Дидактический материал на тему Имя существительное. Склонение существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Имя существительное. - Склонение имён существительных.

Спишите, вставляя буквы о или ё после шипящих. Объясните свой выбор.

1) Над свалившеюся туч...й, как над ч...рной горной круч...й, звёзды блещут серебром. (И. Бунин.) 2) По ниве прохожу я узкою меж...й. (В. Майков.) 3) И над морем, и над суш.. .й бушевал смерч. (В. Короленко.) 4) Отец подгонял лошадь вожж...й и чмокал губами. (Ф. Гладков.) 5) Челкаш был доволен своей удач...й. (М. Горький.)

2. Имя существительное. - Склонение имён существительных.

Запишите данные имена существительные в форме твори­тельного падежа единственного числа. Поставьте в них ударения. Как вы будете рассуждать при выборе окончаний? С выделенными словами составьте предложения.

Кожа, парча; птица, овца; роща, межа; пыльца, добыча; страница, баржа.

3.Имя существительное. - Склонение имён существительных.

Спишите, поставив слова из скобок в нужной форме. Определите их падеж.

1) В (декабрь) начинаются приготовления к (Новый год). 2) До (Новый год) осталось совсем немного времени. 3) Скоро будем поздравлять всех с (Новый год). 4)В ожидании праздника все говорят о (Новый год). 5) В последний день (декабрь) будем встречать (Новый год).


4. Имя существительное. Склонение имён существительных.

Запишите данные в скобках слова в форме творительного падежа единственного числа. Поставьте в них ударения.

Любуюсь (пейзаж, дворец, ландыш, камыш); наблюдаю за (ёж, заяц, грач, скворец); горжусь (отец, товарищ); дружу с (певец, скрипач, сторож); работаю (завуч, врач); люблю всем (всей) (сердце, душа); доволен (встреча, малыш); бегу (улица, межа).

5. Имя существительное. Склонение имён существительных.

Спишите текст, дописывая окончания слов. Определите их род и склонение.

Ель - дерево новогодн... . Оно пользуется особенн... лю­бовью. Недаром в Новый год украшают ёлк... красивыми игрушками. Вечнозелён... ель приносит людям много радост... .

Ель - щедр... дерево. У ёл... в шишках очень много семян, ими лакомятся многие животные.

Это дерево часто сажают как жив... изгородь вдоль железных дорог, каменных стен, потому что оно хорошо защищает от снежных заносов.

Из ёл... делают бумагу и лекарства, искусственный шёлк и кожу, спирт и дрожжи, музыкальные инструменты.

Ели, растущие на Красн... площад... в Москве, голубого цвета. Это особый вид ёл... .

(По Ю. Дмитриеву.)

6. Имя существительное. - Склонение имён существительных.
Спишите предложения, вставляя, где надо, ь.

1) Я любил забират…ся в глуш… и чащу бабушкиного сада. (И. Тургенев.) 2) Каморка Герасима запиралась на замок, который напоминал своим видом калач…, только чёрный. (И. Тургенев.) 3) Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощ…. (А. Пушкин.) 4) Реч… как меч…: сечёт и правого, и виноватого. (Пословица.)

7. Имя существительное. - Склонение имён существительных
во множественном числе.

Прочитайте текст. О чём он? Запишите существительные, обозначающие названия жителей разных стран.

Образец. Венгр - венгры - венгров; австриец - австрийцы - австрийцев.

Для венгров, румын, австрийцев самая лучшая река - Дунай. Дунайская волна бежит по землям одиннадцати стран.

А вот для африканцев лучшим является Нил - самая длинная река на Земле.

Для жителей Северной Америки нет лучше реки Мис­сисипи.

Для индийцев самая красивая река - великий Инд, для австралийцев - Муррёй, для поляков - Висла.

Нам дороже всего Волга.

8. Имя существительное. Склонение имён существительных
во множественном числе.

Спишите, вставляя, где надо, ь.

1) Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппи­ровались в каких-то чудовищ…. (И. Гончаров.) 2) Дружки шли просёлочной дорогой, избегая встреч…. (М. Горький.) 3) На местах старых пожарищ… теперь пустыри. (В. Арсёньев.) 4) Ноч… была тёмная, по нёбу двигались толстые пласты лохматых туч…. (М. Горький.) 5) Без неудач… удач… не бывает. (Пословица.)

9. Имя существительное. Склонение существительных мать,
дочь.

Спишите пословицы, поставив слова из скобок в нужной форме. Определите их падеж.

1) Детки для (мать) всегда краше. 2) Кто (мать) не послушает, в беду попадёт. 3) (Мать) все дети равны - одинаково сердцу больны. 4) Сердце (мать) лучше солнца греет. 5) У (мать) на всё слёз хватает.

10. Имя существительное. Разносклоняемые существи­тельные.

Прочитайте. Выпишите предложения с разносклоняемыми существительными. Разберите их по составу, укажите падеж, число.

Плоды

Плод - это то, что образуется на месте цветка и содержит в себе семена. Каждый плод поспевает в своё время, и у каждого есть своё имя. Так, например, плод гороха называется стручком. В стручке бывает 5 - 6 семян. В стручке семена и у капусты. У земляники и клубники плод - мясистая сложная семянка. Плоды винограда и вишни называются ягодами. У картофеля - клубни.

11. Имя существительное. Несклоняемые существительные.

Составьте с данными словами словосочетания, соединяя их подходящими предлогами. Определите падеж несклоняемых существительных.

Образец. Ехать, шоссе; ехать по шоссе (Д. п.).

Играть, пианино; сходить, кино; кататься, пони; ходить, пальто; войти, фойе; поехать, Сочи; слушать, радио; сидеть, купе; познакомиться, А. Барто.

12. Имя существительное. Несклоняемые существительные.

Представьте себе, что вам надо рассказать брату о своём посещении зоопарка, где вы видели кенгуру, колибри, эму, какаду, шимпанзе, пони. О каких особенностях этих животных и птиц вы будете говорить?

13. Имя существительное. Несклоняемые существительные.

Представьте, что надо начать новые тетради по русскому языку и подписать их. Как это сделают Лидия Борисёнко и Виктор Борисёнко; Анна Черных, Михаил Черных; Ольга Шмидт, Николай Шмидт?


© 2010-2022