Конспект урока на тему Р. Р. Подготовка к написанию сжатого изложнения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Тема. Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения (в рамках подготовки к ОГЭ)

Цель: сформировать практические навыки в применении основных приёмов сжатия текста.

Задачи: 1. Отработка умений применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, научить работать с текстом, применяя изученные приёмы сжатия.

  1. Развивать ключевые образовательные компетенции: учебно - познавательную, информационную, коммуникативную, аналитическое мышление учащихся, умение логически грамотно выстраивать свой ответ, кратко и ясно формировать мысль, используя нужную лексику и терминологию, умение работать в парах,

  2. Способствовать нравственному становлению личности; воспитывать бережное и внимательно отношение к матери.

Оборудование: рабочие листы на каждого ученика; презентация к уроку.

Тип урока: урок развития речи

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Постановка целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Этот урок позволю себе начать с неожиданного вопроса: «Кто из вас радостно воспримет мысль о том, что на уроке вы будете работать над изложением?»

- Объясните, почему это сообщение не порадовало вас?

- А теперь пусть выскажут своё мнение те дети, которые восприняли эту мысль радостно.

- Действительно, мы должны уметь писать изложение, но не только для того, чтобы хорошо сдать экзамены, получать хорошие оценки. Где в дальнейшем вам могут пригодиться полученные знания и умения?

( При написании вторичных текстов: рефератов, докладов, отзывов, рецензий).

Итак, сегодня на уроке мы продолжим работать над формированием умений писать сжатое изложение.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи Бюффона, французского биолога, математика и писатель XVIII века: « Хорошо писать - это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней работе.

- А является ли данная работа для вас новой?

- Разделите лист на две половинки и запишите, что вы знаете по данной теме и чему хотите научиться.

- Озвучим записанное.

На материале услышанного учитель формулирует цель и задачи урока.

3. Изучение нового материала.

1. Теоретический материал.

- Итак, «сжатое изложение». Как вы понимаете данный термин?

(Содержание текста воспроизводится кратко, обобщенно. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.)

- Каковы задачи сжатого изложения?

Воспроизвести исходный текст, исключая второстепенную информацию

Да, отдельные фрагменты текста мы будем излагать кратко, другие - подробно.

- Какие же кратко, а какие - подробно?

- Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

- На уроке работать будем с ключевыми понятиями: текст, основная мысль, микротема, приёмы сжатия.

2. Разминка.

- Проведём небольшую разминку, в ходе которой я проверю, усвоили ли вы приёмы сжатия.

- Какие приёмы сжатия вам известны?

  1. Мама рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын.

  2. 2. Я и в самом деле старался спасти мать от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно…



  1. 3. Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…»

4. Вовремя, при жизни матерей должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.

1.Мама всем людям рассказывала, какой у неё сын.

  1. 2. Я старался спасти мать от житейских невзгод. А нужных слов не высказал. Многое мы осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно…



3. Мамы давно уже нет, а я мысленно прошу у неё прощение.

4 Вовремя мы должны говорить матерям добрые слова и совершать ради них добрые поступки.

3. Работа с текстом.

- Эти умения определять приёмы сжатия пригодятся в работе с текстом.

На урок я выбрала текст А.Фадеева «Я помню руки твои» (читает учитель)

Я помню руки твои…

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. И даже если они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… (По А. Фадееву)

- Докажите, что это текст.

-Определите, его тему и основную мысль.

- Как вы думаете, чем я руководствовалась, выбирая текст на данную тему?

- Действительно, вот уже 4 года в последнее воскресенье ноября Россия отмечает новый праздник - День матери. Среди многочисленных праздников он занимает особое место. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Часто на уроках русского языка и литературы вы работали с текстами о маме. Писатели и поэты были нашими собеседниками, нашими учителями. Они убеждали нас в щедрости материнского сердца, материнской души… …А сегодня я решила вам предложить текст о материнских руках.

Я помню руки матери моей,
Хоть нет ее давно уже на свете,
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жесткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
"Натруженные руки матерей,
Светлее вас нет ничего на свете!"

- На прошлом уроке мы работали над выделением микротем (это первый критерий оценивания сжатого изложения на экзамене).

- Сколько микротем можно выделить в данном тексте? Для удобства они перед вами на рабочих листах.

- На уроке мы будем формировать умение применять приёмы сжатия. Это второй критерий оценивания изложения.

4. Практическая работа учащихся.

- А сейчас основная работа с текстом. В каждом абзаце вам необходимо выделить нужную информацию, применив приёмы сжатия. Для этого вам понадобятся маркеры. Вы будете вычёркивать второстепенную информацию, самостоятельно определяя при этом приём сжатия, который использовали. Этот приём, я надеюсь, позволит закрепить в вашем сознании то, что любой текст содержит отрезки, которые не несут смысловой нагрузки. И их мы должны ВЫЧЕРКНУТЬ из текста.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 4)И даже если они были и грубые, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. 7)Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!



8)Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. 9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. 10)Я целую чистые, святые руки твои!

11)Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? 12)А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. 13) Мама, мама!... 14)Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… (По А. Фадееву)





- Огласите результаты своей работы. Работаем по микротемам.

Обсуждаются варианты, предложенные учащимися.

- А сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли экспертов, оценивающих экзаменационные изложения. Каждый из вас может высказать собственную точку зрения, сделать выводы. Вы готовы оценивать работы уже по 2 критериям. Работать вы будете в паре, помогая при этом друг другу. Каждому ряду я предлагаю разные варианты уже готового сжатого изложения, попробуйте их оценить. Сколько максимально баллов можно получить за изложение?

- По первому критерию? По второму?

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступление учащихся.

- На следующем уроке мы будем работать над третьим критерием. Мы будем учиться создавать из сжатых отрывков связный, последовательный текст, используя межабзацные слова.

5. Итог урока.

- В народе говорят: « КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ». Я думаю, сегодняшний урок, на котором вы проявили упорство, старание, терпение, поможет нам в достижении поставленной цели.

Рефлексия:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. меня удивило…

  1. Домашнее задние.











ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТЫ СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ (ДЛЯ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ)

1 ряд

Мама! Я помню руки твои с детства И даже если они были и грубые, они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их в темные жилочки.

Я всегда помню руки твои в работе, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды. Я помню, как могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

Но больше всего запомнил я, как нежно гладили всего меня руки твои. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня и глядела на меня своими очами, сама вся тихая и светлая.

Оглянись же и ты и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от нас ли, не от наших ли ошибок седеют наши матери? Мама!... Прости меня, потому что ты одна на свете можешь прощать…Положи на голову руки, как в детстве, и прости…

2 ряд

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. И даже если они были и грубые, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

Я всегда помню руки твои в работе, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды. Я помню, как могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

Но больше всего запомнил я, как нежно гладили всего меня руки твои. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня и глядела на меня своими очами, сама вся тихая и светлая.

Оглянись же и ты и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от нас ли, не от наших ли ошибок седеют наши матери? Мама!... Прости меня, потому что ты одна на свете можешь прощать…Положи на голову руки, как в детстве, и прости…

3 ряд

Мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. И даже если они были и грубые, руки твои, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись же и ты, юноша, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать…Положи на голову руки, как в детстве, и прости…

Рабочий лист ученика__________________________

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

• исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких. из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• имена фрагмента предложения синонимичным выражением.

А.Фадеев «Я помню руки твои»

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

Мама, мама! Я помню руки твои с детства, с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. И даже если они были и грубые, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать…Положи на голову руки, как в детстве, и прости…

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (По А. Алексину)






© 2010-2022