- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Правописание производных предлогов»
«Правописание производных предлогов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джур Е.А. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: « Правописание производных предлогов»
Цели урока:
Образовательные:
-
Систематизировать знания по теме «Предлог».
-
Обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов.
-
Научить отличать предлоги от омонимичных существительных.
-
Продолжить работу по формированию речевой компетенции в употреблении предлогов в речи.
Развивающие:
-
развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов
-
помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций
Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями
Методические приемы: объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.
Ход урока:
1.Орг.момент
-
Проверка домашнего задания. Повторение орфоэпических норм.
Выберите из двух слов одно, в котором ударение поставлено правильно. Запишете в тетрадь в словарик:
Баловать - баловать
Двоюродный - двоюродный
Каталог - каталог
Свекла - свекла
Статуя - статуя
Таможня - таможня
Феномен - феномен
Столяр - столяр
-
Объяснение нового материала.
Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении
3.1.Работа с учебником.
- Прочитайте параграф учебника. Что нового узнали о предлогах?
Предлоги - служебные слова, которые указывают на различные грамматические отношения между словами и словосочетаниями в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложении.
Проблемный вопрос: Как отличить предлоги от существительных В ТЕЧЕНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИИ, которые пишутся иначе?
3.2.( Обучающиеся получают карточки-памятки) ЗАПОМНИТЕ!
Если слово называет предмет, то это существительное с предлогом, который пишется раздельно. При этом вопрос задается от предлога и вопрос можно разместить между предлогом и существительным.
Раздельное написание можно осмыслить.
Вода на самом деле течет, поэтому у нее есть течение. Это течение может иметь признаки: быстрое, медленное, бурное.
В (чем?) течении ( П.п.) реки могут быть повороты.
В (быстром) течении могут быть повороты.
В (что?) течение ( В.п.) реки вливаются родниковые воды.
В (бурное) течение реки вливаются родниковые воды.
Разберемся с производным предлогом в продолжение.
Производные предлоги в течение и в продолжение имеют значение времени «от - до».
Существительное «продолжение» имеет следующее значение:
Книга способна продолжаться другой книгой, то есть может быть написано ее продолжение. Это продолжение имеет свои признаки: интересное, увлекательное, длинное, короткое.
В (чем?) продолжении ( П.п.) книги появляются новые персонажи.
В (интересном) продолжении книги появляются новые персонажи.
В (что?) продолжение книги автор ввел еще одного героя.
Вывод: Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.
Каждый способен развиваться ( как долго?) в продолжение или в течение всей своей жизни. ( В этом предложении устанавливается время действия, а сделать это помогают переходные формы предлогов, которые управляют временем).
3.3. РАЗЛИЧАЙТЕ НАПИСАНИЕ:
-
Предлога вследствие ( из-за) ( чего? Родит.падеж)
-
Существительного в следствии
-
И наречия впоследствии
ЗАПОМНИТЕ:
-
Существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие - производный предлог, его можно заменить предлогом из-за.
Выполнить задание письменно в тетради, укажите части речи.
Вследстви___ небрежности, пришлось впоследстви____ работу переделывать. Переделанная работа впоследстви__ была отмечена в числе лучших вследстви__ ее значимости для искусства.
Физкультминутка (выполняется после письменной работы в тетради):
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОСАНКИ
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Гимнастика для глаз
Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной
привлекает внимание.
Из коллекции ЦОР используем интерактивную таблицу.
Интерактивная таблица "Производные предлоги" (N 110720) (school-collection.edu.ru/catalog/res/d2ced013-689c-4c43-a0b8-fca95fed92e7/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7)
3.4. ПАМЯТКА:
В (этом) следствии, продолжении, течении, заключении (где ?- существительное с предлогом).
В продолжение, в течение, в заключение (когда? - предлог)
Ввиду, вследствие ( почему? - предлог)
В виде, в виду (чего? - существительное с предлогом)
Впоследствии ( когда? - наречие).
4.Закрепление изученного материала.
-
Предупредительный диктант
Работать в течение двух часов - отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона - увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение - находиться в заключении; вследствие засухи - участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии - обратить внимание на подобие фигур.
-
Использование справочно-информационного портала «Грамота»
gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_130
Учебник орфографии, тема «Правописание предлогов», интерактивный тест.
-
Употребление производных предлогов в речи
Чаще всего производные предлоги употребляются в официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).
-
Домашнее задание
-
Выучить правило правописания производных предлогов.
-
Упр. в учебнике.
-
Индивидуальная карточка
-
-
(В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).
-
(В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
-
Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.
-
В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
-
В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
-
Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
-
(Не)смотря на мороз они с удовольствием ели мороженое.
-
Он шел по улице (не)смотря ни на кого.
-
Он пошел на тренировку (не)смотря на высокую температуру.
-
Она сидела за столом совершенно (не)смотря на своего соседа, не (общаясь) с ним.
3.Творческое задание
Составьте рассказ об истории жизни родственника, знакомого или другого человека по вашему выбору на основе предложенных слов, определяя способ их написания.
(В)течени_, (в)продолжении_, (в)последстви_,(в)первые, (в)правду,(в)виду, (в)следстви_,(по)многу.
Литература:
-
Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2005.
-
Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение, 2003.
-
Новичёнок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. - Санк-Петербург.: Издательский дом "Литера", 2008