- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на тему: Повышение качества ЗУН учащихся
Выступление на тему: Повышение качества ЗУН учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербакова Н.И. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
И. М. Сеченов говорил: «Главными определителями умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать.»
Преподаватель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.
Обучение во всех его аспектах связано с задачами всестороннего развития личности.
Это прежде всего касается целей обучения. Они не могут быть ограничены сообщением ЗУН и непременно включают в себя формирование качеств личности в широком плане.
Ярко выраженная развивающая функция заключена в методах, приемах обучения, которые представляют собой не просто средства передачи ЗУН, но и одновременно служат средством организации познавательной деятельной деятельности учащихся, формирования их личности в процессе обучения.
Большие возможности для формирования положительных качеств личности при обучении русскому языку заключает в себе дифференцированное обучение.
Дифференцированный переход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Структура урока.
-
Единая учебная цель.
-
Дифференцированная самостоятельная работа.
Сильные учащиеся. - I вариант, (с творческим заданием)
Средние учащиеся. - II вариант, (с графическим комментированием)
Отстающие учащиеся. - III вариант, (выполнять по образцу.)
-
Коллективное обсуждение результатов.
-
Проводится беседа по теме, особое внимание уделяется учащимся, работавшим по Ш-му варианту. Примеры приводит весь класс.
-
Формулируется правило, корректируется по учебнику.
-
Самостоятельная работа по вариантам.
-
I вариант -написать творческую работу.
-
II вариант - на выбор: задание 1варианта или составление таблицы, схемы на основе изученного, заполняя примерами.
-
III вариант - выполнить упражнение учебника, используя таблицу. Работа выполняется под руководством учителя.
-
Единая проверочная работа.
Учащиеся первой группы читает свое сочинение, остальные пишут
выборочный диктант. Выписывают слова, предложения по теме урока.
-
Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы.
(получение ЗУН, выставление оценок.)
-
Дифференцированное домашнее задание.
Общее задание: изучение параграфа с примерами из худ. лит-ры; задание по группам.
Существует в школьной практике и индивидуальный подход в работе с детьми, имеющими более высокий уровень подготовки. Можно увеличивать объем работы учащихся с учетом их потенциальных возможностей, а можно - за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематический повтор пройденного.
Формируют активное отношение к процессу познания и задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.
Например, работая над прилагательными в 6 классе, учитель преднамеренно сталкивает детей с причастиями (например: таинственный и мерцающий), которые они классифицируют , как прилагательные и указывает параграфы 5-7 учебника 7 класса по теме «Причастие».
Можно использовать стратегию «Дневник тройной записи». Надо предложить учащимся разбить два тетрадных листа на три колонки и озаглавить их: «Мне это известно», «Это для меня ново», «Это мне не понятно». Учащихся можно разбить на группы. Каждая будет работать над отдельным параграфом. Один из членов группы будет докладывать о сделанных записях. Особое внимание следует обратить на записи в 3-тьей колонке. Учитель отвечает на возникшие вопросы. (Плодотворно проходит работа в 7 классе по литературе по общим темам: «Портрет описания человека в литературе», «Пейзаж в художественном тексте» и др.) Активно включаются в работу и учащиеся 8 класса по русс-яз.))
Большое значение для формирования ЗУН имеет работа со словарями. Используется словарный диктант с самопроверкой по учебнику.
С целью повышения техники чтения и р/р учащихся используются элементы методики Ривина (поабзацное изучение текста) и «интервью с писателями». Один учащийся выступает в роли писателя, другой - корреспондента(используется на уроках лит-ры в 5-6 классах)..
Для создания проблемной ситуации на уроке и для «добывания» знаний у учащихся используются элементы критичного мышления, (кластеры на уроке лит-ры, русс-яз). Их удобно использовать как на уроке для объяснения нового материала, так и на уроке закрепления знаний.
На уроках литературы часто использую эссе - небольшие сочинения, передающие индивидуальные впечатления, связанные с темой. Это может быть совет герою, пожелание, впечатление от услышанного на уроке. («Письмо герою», «Здравствуй, урок ».)
Развитие творческих способностей, самостоятельности всех учащихся повышает качествоЗУН.