- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая папка Из опыта работы
Методическая папка Из опыта работы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фазылова Р.Ф. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Я, Фазылова Резеда Фатхрахмановна, - учитель русского языка и литературы Усалинской средней школы. После окончания в 1982 году Казанского государственного педагогического института вот уже тридцать третий год работаю в своей родной школе. В начале трудового пути работала в одном коллективе со своими учителями, а теперь уже со своими учениками.
Я выросла в учительской семье, нас четверо детей, трое из которых выбрали профессию родителей. Наш общий педагогический стаж 172 года.
Работа учителя русского языка и литературы в татарской школе, в татарской деревне чрезвычайно сложна и в то же время интересна, потому что, когда в работу вкладываешь всю душу, все свое умение, энергию, здоровье, конечно же, приятно видеть и результаты своего труда. Как учитель русского языка и литературы, я стараюсь пробуждать у учащихся интерес к изучению русского языка и любовь к русской литературе, развивать их творческие способности, а также обучать татарских детей грамотной русской речи и письму. Каждодневная, целенаправленная работа даёт свои плоды: с первых же лет сдачи ЕГЭ и ГИА мои ученики добивались высоких результатов. Динамика средних показателей ЕГЭ такова: 2005 г.-82 балла; 2007г. - 53 балла; 2009г. - 62 балла; 2011г. - 66 баллов, 2013 г. -79 баллов; 2014 г. - 65,8 баллов. В рейтинге 2013 года «100 лучших школ РТ по результатам ЕГЭ» по русскому языку мы на 15 позиции. В рейтинге 2014 года мы тоже в числе победителей.
Учебный год
Количество
участников ЕГЭ
Средний балл
2004-2005
1
82 б.
2005-2006
6
45 б.
2006-2007
6
52,6 б.
2008-2009
13
61,61 б.
2010- 2011
14
66,07 б.
2012-2013
14
79,08 б
2013-2014
13
65,8
Лучшие результаты показали следующие учащиеся:
Хузяхметова Гелюса - 100 баллов (2011)
Фазылов Рифнур - 98 баллов (2013)
Исмагилова Сирена - 95 баллов (2013)
Нуриев Равиль - 90 баллов (2013)
Хабибуллина Зульфия - 90 баллов (2014)
Борисова Елена - 90 баллов (2015)
Русский язык является одним из государственных языков в республике Татарстан, поэтому его изучение в школе приобретает особое значение. Потенциальные возможности русского языка и литературы как учебного предмета реализуются лишь тогда, когда обеспечен высокий научно - методический уровень преподавания, что, в свою очередь, предполагает широкое оснащение урока современными средствами обучения. Наиболее благоприятные предпосылки для комплексного использования средств обучения создаёт кабинет русского языка и литературы, который позволяет проводить разнообразную внеклассную работу, работу с отстающими, индивидуальную работу с одарёнными детьми.
В кабинете продолжается приобщение детей к миру прекрасного, воспитывается любовь к литературе. Такое большое внимание работе кабинета русского языка и литературы принесло и свои результаты: в рамках проекта «50 новых педагогических идей» наш кабинет занял 3 место в районном конкурсе.
Для достижения больших успехов в изучении русского языка и литературы имеет внеклассная работа по предмету. Каждый год в школе проводится Неделя русского языка и литературы. Во всех классах с большой подготовкой проводятся внеклассные мероприятия к юбилейным датам, интересные турниры, вечера поэзии и сказок, выпускаются литературные газеты, оформляются стенды, альбомы и буклеты.
В последние годы ведется и довольно плодотворная исследовательская работа. Есть и результаты: с IX Республиканской научно-практической конференции школьников имени Л. Н. Толстого вернулись с Дипломом II степени, стали победителями конкурса родословных, организованного редакцией журнала «Магариф» и другие.
Около 20 лет я возглавляла методическое объединение сначала учителей русского языка куста, а потом преподавателей гуманитарного цикла своей школы. Творческие отчеты учителей, круглые столы по обмену опытом, единые контрольные работы с последующим анализом результатов, пробные ЕГЭ и ГИА, конкурсы на лучший кабинет, знакомство с передовым опытом и другие мероприятия были направлены на повышение качества образования.
Как учитель, я обязана передавать предметные знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Я стараюсь учить своих детей жить без насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности. Работая классным руководителем, я всегда помню о том, что педагогика - это прежде всего наука о воспитании, что в основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта.
Сегодня необходимо вернуться к этим всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей претворять их в жизнь. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретённые знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. Учить видеть себя значимым, верить в своё предназначение, быть благодарным прошлому и уважать будущее - залог человеческой духовности. Это способен совершить не учитель - «урокодатель», а созидатель ребячьих душ. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством, к этому будут стремиться и его ученики. Поэтому, уча детей, я постоянно учусь сама и стараюсь не потерять стремления к знанию. Я стараюсь не забывать, что каждый мой ученик - человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться, и выстраиваю свою работу именно с этой позиции. Быть классным руководителем - значит нести ответственность за своих учеников все 24 часа в сутки. В работе классного руководителя неоценимую помощь оказывает совместная деятельность с родительским комитетом, общественными организациями, с сотрудниками сферы здравоохранения и культуры, а также правоохранительных органов.
Ещё о многом можно было бы рассказать, описывая опыт своей работы. Ведь труд учителя - бездонный колодец. Смысл этого труда, наверное, в том, когда ты радуешься маленьким победам своих учеников, переживаешь их неудачи, живёшь их интересами. Может, эти слова и прозвучат высокопарно. Но счастлив учитель, если он сумел частичку своей души вложить в своих учеников и сделал всё для того, чтобы полученные от него знания помогли им найти своё место в жизни и стать настоящими людьми.
«Наш лучший учитель»
В 2011 и 2013 годах я становилась обладателем гранта «Наш лучший учитель». Подавая заявку на грант, я взяла на себя обязательство подготовить учащихся к олимпиаде по русскому языку, потому что, начиная с 2000 года, почти каждый год мои ученики становились победителями и призёрами муниципального этапа республиканской олимпиады по русскому языку и показывали неплохие результаты на республиканском туре.
Смею заметить, что у меня уже выработалась довольно успешная система работы по подготовке одарённых детей к олимпиаде. Эта работа начинается в 5 классе с выявления детей, имеющих склонности к гуманитарным наукам, умеющих творчески мыслить и грамотно выражать свои мысли устно и письменно. Школьные этапы олимпиады, тестирование учащихся, конкурсы сочинений, проведение предметных недель и другие мероприятия позволяют своевременно выявить перспективных учащихся и уже построить целенаправленную и планомерную работу по подготовке их к муниципальному этапу олимпиады.
Программа «Одарённые дети», стартовавшая в нашем районе по инициативе главы муниципального района в этом учебном году, тоже была призвана работать на конечный результат и оказала большую помощь нам, учителям-словесникам, в подготовке детей к предметной олимпиаде. Цель данной программы - выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. На основе этой программы были сформулированы следующие задачи работы по подготовке к олимпиаде:
-
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
-
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;
-
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
-
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
-
проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
-
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, праздники, посещение кружков и секций по предмету).
Программа работы по подготовке к олимпиадам рассчитана на несколько этапов.
Первый этап - диагностико-организационный - предполагается реализовать в 2013-2014учебном году. Он включает в себя:
-
изучение контингента учащихся школы с целью выявления одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
-
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
-
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
-
организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
-
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап - организационно-практический, этап реализации (2014 -2015)
связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
-
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
-
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
-
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
-
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
-
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
-
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
-
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
Третий этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический (2015-2016) . На этом этапе предполагается:
-
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
-
мониторинг личных достижений учащихся;
-
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
-
создание системы работы с одаренными детьми в условиях средней школы;
-
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
При подготовке к олимпиадам я использую различные формы работы. Это:
-
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-
Участие в школьных и районных олимпиадах;
-
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;
-
Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
-
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
-
Создание детских портфолио.
Предметная олимпиада - это своего рода состязание школьников. Её цель - повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания повышенной сложности, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения. Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Несколько слов хочу сказать о том, по каким источникам мы готовимся к олимпиадам. Во-первых, это сборники с олимпиадными заданиями, которых сегодня очень много в продаже.
Во-вторых, богатейший материал можно найти в интернет-источниках. Очень много сайтов, которые предлагают не только задания, но и ответы к ним, что позволяет наиболее развитым учащимся самостоятельно заниматься дома.
Вот такая работа, организованная в соответствии с планом-графиком отдела образования , дала и свои первые результаты. Ученица 9 класса Петрова Гульназ и ученица 10 класса Борисова Елена стали призёрами муниципального тура республиканской олимпиады по русскому языку; ученик 5 класса Шарифуллин Искандер стал победителем Всероссийской дистанционной олимпиады по русской литературе; ученица 11 класса Хабибуллина Зульфия стала победителем Всероссийской олимпиады знатоков русского языка «Русский медвежонок».