«Встреча с народными традициями нашего села»

Культурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности. Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохран... Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Встреча с народными традициями нашего села»«Встреча с народными традициями нашего села»

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

«Будницкая основная общеобразовательная школа»











Подготовила:

Сергеева С.Н.,

учитель русского языка и

литературы



2012

Цель:изучать, воплощать и продолжать народные традиции искусных мастеров нашего поселения

Задачи:

1. Продолжать знакомство учащихся с народными традициями нашего поселения;

2. Расширять кругозор учащихся;

3. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям нашего поселения.

Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный синтезатор, баян; выставка работмастеров-умельцев нашего поселения.

План мероприятия

  1. Вступительное слово Светланы Николаевны: «С чего начинается Родина?»

  2. Выступление гостьи Г.Н. Мухиной.

  3. Слово Светланы Николаевны о талантливых мастерах Будницкого сельского поселения. Выступление гостей.

  4. Сочинения выпускниц школы о красоте и прелести нашего края.

  5. Выступление вокальной группы Будницкого ДД.

  6. Прослушивание музыкальных этюдов в исполнении ученицы 8 класса Бугаевой Тамары.

  7. Выступление детской танцевальной группы «Русский народный танец».

  8. Представление творческого проекта «Песенная традиция в моей семье», ученица 7 класса Оверченко Анастасия.

  9. Выступление Оверченко Анастасии и еемамы Натальи Михайловны.

  10. Исполнение русских народных песен учащимися школы.

  11. Заключительное слово директора школы Иваньковой Дины Федоровны.



Слово Дины Федоровны. Ребята, Родина начинается не только с березки, что «во поле под ветром склоняясь растет, дорожки проселочной», но и с тех людей, наших односельчан, которые живут с нами рядом, которые своим искусством и талантом прославляют нашу малую Родину и Россию.

На территории Будницкого сельского поселения особенно развиты два вида прикладного искусства: ручная вышивка и вязание. Вышивают скатерти, салфетки, наволочки, простыни, полотенца.

Сегодня у нас, ребята, встреча с народными умельцами нашего села. К нам в гости пришла великолепная рукодельница Г. Н. Мухина. Она расскажет нам о секретах искусства вышивания крестиком. Встречайте нашу гостью Галину Николаевну, которая раскроет секреты своего искусства.

Слово Г.Н. Мухиной. Ребята, в работе с ручной вышивкой женщины имеют следующие инструменты и приспособления: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, нитки, карандаши, копировальная бумага. Для вышивания используются почти все размеры игл. Для каждой вышивки игла подбирается отдельно в зависимости от толщины ткани и вида выполняемых работ. Каждая женщина имеет наперсток, который необходимо подбирать точно по размеру среднего пальца правой руки, так как этим пальцем проталкивают иглу, вколотую в ткань. Ножницы для работы с вышивкой применяют двух видов: маленькие - с острыми концами - для подрезания нитей и большие - для разрезания ткани. Для перевода рисунка на кальку нужно иметь два карандаша: твердый и твердо-мягкий. Твердо-мягкий карандаш используется для перевода рисунка на кальку, а твердым карандашом можно подправить рисунок на ткани. Копировальная бумага используется для перенесения рисунка на ткань. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания.

С давних времен на нашей территории ручной вышивкой занимались женщины, девушки, девочки. Выполнять эту работу можно круглый год в свободное время, но чаще всего занимались вышиванием зимой, так как зимой больше свободного времени.

Изделия ручной вышивки обычно выполняются для украшения своего быта, для подарка близким людям. Вышивание - очень кропотливая работа, требующая большого терпения я и умения. Наши бабушки вышивали рубашки, пояса, сарафаны, женские блузы. В настоящее время чаще вышивают салфетки, скатерти, наволочки, полотенца.

Слово Дины Федоровны. Одной из традиций нашей поселения является изготовление валенок, потому что данный вид обуви пользуется большим спросом не только в деревне, но и городе особенно сейчас, когда зимы стали более суровыми. Валенки начали изготавливать у нас давно: в 30-х годах прошлого века - Козлов Ананий Семенович (деревня Синяки), в 40-70-х годах - Двоянов Данила Аваакумович (деревня ВерхнееОльгово), Власов Петр Иванович (деревня Нижнее Ольгово).

Ребята, сегодня своими секретами изготовления валенок поделится Радченко Василий Артемьевич. Это очень отзывчивый человек, помогающий односельчанам. Он очень любит свое увлечение, всегда работает с большим желанием и любовью, охотно передает свой опыт молодому поколению, своему сыну Виктору Васильевичу и его жене Валентине Степановне.

Слово В.А. Радченко.Дорогие ребята, процесс изготовления валенок очень сложен и длителен. Но результат труда доставляет удовольствие не только себе, но и окружающим. Изготовление валенок - занятие длительное и очень трудоемкое. Например, на изготовление одной пары валенок по традиционной технологии может уйти двое суток. Чтобы изготовить валенки самого маленького размера, потребуется не менее 0,5 кг шерсти, а на валенки самого большого размера около 5 килограммов. Даже сегодня, когда производство максимально автоматизировано, примерно половина операций по превращению шерсти в валенки производится вручную, а всего операций - более тридцати.
Основной процесс изготовления валенок:
Основой процесса является валкоспособность шерсти, т. е. ее способность сваливаться при механических воздействиях во влажной среде и повышенной температуре, когда извитые волокна шерсти тесно переплетаются, уплотняются, уменьшаются в объеме.
Главные процессы технологии изготовления валенок: подготовка сырья, составления смеси шерсти, расщипывание и чесание шерсти, изготовление основы валяной обуви, валка основы, крашение, сушка и отделка.
Из чего делают валенки:
Подготовка сырья. Валенки изготавливают из овечьей, козьей, верблюжьей, собачьей шерсти и шерсти других животных. Качество валенок зависит от цвета, извитости, длины, крепости и упругости исходной шерсти Производство начинается с очистки шерсти от разного рода примесей и промывки. Делается это вручную, а при промышленном производстве валенок - машинами. Расчесывание шерсти и изготовление шерстяного полотна. Расчесывание шерсти - это распутывание ее на отдельные ворсинки и выпрямление волокон.

При ручном изготовлении валенок шерсть расчесывают с помощью чесалок (в том числе используют Чесалки для собак). Затем, предварительно расчесанную шерсть наматывают на специальную скалку и раскатывают на столе несколько часов, пока она не уплотнится и ворсинки не сцепятся друг с другом. В результате получается материал, называемый войлоком.
Для изготовления большого количества валенок желательно приобрести промышленную чесальную машину, которая не только расчесывает шерсть, но и превращает ее в шерстяное полотно. Шерсть многократно обрабатывается движущимися игольчатыми поверхностями, волокна укладываются в определенном направлении и почти полностью освобождаются от мусора. С машины шерсть сходит в виде рыхлой ваты, однородной по характеру волокна, толщине и плотности. Волокна шерсти удерживаются в полотне благодаря их извитости и способности взаимно сцепляться. При расчесывании происходит и тщательная очистка шерсти от растительных примесей.
Технология изготовления валенок:
Формирование заготовки валенка. Шерсть, сходящая со съемного барабана промышленной чесальной машины, навивается на конусообразные валики или на ватный барабан. Обычно их два: один большой для голенища, другой - малый для носка. Снимаемые с валика или барабана чесальной машины ватные конусы являются основой для изготовления валенка, они вручную соединяются под углом 90°. Если полотно сформировано вручную или бытовой чесальной машиной, то основа изготавливается вручную. Для этого на столе из полотна вырезается или обрабатывается в ручную заготовка. Размеры заготовки должны примерно в 2-2,5 раза превышать размеры готового валенка.
Из плотной материи или толстой п/э пленки вырезается прокладка. У заготовки загибаются края на левую половину ложится прокладка, чтобы полотно далее не слипалось. Потом правая часть заготовки сгибается по пунктирной линии, и, как страница в книге, переворачивается на левую часть. Края заготовки по торцу сращиваются пальцами рук с помощью воды (шерсть срастается, как бы склеивается, в мокром состоянии).
В результате получается большой рыхлый валенок, напоминающий по форме большой носок. Этот полуфабрикат наращивается сверху по всей поверхности до нужной толщины. Если остаются дыры, или местами толщина меньше, эти места смачиваются водой и добавляется кусок полотна. В местах наибольшего износа валенок (в подошве и в нижней части голенища) наращивавают толщину стенок основы, настилая дополнительно на эти места необходимые куски полотна.
Валка заготовки.
Рыхлые заготовки прокатываются вдоль и поперек деревянной скалкой на ровной поверхности стола. Прокатывать надо оба валенка вместе вдоль и поперек. После всего этого вынимают прокладки, расправляют заготовку, похожую на огромный мягкий носок, и стирают в большом котле 2 часа. Поливая валенок кипятком, его крутят, мнут, укатывают и т. п. Этими операциями добиваются уменьшения размера валенка до размера колодки.
Крашение, сушка и отделка. Окрашивание валенок проходит в большом чане, где они кипят с краской и окрашиваются до нужного цвета. Затем их снова стирают и распределяют по размерам. После валки и крашения валенки обрабатывают горячей водой или паром, растягивают голенища на рычажном станке и насаживают на колодки. Насадка на колодки нужна для придания валенку нужной формы и размеров.
Колодки для ручной насадки деревянные, они состоят из головки, переднего, заднего и среднего клиньев и дополнительной расклинки. Колодки для механической насадки металлические, сложнее по конструкции. Насаживают валенки на них при помощи машин. Насаженный на колодку валенок правят ударами колотушки для исправления неправильностей формы, разогревают в горячей воде и обрабатывают вращающимся валиком с зубчатой поверхностью.
Тупые зубья валика, воздействуя на стенки валяной обуви, выравнивают их по толщине и дополнительно уплотняют. Затем валенки на колодках сушат при температуре 80-110°С в течение 7-8 часов.
Снятые с колодок высушенные валенки обрабатывают на чистильных (шлифовальных) станках вращающимися абразивными валиками. Поверхность валенков дополнительно чистят изнутри для удаления рубцов и полируют снаружи вращающимися валиками, обтянутыми войлоком для улучшения внешнего вида.

Сергеева С.Н. Очень широко распространено прядение и ткачество на территории нашей местности. Этим видом искусства занимается Голунова Дарья Григорьевна, проживающая в деревне Шерькова. Эта обаятельная женщина умело стрижет овец, затем сама чешет шерсть, прядет ее, сучит нитки, получая аккуратную, тонкую шерстяную нить. Из полученной нити вяжет шерстяные изделия, свитера, жакеты, носки, варежки.

Матвеева Вера Максимовна родилась в 1931 году в деревне Корь Велижского района Смоленской области. Училась в Будницкой школе. После окончания школы жила в деревне Верхнее Ольгово. После ВОВ жила в Ленинграде, работала на фабрике «Красный треугольник». В Ленинграде училась шитью и машинной вышивке. Любовь к вышиванию воспитывалась с детства. Мама Веры Максимовны была искусной мастерицей, она передала дочери все тонкости этого увлечения. В 1965 году Вера Максимовна вернулась в родное село - Верхнее Ольгово, где в настоящее время и проживает. Долгое время работала в полеводстве и завхозом. Она продолжает создавать прекрасные изделия, которые поражают нас изысканностью и красотой.

Слово Дины Федоровны. Хочется зачитать Вам, дорогие друзья, великолепные сочинения выпускниц нашей школы о своей малой Родине. Каждая строка этого маленького шедевра пронизана любовью к своему родному краю. Когда я впервые прочитала эти сочинения, у меня навернулись слезы на глаза. Я была тронута до глубины души. Сегодня я хочу прочитать эти великолепные строки.

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют.

Сергеева С.Н. Ребята, наш край славится не только народными промыслами, но и народной песней. Народная память сберегла для нас лучшие образцы старинной песни, в которой выражаются все переживания народа: любовь, радость, горе, надежда, уверенность и тревога. Одними из прекраснейших исполнительниц народной песни являются Анастасия Макаровна Версина и Валентина Васильевна Григорьева. Анастасия Макаровна родилась в 1931 году в деревне Будница. Здесь она училась в школе, здесь же вышла замуж и живет сейчас. Более 25 лет Анастасия Макаровна работала дояркой в совхозе «Будницкий», была передовиком производства, в настоящее время на заслуженном отдыхе.

Училась петь русские народные песни Анастасия Макаровна у своей бабушки. Она постоянно поет, ее сильный мелодичный звонкий голос можно часто слышать на сцене сельского Дома досуга и на встрече с учащимися нашей школы. Она дарит нам свой талант, радость общения с народным творчеством. Анастасия Макаровна - большой знаток всего свода свадебных песен, с их величавыми, суровыми праздничными напевами. Свадьбы в деревне Будница по-прежнему играют с традиционными песнями, и постоянной исполнительницей этих песен является Анастасия Макаровна Версина. Ее песни вселяют в сердца людей радость, счастье, желание жить и создавать прекрасное. Валентина Васильевна Григорьева тоже прекрасная исполнительница народных песен, которая проживает на территории нашего поселения. Она любит песни лирические, где поется о нежной, сильной любви, о страданиях, об измене. Поет она везде: в поле, когда сушит сено, в лесу, когда собирает ягоды и грибы, дома, когда работает в саду. Любовь к русской народной песне Валентина Васильевна передает своим детям и внукам. Ученики посещают Валентину Васильевну с целью собирания народных песен. Хочется пожелать нашим исполнительницам здоровья и долгих лет жизни.

Слово Дины Федоровны. Дорогие дети, сегодня к нам пришли в гости участники художественной самодеятельности Будницкого сельского Дома Досуга. Здесь создана замечательная вокальная группа. Ее участницы беззаветно любят русские народные песни. Они украшают своим пением областные и районные смотры и фестивали русских песен. В исполнении этой вокальной группы мы всегда слышим звонкие, заливистые песни. Их песни всегда поражают слушателей своей мелодичностью, музыкальностью и красотой. В исполнении участниц художественной самодеятельности Будницкого сельского Дома Досуга прозвучат песни «Посею лебеду на берегу…», «Ивушка».

Сергеева С.Н. Ребята, мы все любим народное песенное творчество, а также народные мелодии. Сейчас народные мелодии прозвучат в исполнении Бугаевой Тамары, ученицы 8 класса, выпускницы школы искусств города Велижа.

Слово Дины Федоровны. В школе работает кружок «Русский народный танец», куда входят учащиеся начальных классов, (руководит этим кружком Сергеева Светлана Николаевна). Сейчас представляем вашему вниманию танец «Кадриль».

Сергеева С.Н. В школе ведется большая поисковая исследовательская работа, совершаются поездки с целью сбора фольклорного материала: русские народные песни и частушки, во время встреч с жителями поселения мы узнаем, как отмечали народные праздники в той или иной деревне.

Сегодня защищает свой проект «Русская народная песня в моей семье» Оверченко Анастасия, ученица 7 класса. Нужно отметить, что Анастасия, исполняя песни на районном фестивале детского творчества, всегда получает грамоты в номинации «Лучший голос». Предоставляем Анастасии слово.

Слово Аверченко Анастасии. Добрый день, ребята и гости нашей школы!Меня зовут Оверченко Анастасия. Интерес к народной песне побудил меня к созданию творческого проекта, который я назвала «Русская народная песня в моей семье».

1 слайд

2 слайд

Я считаю, что это очень интересная тема для изучения. Я хочу рассказать и показать всю прелесть русской народной песни. Каждый человек с самого рождения соприкасается с народной песней. С самого детства я помню русские народные песни, которые мама пела мне перед сном. Бабушка подарила мне мир народных волшебных сказок. 3слайд

Я узнала, что русские народные песни сопровождали все праздники, события, обряды и личные переживания народа. Поэтому народные песни настолько разнообразны по жанру. Песни помогали работать, проводить праздники, молодые девушки и юноши, водя хоровод, также пели и танцевали. Песни также помогали выразить внутренние переживания народа: тяготы тяжелого труда или боль неразделенной любви. 4 слайд

Говоря о прелести народной песни, нельзя не отметить красоту русского наряда. Каждая девушка в таком сарафане является истинной красавицей. Великолепные головные уборы, ленты, вплетенные в косы, чудесная вышивка - все это наше истинное народное богатство. 5 слайд

Такие яркие, солнечные оттенки нарядов всегда привлекают внимание, как и игра на народных музыкальных инструментах. Когда слышишь игру баяна, балалайки, замирает сердце, а ноги сами идут в пляс. Баян, балалайка, гусли, бубен - все эти народные инструменты передают красоту звучания музыки. Под такой волшебный аккомпанемент народная песня превращается в целебный прозрачный родник русской души. (Прочитать этот слайд)

6 слайд

Услышав такое исполнение, невозможно устоять на месте. Девушки и юноши пускались в пляс. Гулянье было неотъемлемой частью жизни как молодых людей, так и постарше. Часто девушки водили хороводы и напевали народные песни. 7 слайд

В этих песнях рассказывали о своей жизни, о личных чувствах, о том, что было на сердце. В песнях люди выражали свои душевные переживания и потрясения. Так рождалась русская народная песня. 8 слайд

Часто исполнял песни один человек - это монолог. Но песня могла звучать и в форме диалога, когда у нее два исполнителя. Чаще содержание песни пронизано болью, чувством потери, одиночеством, но встречаются песни, которые дышат весельем, любовью и счастьем. 9 слайд

Посмотрев на такую русскую красавицу, хочется думать, что в жизни русского народа было больше счастливых, радостных моментов. 10 слайд

Русские народные лирические песни самые теплые, солнечные, проникновенные душевные песни. 11 слайд

Народным песням присуще обращения. Песня поется, когда обращаются к родному, близкому человеку. Не обходится народная песня без эпитетов, символов, поэтического параллелизма. Много лирических песен о неразделенной, или безответной любви. 12 слайд (прочитать)

Но есть песни, которые проникнуты чувством любви, они несут оптимистическое настроение, веру в счастье и смысл жизни.

13 слайд (прочитать)

14 слайд

На поэтическом пейзаже около деревеньки, на берегу речки, собиралась молодежь, которая водила хоровод и пела народные песни. 15 слайд

Именно народным лирическим песням уделялась особая роль. Наш смоленский край богат народными песнями, изучение которых ведется учеными-этнографами с начала 18 века, например, Александр Николаевич Веселовский, Александр Христофорович Востоков, Владимир Яковлевич Пропп. А также великие русские писатели Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь. 16 слайд

Одним из самых первых литературоведов, фольклористов на Смоленщине является Владимир Николаевич Добровольский. Он занимался сбором и обработкой фольклорно-этнографического материала. 17 слайд

Итогом этой работы стал Смоленский областной словарь. 18 слайд

Продолжателем работы Владимира Николаевича в более близкое нам время стал Кошелев Яков Романович - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы филологического факультета Смоленского государственного университета. Его научные работы: « Народное творчество Смоленщины», «Весенне-летние праздники на Смоленщине». Моя семья трепетно и с большой любовью относится к народной песне.

19 слайд

На протяжении нескольких поколений песня живет в нашем доме. Все традиции, праздники в нашей семье сопровождаются народными песнями. Мои бабушка, дедушка, тетя, дядя, мама - все любят народные песни. Поэтому с самого раннего детства я с большой любовью отношусь к народной песни. В нашей большой и дружной семье всегда есть место песне.

20 слайд

Ситова Раиса Михайловна - моя любимая бабушка. Она родилась и выросла на территории нашего поселения. Бабушка является обладательницей чудесного, звонкого, чистого голоса, который ей достался от мамы. От бабушки я переняла любовь к народной песне. К тому же бабушка великолепно играет на баяне. Она вместе с дедушкой Михаилом Кирилловичем, прекрасно исполняют народные песни. Когда слушаешь, как они поют, то хочется петь вместе с ними, настолько они завораживают своими голосами и манерой исполнения песни. 21 слайд

Еще я хочу рассказать о своей замечательной тете - Скакуновой Екатерине Кирилловне, которая родилась на территории Будницкого поселения. На данный момент времени тетя проживает в городе Велиже. Екатерина Кирилловна приходится сестрой моему дедушке.

22 слайд

Она имеет музыкальное образование. Долгое время тетя преподавала музыку в школах города Велижа. Ее звонкий, чистый, мелодичный голос всегда приятно звучал со сцены городского ДД. 23 слайд

Екатерина Кирилловна часто выступала на сцене Будницкого ДД. На этой фотографии тетя исполняет песню для ветеранов Великой Отечественной войны. Тетя к тому же хорошо играет на баяне. 24 слайд

Хочу рассказать о своем дорогом дяде - Дорофееве Александре Ивановиче, который также родился и вырос на территории нашего поселения. Дядя очень любит играть на баяне. Он говорит, что с песней веселее жить, песня помогает не только в праздник, но и когда на душе неспокойно, тревожно. Дядя может исполнить на баяне любую песню. Я люблю с ним проводить свободное время, потому что всегда узнаю от него что-то новое. Дядя является для нашей семьи источником радости, нашим чистым родником народной песни. 25 слайд

И, конечно, моя родная, любимая мамочка - Наталья Михайловна, которая не только чудесно поет, но и умеет великолепно играть на баяне. Сегодня она присутствует на нашем мероприятии. Моя мама так поет, что замирает сердце. Я очень многому научилась у нее. Хочу за это сказать большое спасибо моей мамочке. 26 слайд

Доказательством того, что народная песня продолжает жить на территории нашего поселения, будет наше с мамой исполнение песни « Валенки».

Сергеева С.Н.Русские народные песни любят и знают у нас и представители более молодого поколения. Ребята, сегодня я хочу вас познакомить сочень талантливым, милым и добрым человеком, хорошей мамой, которая окончила нашу школу, филиал музыкальной школы по классу баяна; (а вы, ребята, знаете, что раньше 8 лет в нашей школе дети учились играть на музыкальных инструментах). Талант Натальи Михайловны Оверченко все ярче и ярче проявляется. Она передает свою любовь к русской народной песне своим детям. Встречайте, нам дарит свое искусство Наталья Михайловна Оверченко, песня «Субботея, «Песня о Волгограде», «На этой огромной планете, сынок…»

Слово Дины Федоровны. В нашей школе ведется большая работа по сохранению народной песни: дети любят исполнять народные песни, частушки. Прекрасно, когда можно сочетать народные песни с народными традициями. И по русскому обычаю мы заканчиваем нашу встречу песней «Блины». Благодарим всех за внимание, и низкий поклон.

















© 2010-2022