Разработка урока на тему Буквы О-А в корне -раст-(-ращ-) - -рос-

Описание: данный конспект урока предназначен учителям русского языка.Тип урока: изучение нового материала. Цель: - умение орфографически правильно писать слова с корнем -раст- (-ращ-) — -рос-. Задачи: 1) обучающая: - знать условия написания гласной в корне –раст-(-ращ-) - -рос-; - сформировать навыки правописания чередующейся гласной, - закрепить изученную орфограмму при выполнении заданий; 2)    развивающая: - развивать орфографическую зоркость,  умение применять правило на практике; 3)    в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме «Буквы о - а в корне -раст- (-ращ-) - - рос-».

Цель:

- умение орфографически правильно писать слова с корнем -раст- (-ращ-) -

-рос-.

Задачи:

1) обучающая:

- знать условия написания гласной в корне -раст-(-ращ-) - -рос-;

- сформировать навыки правописания чередующейся гласной,

- закрепить изученную орфограмму при выполнении заданий;


  1. развивающая:

- развивать орфографическую зоркость, умение применять правило на практике;


  1. воспитательная:

- воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность.

Оборудование: презентация, учебник, доска, мел, рабочая тетрадь.

Ход урока.


  1. Организационный момент

Синтаксический разбор предложения.

Задание: на доске записано предложение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы.

Со…нце осв…тило своими луч..ми л…сную п…лянку.


  1. Изучение нового материала.

Лингвистическая сказка.


Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.

- Где? - спросила О.

Учитель:

- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

- Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

- РАстет! - восхищенно сказала А.

- Действительно, подрОс, - ответила О.

- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне -раст- я самая главная!

- Как бы гриб подрос, если бы не я?! - возмущенно ответила О. - Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.

Учитель:

- Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока.


- Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда -А в корне -раст-(-ращ-) - -рос-.

Запишите тему нашего урока: « Буквы о - а в корне -раст-(-ращ -) - рос-».

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и опорные слова на доске.

Дети формулируют цель и задачи урока.

На доске записаны слова с выделенным корнем.

Растение, выращивать, заросли.


- Ребята, в корне -раст-, -ращ- - рос- командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-.


Ответы детей.


- Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А.

Если же это корень -рос-, тогда пишем О.

Работа по цепочке у доски.

Вставить пропущенные буквы в словах.

Подр…сти, выр…сли, р…стительный, возр…ст, водор…сли.

Учитель:

-А теперь поговорим о словах-исключениях.


Знакомство со словами-исключениями.

Отрасль - отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток - стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

Ростовщик - человек, который даёт деньги в долг под большие проценты, то есть в «рост».

Ростов

Ростислав

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

III. Закрепление изученного материала

Выборочный диктант.

Записать слова с изученной орфограммой в 2 столбика (в 1-й - слова с гласной О, а во 2-й - с гласной А)

Играйте же, дети, растите на воле.

Три гордые пальмы высоко росли.

Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.

Рис растет на болотистых местах.

Эти места удивляют богатой растительностью.

В Японии у одного петуха вырос семиметровый хвост.

Работа с текстом.


  1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст, и запишите его.

  2. Озаглавьте его.

  3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.


1) Выр…щенное с любовью р…стение окрепло и выр.сло в пышн…е дер…вце.

2) Пос…дили бер…жные руки р…сток в землю.

3) Нел…гко выр…стить дер…во: много оно требует труда и забот.

4) Начала из него р…сти вишенка.

IV. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

  1. §85, упр.441

  2. §85, задание в рабочей тетради.

  3. §85, используя орфограмму «Чередование гласной в корне», написать сочинение-миниатюру «Как вырастить домашний цветок».

V. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока.

Закончите предложение.

На уроке я понял(-а)…

Я научился…

- Наибольший мой успех сегодня…

- Я испытал(-а) следующие трудности…









4

© 2010-2022