- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лазаренко Е.А. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык подготовлена на основе примерной программы учебной дисциплины Русский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), разработанной в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России № 03-1180 от 29.05.2007).
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
15
5 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 16
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 Русский язык
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования и предназначена для изучения дисциплины на специальностях среднего профессионального образования реализующих программы общего образования
для специальностей.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОДБ.01 Русский язык является общеобразовательной дисциплиной и относится к общеобразовательному циклу дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
контрольные работы по темам
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
рефераты
доклады
конспект
сообщения
различные виды разборов слов, предложений, текстов
13
9
1
2
14
Итоговая аттестация в форме экзамена во II семестре
Тематический план и содержание учебной ОДБ.01 Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Тема 1.
Введение
Содержание учебного материала
3
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Доклад на тему: «Русский язык в современном мире. Язык и культура».
Раздел 1
Язык и речь. Функциональные стили речи
Содержание учебного материала
15
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи , его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста.
10
2
Самостоятельная работа обучающихся
5
1. Реферат на одну из тем: «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом», «Текст и его назначение», «Типы текстов по смыслу и стилю».
2. Подготовить сообщение на темы: «Дипломатический подстиль официально-делового стиля»,
«Законодательный подстиль официально-делового стиля».
3. Приведите примеры терминов, использующихся в вашей будущей профессии.
4. Составьте несколько деловых бумаг (расписку, заявление, автобиографию), используя образцы.
5. Составьте рецензию на вашу любимую книгу.
Раздел 2
Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
10
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Русская лексика с точки зрения её происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология, Русские пословицы и поговорки
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправления. Ошибки в употреблении фразеологических единиц. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
8
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Подготовить реферат на одну из тем: «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка», «Словари русского языка и сфера их использования».
2. Сообщение на тему: «Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология, Русские пословицы и поговорки».
Раздел 3
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Содержание учебного материала
12
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение согласных и гласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок на З/С. Правописание Ы/И после приставок.
8
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Фонетический разбор слов из различных частей речи.
2. Подготовить доклад на тему: «Функционирование звуков языка в тексте».
3. Конспект по теме «Основные правила произношения гласных звуков».
4. Фонетический разбор слов.
Раздел 4
Морфемика. Словообразование. Орфография
Содержание учебного материала
8
2
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы образования слов. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.
6
Правописание чередующихся гласных в корне слов. Правописание приставок ПРЕ - /- ПРИ. Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Реферат на тему: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»
2. Словообразовательный разбор слов.
Раздел 5
Морфология и орфография
Содержание учебного материала
21
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительных. Употребление форм существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительного в речи. Сочетание числительного оба, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как
Средство связи предложений в тексте.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
12
2
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречия. Правописание наречий. Отличие наречий от слов - омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов - омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
2
Самостоятельная работа обучающихся
9
1. Конспект на тему: «Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста».
2. Доклады на одну из тем тем: «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи», «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов», «Основные способы изложения научной мысли».
3. Рефераты на одну из тем: «Русское письмо и его эволюция», «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А.Реформаторского, В.В.Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.
4. Конспект на тему: «Причастие как особая форма глагола».
5. Сообщение на тему «В какой речевой ситуации чаще используются предложения с причастными оборотами?».
6. Конспект на тему: «Деепричастие как особая форма глагола».
7. Сообщение на тему: «Отличие наречий от слов - омонимов».
8. Сообщение на тему: «Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Синонимия наречий при характеристике признака действия».
9. Конспект на тему: «Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).
Раздел 6
Служебные части речи
Содержание учебного материала
12
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов - омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тесте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Частицы как средство выразительности речи.
8
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Морфологический разбор предлога, союза.
2. Морфологический разбор частиц и междометия.
3. Подобрать из текстов художественных произведений примеры, содержащие разные по значению частицы.
4. Написать сообщение по теме «Правописание частицы не с разными частями речи».
Раздел 7
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
36
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетание. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение. Предложение с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление предложений. Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненно переложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
12
1. Синтаксический разбор ССП.
2. Синтаксический разбор СПП.
3. Синтаксический разбор БСП.
4. Написать реферат по теме: «Синонимия простых предложений».
5. Из газет и журналов выписать предложения с однородными и неоднородными приложениями.
6. В романе - эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого найти предложения с обособленными определениями.
7. Из стихотворений Ф.Тютчева выписать предложения с обращениями.
8. Написать конспект по теме «Бессоюзное сложное предложение».
9. Написать конспект по теме «Сложное предложение».
10.Написать реферат по теме: «Синонимия сложных предложений».
11. Написать реферат по теме: «Использование сложных предложений в речи»
12. Написать конспект по теме «Вводные и вставные конструкции».
Итого
117
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык»
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места в количестве 26 мест;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-методической документации;
-
телевизор;
-
презентации в программе MS Power Point на USB- носителе по разделам рабочей программы дисциплины.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows XP W, MS Office;
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивная доска;
-
телевизор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
-
Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
-
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для нач. и сред. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
-
Герасименко Н.А. Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
-
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М.: 2010.
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: 2010.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М.: 2009.
-
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы./ Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: 2009.
-
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2009.
-
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М.: 2009.
Литература для преподавателей:
-
Антонова Е.С. Тайны текста. - М.: 2007.
-
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М.: 2008.
-
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М.: 2006.
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М.: 2007.
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: 2006.
-
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М.: 2006.
-
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М.: 2001.
-
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: 2007.
-
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: 2004.
-
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М.: 2005.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: 2004.
-
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Автор-составитель Е.М. Виноградова и др./ Под ред. Н.А. Николиной. - М.: 2004.
-
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: 2004.
-
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.: 2005.
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
-
экспертная оценка выполнения упражнений
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
-
экспертная оценка выполнения упражнений
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
-
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
Знания
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов.
-
индивидуальный опрос, контроль знаний по карточкам-заданиям.
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
-
тестирование, индивидуальный и фронтальный формы опроса
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
-
контроль знаний по карточкам-заданиям, индивидуальный опрос
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
-
тестирование, контроль знаний по карточкам, индивидуальный опрос