Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУ Управление образования Прибайкальского района Республики Бурятия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кикинская основная общеобразовательная школа»

671270 Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Кика , ул. Трактовая 26

Тел: (830144) 59-6-33

E-mail: [email protected]





Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс



Образовательное событие по литературе состязательно-игрового типа - «Литературный осенний марафон, посвященный Году Литературы»







Учитель: Хамуева Людмила Николаевна,

1 квалификационная категория



Методическое обоснование

образовательного события по литературе

состязательно-игрового типа -

«Литературный осенний марафон, посвященный Году Литературы»



В наше время - время информационных технологий - очень сложно заинтересовать учеников предметом литература. Перед педагогами стоит сложная задача: актуализировать изучение предмета литература, вызвать интерес к чтению книги.

Таким образом, внеурочная деятельность по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.

Форма организации направления внеурочной деятельности: игровая, художественно-эстетическая деятельность.

Жанр образовательного события: литературный марафон.

Целью образовательного события (литературный марафон) является

- актуализация читательской деятельности учащихся;

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Задачи:

- стимулирование читательской деятельности учащихся;

- актуализация опыта читательской деятельности (прочитывание произведений);

- развитие литературно-творческих способностей учащихся в процессе подготовки художественного чтения;

- активизация индивидуального опыта художественного-творческой деятельности.

Методы и приемы педагогической работы в проведении данной внеклассной работы:

- анализ учебной литературы: Литература. (5, 6,7,8,9, классов). Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под редакцией В.Я. Коровиной и др. М: Просвещение, 2012;

- метод опроса, построенный в виде беседы;

- анализ продуктов деятельности (подбор заданий проведен в зависимости от возрастного состава учащихся: работа с иллюстрациями, клоустест, биографические данные, теория литературы, портретная характеристика героя, техника чтения, тексты).

При разработке и проведении литературного марафона учтен ряд принципиальных положений: принцип социально-педагогического партнёрства (классный руководитель - ученик, учитель - ученик, школа - сельский дом культуры, школа - сельская библиотека, школа - знаменитые люди района); принцип равных возможностей участников в соревновательной программе; принцип актуализации индивидуального творческого потенциала участников (лирический образ чтеца; подбор музыкального сопровождения; изготовление инстоляций, рисунков их защита); широкий спекрт номинаций мероприятия позволил учащимся реализовать художественно-творческие возможности.

Жюри литературного события оценивало соответствие работы тематики конкурса, глубину раскрытия темы, оригинальность и новизну творческого подхода, подачи материала, артистизм и выразительность выступления. В состав жюри входили: Семиохина Т.Н., учитель начальных классов; Несмеянова , поэтесса Прибайкалья; председатель жюри Хамуева Л.Н., учитель русского языка и литературы.

Этапы проведения литературного осеннего марафона: на первом этапе учащиеся должны набрать максимальное количество баллов на восьми станциях (показать знания литературных произведений, теоретические сведения); на втором этапе представить свои работы (рисунки, инстоляции) и защитить их; третий этап - конкурс художественного чтения лирических произведений. Четвёртым этапом стало награждение победителей.

Внеклассное мероприятие - литературный марафон призвано не просто набрать больше количество баллов, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы (конкурс чтецов, творческие конкурсы: рисунок (эпизод литературного произведения), инстоляция).

Литературный марафон - это средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков; это метод организации и сплоченности коллектива; это способ общения; это фактор, формирующий внутренний мир человека.

На мероприятие была приглашена поэтесса Прибайкалья Несмеянова Анна Ивановна

Команды коллективно выполняли задание на станциях: Клоустест, Знакомые все лица, Они там жили, Остановись мгновение, Теоретик, Узнай героя, Читай-ка, Проба пера.

В литературном марафоне использовались слайды, фотографии и портреты, иллюстрации, тексты, музыкальные сопровождения. Марафон проходил в дружественной обстановке, на эмоциональном подъеме. Ученики были заинтересованы и активны, у них "горели глаза", проигравших не было:

5-6 класс - грамота в номинации лучший рисунок (эпизод литературного произведения),

7 класс - грамота в номинации лучшие знатоки литературы;

8 класс - грамота в номинации лучшая литературная композиция из природного материала,

9 класс - диплом победители литературного осеннего марафона, посвященного году литературы.

Подложнюк Дмитрий, ученик 6 класса, стал победителем в конкурсе чтецов. Художественное прочтение лирического произведения: «Славная осень» Н.А.Некрасов.

По отзывам самих учеников, им мероприятие очень понравилась, они с удовольствием согласились участвовать в подобных внеклассных мероприятиях.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- внеурочная деятельность по литературе в общей структуре педагогической работы в школе играет значимую роль в формировании нравственного воспитания школьников;

- внеурочная деятельность по литературе является мотивирующим фактором составляющего обучения данному предмету;

- положительное влияние нестандартного, творческого подхода к осуществлению образовательного процесса;

- влияние внеурочной деятельности по литературе на коллектив учеников показал активную заинтересованность обучающихся проведением подобных мероприятий.



Сценарий

образовательного события - внеклассное мероприятие по литературе «Литературный осенний марафон, посвященный году литературы»


На экране слайд с изображением В.В. Путина, одновременно включается аудиозапись на 1 минуту 15 секунд. Выступление В.В. Путина.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Ведущий: Уважаемые участники, образовательного события - Литературный осенний марафон, посвященный году литературы, разрешите считать открытым.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.

Эпиграфом нашего мероприятия являются слова А. Дюма:

Произведение, которое читают,

имеет настоящее;

произведение, которое перечитывают,

имеет будущее.

(А. Дюма-сын)

Я хочу пожелать вам удачи и хорошего настроения. Представление команд: название команды и девиз.

Капитаны команд, получите свои маршрутные листы (Приложение №1), ознакомьтесь. В добрый путь!

Первый этап: команды отправляются по заданному маршруту. Работа по станциям: 1. Клоустест (Приложение №2), 2. Знакомые все лица (Приложение №3), 3. Они там жили(Приложение №4), 4. Остановись мгновение (Приложение №5), 5. Теоретик (Приложение №6), 6. Узнай героя (Приложение №7), 7. Читай-ка (Приложение № 8), 8. Проба пера (Приложение № 9).

Учителя на станциях выставляют набранное количество баллов в маршрутный лист. Время на данном этапе составляет 45 минут (на каждой станции максимум 3-4 минуты).

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Второй этап: представление своих работ (рисунки, инстоляции) и их защита.

Конкурс рисунков.

5-6 класс: рисунок лирического произведения «Осень только взялась за работу» М.И. Алигер

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс


«Осень только взялась за работу» М.И. Алигер



Осень только веялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут оказать?
...А она нее собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
1954



7 класс: рисунок «Осень, рожденная в Михайловском» по картине В. Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Талантливым русским художником ХХ века есть Попков Виктор Ефимович. Изображая свои картины в не ком самобытном и уникальном стиле, его считали основоположником нового «сурового стиля». В этом стиле преобладали лаконичные цветовые решения, плоскостная ориентация изображений и упрощенное пространство. Но помимо простоты и лаконичности автор вкладывал в свои произведения душу и эмоции. Все его картины наделены очень глубоким смыслом. Одной из таких есть его полотно «Осенние дожди. Пушкин».

Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому поэту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А. С. Пушкин «Осень», 1833)

На рисунке осень - не менее значимый персонаж, чем Пушкин. Нам удалось передать осеннее настроение, вдохновенное и грустное одновременно. Осень занимает основную часть полотна.



8 класс: рисунок «Осеннее настроение».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Осеннее настроение

За рамой оконной омытой дождями,
Оторванный ветром кружит желтый лист.
Плененный нежданно осенними снами,
Он медленно падает с дерева вниз.
А воздух пропитан уж первой прохладой,
И рожь золотая, укрыла поля.
Лоза, напитавшая гроздь винограда,
Листвою резной обнимает себя.

В лесах, под березой, одетой в невесту,
Семейка опят появилась на свет.
И дух их грибной, над бескрайним полесьем,
Ложится как бабушкин, ласковый плед.

Александр Белов



9 класс: рисунок «Сентябрь».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Сентябрь

Засентябрило за окном
Засентябрило за окном…И что же?
Я наслаждаюсь этим днем погожим.

Смотрю в озера - небеса, в них таю.
В заоблачные дали уплывая.

Вдыхаю листьев аромат с горчинкой.
Любуюсь кружевами паутинки.

И радуюсь прожитому мгновенью,
Черпая неземное вдохновенье.

Засентябрило за окном… И что же?
Я наслаждаюсь этим днем погожим…

(Н. Присти)





Конкурс инстоляций:

5-6 класс: литературная композиция «Три поросёнка» С.В. Михалкова.Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

7 класс: Флористика (картина из крупы).

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

8 класс: «Декоративная папка для бумаг» поделка из дерева, выжигание.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

9 класс: поделка из дерева «Блюдечко с яблоком» из произведения С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классКонспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Третий этап: конкурс художественного чтения лирических произведений.

Ведущий: Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Фрэнсис Бэкон)

Дорогие участники литературного осеннего марафона, сегодня к нам в гости приехала поэтесса Прибайкалья Несмеянова Анна Ивановна.

Приветственное слово Несмеяновой Анны Ивановны, художественное чтение стихотворения.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Прибайкалье моё

Прибайкалье моё, Прибайкалье,

Эти горы - вершины в снегу,

Да таёжная даль без края,

Я у вас в неоплаченном долгу

Я люблю этот край мой острожный,

Где петляя, течётИтанца

Память предков мне стала дороже

Ей не будет, не будет конца

И любви той не будет предела,

Ты поверь, то не просто слова,

Голова уже моя поседела-

Не к лицу мне людская молва

И в какой не была бы я дали

И куда б ни кидала судьба,

В сердце край мой - Прибайкалье.

А в душе лишь одна Итанца.

2008г.



Ведущий: Конкурс чтецов считается открытым. И первыми на сцену приглашается участник 9 класса Ветрогонов Дмитрий, стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Ветер осенний в лесах подымается...».

Музыкальное сопровождение

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет,

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.



Только замрет, припадет и послушает,-

Снова взмахнет, а за ним

Лес загудит, затрепещет,- и сыплются

Листья дождем золотым.



Веет зимою, морозными вьюгами,

Тучи плывут в небесах...

Пусть же погибнет все мертвое, слабое

И возвратится во прах!



Зимние вьюги - предтечи весенние,

Зимние вьюги должны

Похоронить под снегами холодными

Мертвых к приходу весны.



В темную осень земля укрывается

Желтой листвой, а под ней

Дремлет побегов и трав прозябание,

Сок животворных корней.



Жизнь зарождается в мраке таинственном.

Радость и гибель ея

Служат нетленному и неизменному -

Вечной красе Бытия!

Ведущий: Приглашается участница Перевалова Ангелина, 8 класс, стихотворение «Осень» Аполлона Майкова.

Музыкальное сопровождение

Осень
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

(Аполлон Майков)

Ведущий: На сцену приглашается участник 7 класса Кладов Виталий, стихотворение «Художник осень».

В листвяных золотистых кружевах
Стоят деревья, выгнув свои спины,
Художник осень пишет вновь картины
Фантазии безудержный размах…
Нас поражает вымыслом, сюжетом :
Стоит осина в пурпурном наряде,
Подобная красавице Наяде,
Освещена волшебным солнца светом,
Подобно звездочету старый клен
В плаще из звезд , задумчив и серьезен,
И в мыслях о зиме и морозе,
Спокоен , строг и умиротворен.
В избытке золото, немного светлой охры,
Чуть розового , красного и вот,
В саду уже написан натюрморт,…
Глаза у яблок от слезинок мокры …
То дождь решил разбавить все водой,
Свои творенья преподносит - фрески,
И добавляет краски голубой.
Его повсюду капельки подвески
Украсили деревьев шевелюры.
Не вечны осени шедевры и творенья,
Ее картины и ее скульптуры,
Но бесконечны красоты мгновенья.

(Лариса Кузьминская)

Ведущий: Поприветствуем Подложнюк Дмитрия, 6 класс, произведение Николая Алексеевича Некрасова «Славная осень».

Музыкальное сопровождение: музыка французского кино Cosma V.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Презентация «Славная осень»

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный


Воздух усталые силы бодрит;


Лед неокрепший на речке студеной


Словно как тающий сахар лежит;


Около леса, как в мягкой постели,


Выспаться можно - покой и простор!


Листья поблекнуть еще не успели,


Желты и свежи лежат, как ковер.


Славная осень! Морозные ночи,


Ясные, тихие дни...


Нет безобразья в природе! И кочи,


И моховые болота, и пни -


Всё хорошо под сиянием лунным,


Всюду родимую Русь узнаю...


Быстро лечу я по рельсам чугунным,


Думаю думу свою...

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс


Ведущий: Пока жюри подсчитывают итоги, на сцену приглашается ученица 9 класса Романова Мария с песней «Осень».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Жюри объявляет победителей образовательного события «Литературный осенний марафон, посвященный году литературы».

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

5-6 класс

«Лучик - лучшие читатели книг»

Луч к победе приведет

И удачу принесет.

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

8 класс

«Алые паруса»


Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 классПодложнюк Дмитрий, 6 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

7 класс

«Молния»

Мы быстрые, как молния,

Привыкли побеждать!

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс

9 класс

«Факел»

Гореть - не тлеть,

И свё успеть!

Конспект по литературе Литературный осенний марафон 5-9 класс



© 2010-2022