить в свет любимую дочь. Или жестокий, злобный, гневливый человек, не знающий милосердия и сострадания и равнодушный к чужой трагедии? Или в нем непостижимым образом уживаются все эти качества?

Мне кажется, что последнее предположение наиболее вероятно и обусловлено оно самой эпохой, когда в кругу домашних и на службе люди вели себя совершенно по-разному. Не стоит забывать и о том, что в годы правления Николая I, прозванного Палкиным, забить до смерти провинившегося солдата не считалось преступлением.

Однако во все времена жили люди, которым были чужды зло и насилие. Я уверена, что именно они являются носителями истинных ценностей. Таков Иван Васильевич, сделавший свой нравственный выбор: он настолько был возмущен и потрясен, что отказался от карьеры военного. А любовь к Вареньке «пошла на убыль».

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» учит нас не только ценить внутренний мир человека, но и выбирать правильные ориентиры в жизни.

-В повести Г. Троепольского « Белый Бим Чёрное ухо» есть люди, которые привязаны к собаке, как к самому близкому другу, как к человеку, и чувствуют ответственность за нее, как за человека. Есть люди, которые способны на отзывчивость при встрече с чужой, незнакомой собакой, способны понять ее беду и прийти на помощь. А злых немного, но вполне достаточно, чтобы отравить жизнь и обречь на гибель доверившуюся людям собаку. Это «серый дядька», это «дебелая бабенка», это, наконец, зловещая тетка, из-за которых собака начинает терять веру в людей. Главный герой повести - Белый Бим Черное ухо - покорил своей честностью, открытым сердцем, верностью и преданностью. После того, как его хозяина увезли в больницу, у Бима была единственная цель в жизни - «искать и ждать». Бим является как бы зеркалом, в котором отражаются и злые, и добрые стороны человека. КИНОЭПИЗОД ( Бим на железной дороге)

Но не только о доброте и жестокости эта повесть. Эта повесть о благородстве души и подлости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, честности и лжи, бережном отношении к матери-природе и варварском хищничестве. « и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой.»

-Суровая судьба не оставила Андрею Соколову (рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека») даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, построенный его собственными руками, теперь - воронка от немецкой бомбы. Погибла вся его семья. Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: «Иной раз не спишь ночью и думаешь: "За что ж ты, жизнь, меня так покалечила?"». И не находит он ответа на свои вопросы «ни в темноте, ли при ясном солнышке». Казалось бы, человек, испытавший столько горя, имеет право существовать для себя. Но так уж устроен Андрей Соколов, что он не может не отдавать себя другим, не заботиться о ближних. История с Ванюшей - наивысшее проявление его гуманизма.

Сцену "признания" Соколова невозможно читать без слез: "Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!" КИНОЭПИЗОД ( Признание в машине)

-Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" - одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне, оно поражает своей искренностью и драматизмом. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. КИНОЭПИЗОД (Женька уводит немцев от раненой подруги и гибнет)

Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.

-В рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах» солдат Постников мечется между чувством долга и милосердия, он начал борьбу с самим собою. Это мука, страдания.

1. Сердце так и ноет, так и стучит, так и замирает…

НО! …помню службу и присягу

2. Так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей

НО! …ни под каким предлогом не смеют покинуть своей будки…

3. … Страшно слышать, как другой человек погибает и не подать помощи…

НО! … отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которую последует военный суд.

В человеке боролись как бы 2 человека, кто победил?

В человеке победил «Человек», который наделен такими чертами характера, как милосердие и сострадание. Победил Человек.

-В поэме «Русские женщины» Н.А.Некрасова поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона. Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота. КИНОЭПИЗОД ( Екатерина Трубецкая у губернатора).

Милосердие - это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении (Э. Сведенборг)

5. Диспут.

-На меня большое впечатление произвёл рассказ «Дети подземелья»

В. Г. Короленко, в котором изображена жизнь городской бедноты в царской России. Восхищают дети, живущие в нечеловеческих условиях, но умеющие ценить дружбу и человеческую отзывчивость, любовь, добро и сопереживание.

Милосердие - это когда ты понимаешь других, когда приходишь в нужную минуту им на помощь, когда готов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Переживший в шесть лет страшную трагедию - потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, наоборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой дружбой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездоленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой - разве это не проявление милосердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время игрушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея несчастную, мальчик готов вынести любые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэтому-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Вася молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася боится, что правда ухудшит и без того тяжелое положение обездоленных людей и отнимет последнюю в жизни радость у умирающей Маруси.

Милосерден пан Тыбурций, который, рискуя своей свободой, сам идёт в дом судьи, чтобы вернуть куклу после смерти Маруси и спасти Васю от гнева отца.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурции полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги заступиться за Васю, судья не делает этого. Более того, он предупреждает его о необходимости покинуть город и просит, именно просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Это произведение останется в моей памяти навсегда.

-В автобиографической повести «Детство» М.Горького бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-тираном. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.

Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. А Цыганок, желая облегчить страдания избиваемого дедом Алёши, во время экзекуции подставлял свою руку под розги. Это ли не милосердие?

Милосердие - это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении (Э. Сведенборг)

-Герой рассказа В.М. Гаршина «Сигнал» Семен считает главной ценностью жизнь окружающих людей. Увидав разобранные рельсы, он пытается остановить поезд своеобразным сигналом: поднимает платок, намоченный своей кровью. В этот момент он не думает о том, что будет с ним. Можно гордиться таким поступком, не многие из нас поступили бы так же.

-А в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» прославляется доброта. Девочка Дина помогает чужеземцу Жилину бежать из плена. Именно доброта помогает ей сделать этот поступок и не допустить, чтобы погиб невинный человек. Не каждый, наверно, смог бы пойти против своего народа, чтобы спасти чужого человека.

-В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» говорится о такой ценности, как преданность, верность, но не только собачьей человеку, но и верности человека собаке. Сергей не смирился с тем, что у него украли собаку. Этот маленький мальчик не побоялся пойти ночью в чужой дом и вызволить своего друга. Несмотря на все преграды, которые ему встретились на пути, на страх, который он испытал, ему удалось спасти своего Арто.

-В рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» деревенский парнишка Яшка, видя, что тонет друг, забывает о своей жизни и бросается в омут, чтобы спасти Володю. Так, в одно мгновение у него произошла переоценка ценностей, в одно мгновение он повзрослел.

-В рассказе В,А.Солоухина «Мститель» главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики "веселились", насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно, нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь.

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

Новелла В,А.Солоухина - художественно рассказанная жизненная история. Это размышление о мести и понимание того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

-Нет ни одной девчонки, наверное, которая не плакала бы над рассказом Ивана Сергеевича Тургенева "Муму». Когда Герасим убил собачку, трудно было сдержать слезы. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он успел привязаться к собачонке. Но Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы своей госпожи.

Расстаться с любимым другом - решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Он утопил её сам, своими руками, не позволив дворовым мучить несчастное животное. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. Он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю.

Я задаю себе вопрос: "Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?» Он крепостной и не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди.

-Рассказ «Домой» Н.Д. Телешов посвятил Ивану Бунину.

Писатель нарисовал страшные своей правдой картины мук, лишений народа в поисках «обетованной земли»; голод, повальная смерть от эпидемий, страдания детей-сирот, произвол властей, возвращение ни с чем в конец разоренных мужиков на старые, покинутые ими места. Герой рассказа - ребёнок, самостоятельно отправившийся в долгий путь домой. Его случайный попутчик - дедушка Неизвестный - беглый каторжанин, прячущийся от полиции. Но когда в дороге мальчик серьёзно заболел, старик, рискуя своей свободой, отнёс Сёмку в больницу. Деда арестовали, заковали в кандалы и опять отправили на каторгу, а ребёнка он всё-таки спас! Это милосердие!

- В расскае К.М.Станюковича «Человек за бортом!» Прохор Житин, или, как все пренебрежительно называли его, Прошка, был самым последним матросом на корабле. Отчаянный трус, которого только угроза порки могла заставить подняться на марс, где он испытывал неодолимый физический страх, лентяй и лодырь, отлынивавший от работы и ко всему этому нечистый на руку, Прошка с самого начала плавания стал в положение какого-то отверженного парии. Все им помыкали. И он никогда не протестовал, а с какой-то привычной тупой покорностью забитого животного переносил побои. После нескольких мелких краж, в которых он был уличен, с ним почти не разговаривали и обращались с пренебрежением. Всякий, кому не лень, мог безнаказанно обругать его, ударить, послать куда-нибудь, поглумиться над ним, словно бы иное отношение к Прошке было немыслимо. И Прошка так, казалось, привык к этому положению загнанной, паршивой собаки, что и не ждал иного обращения и переносил всю каторжную жизнь, по-видимому, без особенной тягости. Он был вечный гальюнщик - другой должности ему не было.

Но вот однажды один из матросов, пожалуй, даже лучший из них, Егор Шутиков пожалел его, заступился и даже предложил деньги, чтоб он отдал обворованному матросу, чем избежал бы побоев за воровство. Прошка был ошеломлён:

-Теперь пусть он меня бьет... Пусть всю скулу своротит. Сделай ваше одолжение! Бейте подлеца Прошку... жарь его, мерзавца, не жалей! - с каким-то ожесточенным одушевлением против собственной особы продолжал Прошка. - Все перенесу с моим удовольствием... По крайности, знаю, что ты пожалел, поверил... Ласковое слово сказал Прошке... Ах ты, господи! Вовек этого не забуду!

С этого момента человек переменился. Не крал больше, не лодырничал, а когда с Шутиковым случилась беда (он упал с реи в море) Прошка, всегда смертельно боявшийся высоты, ни на секунду не задумавшись, бросился за ним в пучину. Так из Прошки-гальюнщика он превратился в Прохора.

-А я бы хотела привести примеры не только из русской литературы, но и из зарубежной. Мне нравятся романы Виктора Гюго «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери». Вот где яркие образцы милосердия! Ф.М.Достоевский оценил роман В.Гюго «Отверженные» выше своего романа «Преступление и наказание».

Главный герой Жан Вальжан был осуждён на 20 лет каторги за булку, украденную для семерых голодных детей его сестры. Отбыв наказание, он озлобился и обокрал епископа, давшего ему кров. Но когда поймавшие его полицейские привели арестованного в дом священника для очной ставки, святой отец сказал, что подарил ему это столовое серебро, и добавил ещё два серебряных подсвечника, которые тот будто бы забыл. Вот это доверие! С тех пор Жан Вальжан творил только добрые дела. Он приютил осиротевшую девочку Козетту, вырастил её, полюбил, как дочь, и спас из-под пуль её раненого жениха, вынес на себе по канализационным лабиринтам, хотя по-отцовски болезненно ревновал. Он спас ему жизнь, сделал счастливой Козетту, а сам ушёл в тень, так как был каторжником, не хотел мешать её счастью. На баррикадах у него была возможность расправиться с преследовавшим его всю жизнь полицейским Жавером, а он его освободил из плена. Жавер, верный служитель закона, опять поймал Жана Вальжана, когда тот нёс бесчувственного Мариуса Понмерси в дом его деда, но позволил ему донести раненого и вернуться. Жан Вальжан вернулся, а Жавера на мосту не было. Жавер не смог сделать выбор между милосердием и долгом и утопился.

В романе «Собор Парижской Богоматери» прекрасная цыганка Эсмеральда спасает жизнь поэту Пьеру Гренгуару, попавшему во Двор чудес - царство нищих и воров. Именно она пожалела избиваемого толпой Квазимодо, дала ему напиться, хотя он со своим хозяином Клодом Фролло пытался её похитить. В этом романе зло побеждает - Эсмеральда погибает, но причитать эту книгу стоит, в ней есть чему поучиться, над чем порассуждать.

-В моей семье четверо детей. И меня, и моих сестрёнок (братик ещё совсем маленький) родители воспитывали на добрых детских книгах. Да и вы все помните доброго доктора Айболита, спешащего на помощь больным, и Бармалея, которого простили, и он стал добрым, и русские народные сказки. А самая главная книга, я считаю, - это Библия, книга жизни. Поэтому с Юлией Друниной я не согласна: можно «науке доброты» «по книжкам научиться в школе» и не в школе. Было бы желание.

6. Слово учителя.

Итак, мы пришли к следующим выводам. Литературные произведения могут нас многому научить. К высшим ценностям писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.

Чем больше мы от сердца отрываем,

Тем больше нам от сердца остается.

А. А. Вознесенский



© 2010-2022