Статья Поэтические опыты школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Забайкальский край, г. Краснокаменск,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»,

Маньковская Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы


Поэтические опыты школьников как средство духовного роста учащихся и психолого-педагогической диагностики проблем развития личности



«Цветок на окне растет сам. Его не надо

тянуть за вершину, стимулируя рост и развитие.

Но его надо поливать, освещать, обогревать солнцем.

Ему нужно создать необходимые условия для роста,

для развития»

В.Сазонов.


Среди множества психолого-педагогических проблем развития ребенка одной из приоритетных можно назвать проблему реализации творческого потенциала личности.

Творческое кредо Тургенева «Красота разлита повсюду» учит нас видеть прекрасное в обыденном. Созвучна этому точка зрения основоположников гуманистической психологии Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, считающих, что «жажда прекрасного - есть стремление вверх, наличие уникальности и огромного личностного потенциала саморазвития и самосовершенствования, стремление обладать способностью оценивать по достоинству даже обычные жизненные явления, новизну удовольствия жить полно и насыщенно в каждый момент существования…»

Согласно гуманистической психологии именно творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Абрахам Маслоу рассматривает творчество как черту, присутствующую во всех людях от рождения, но психолог О.М.Дьяченко предупреждал, что не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и не все могут надолго сохранить творческие способности…». Эти способности необходимо развивать.

Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо обогащать словарь, удерживать в памяти множество оборотов. Но главное здесь - это насыщение «творческой» памяти памятью культуры ( по выражению Д.С.Лихачева) художественными словесными образцами «высокой духовности», что подразумевает овладение лучшими образцами поэтического слова.

Ученый Жинкин, исследовавший механизмы речи считал, что у человека есть внутренняя речь, которая богаче внешней. В ней рождаются представления, наглядные образы. Переход внутренней речи во внешнюю осуществляется с помощью языковых средств.

Духовное, эмоционально-ценностное развитие личности должно предполагать умение трансформировать внутреннюю речь во внешнюю посредством выражения субъективных образов, возникающих вследствие восприятия действительности. Поэзия - самый субъективный вид словесного искусства. Поэтому, я предполагаю, важнейшей составляющей речевого развития должно стать умение переводить мысли и чувства в яркие поэтические образы, тем самым выражая глубину внутреннего мира человека. Таким образом, развивая поэтическое творчество, мы развиваем и сферу нравственности, чувств и эмоций.

Решение проблем духовно-нравственного здоровья личности в современном обществе необходима потому, что духовная сфера - есть глубина, сердце человеческого бытия, почти недоступная самосознанию, но именно в ней происходит внутреннее самоопределение. И особенно это значимо для детей, имеющих творческий потенциал.

Поэтому литературное творчество детей способствует не только речевому, интеллектуальному и творческому развитию, но и позволяет проследить психолого-педагогические проблемы формирования личности через эмоциональную направленность и образность его художественной речи.

Согласно учению З.Фрейда (Психология бессознательного. М.1999), между сознанием и бессознательным может возникать противоречие, разрастающееся до размеров конфликта.

Мне удалось проследить, что большинство детей, склонных к литературному творчеству - интроверты, и только их собственные литературные опыты позволяют изучить ценностные установки личности, нравственные составляющие души ребенка.

Кроме искренности и доброты в стихотворениях учащихся среднего звена выявляются тенденции потребительского отношения к жизни, приоритеты материальных ценностей, эгоцентрическое восприятие мира. В работах старшеклассников закономерно обращение к решению глобальных проблем человечества, интерес к философским проблемам. Болевыми точками являются мотивы тупика, одиночества, боли и смерти. В этих работах в полной мере воплощается «катастрофический» тип сознания подростка. Причем, подчас это внешне благополучные, успешные в учебе ребята. Литературные опыты предоставляют возможность отрешиться от внешнего мира, достигнуть углубленной сосредоточенности в себе и на себе, снять стресс, что равносильно медитации.

Вдовенко Анжела


Трава и камни.

Трава и камни, камни и трава… Мы замечаем в жизни их нечасто. Добро и чудо - вечные слова, но людям надо "бытового" счастья. Для нас престиж всего важнее: евроремонт, автомобиль; хотим мы жить "других не хуже". Но в суматохе движущихся дней стремленье к благам нас гнетет, недужит. Трава растет, не требуя наград за то, что лечит все земли изъяны.

А камни жмут и давят, во стократ они растравят пролежни и раны. Противоборству этому травы и валунов и в двадцать первом веке нет исхода, пока камней не уберем все мы с души, из жизни или с огорода.

Такие симптомы могут привести к дисгармоничности, конфликтности, дестабилизации психики.

Литературные опыты предоставляют возможность отрешиться от внешнего мира, достигнуть углубленной сосредоточенности в себе и на себе, снять стресс, что равносильно медитации.

Таким образом, литературные опыты школьников, на мой взгляд, одно из самых эффективных средств речевого, интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка.

Важнейшим звеном своей деятельности я считаю организацию внеучебной самостоятельной деятельности.

Как правило, самые лучшие работы ребята создают дома, так как это требует переосмысления, самопогружения, воплощение своих чувств.

Учащиеся получают задания, разнообразные по форме и сложности. Им предоставляется выбор темы и жанра произведения.

Творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Всякое принуждение ведет лишь к исполнению, усердному или небрежному, но не рождает подъема душевных сил человека, связанных с творчеством. Поэтому литературно-творческие опыты учащихся создаются в ходе внеклассной работы по предмету.

С 5-гл по 8-ой класс ребята занимались в поэтическом кружке «Родное слово». Именно в этом возрасте нужно приобщать детей к поэзии. И, как считают многие методисты - И.И,Аркин, М.Бабинский,Л.Корсалова и др., - ждать с таким знакомством нельзя, так как при сегодняшнем раннем отлучении детей от культуры ребята могут уже отвернуться от классики, поэтической в особенности: ведь она, как и классическая музыка, ждет хотя бы непредвзятости вкуса, естественной отзывчивости на слово, ритм. И спасти школьников сегодня можно только своевременным, достаточно ранним приобщением к искусству.

Старшие классы организуются в литературную пресс-студию «Развивайте дар слова». Занятия направлены не только на выпуск школьной газеты и популяризацию поэтических работ, но и на освоение практики построения речевых произведений различных стилей, на углубление знаний о литературном языке, языке художественной литературы; на освоение учащимися поэтических жанров. В процессе работы литературной пресс-студии появились такие работы, как поэтический этюд на общественно-политическую тему; поэтическая миниатюра, отражающая в художественном преломлении насущные проблемы современной жизни. Эти работы высоко оценены нашими журналистами и систематически побеждают в конкурсе публикаций.

Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Выразить свою позицию, быть услышанными - эти запросы решает работа в пресс-центре. Свои чувства и мысли школьники пытаются изложить в стихотворной форме. Продолжая традиции поэтического кружка, ребята создают поэтические этюды.

Салина Настя

Игры в шахматы

В жизнь вступаю я пешкой в игре ненужных страстей, сводящих друг с другом счет. Учат так: получила удар - и не мешкай! Как половчее сыграть, ведь пришел твой черед? Вот шахматная жизнь! Пустых немало клеток, но непроста стратегия - увы! И, нанося удар, тогда ты будешь меткой, когда чужой король лишится головы. А если уж не по нутру лихие нападенья, то шашки ты бери и дуйся в поддавки, хотя и здесь проверится уменье продумать совершенные ходы. Все игры нелегки. Нелепейшая мысль - надеяться на случай, в теории сильны недаром мастера. Не можешь ты творить- читай учебник лучше, авось чужим умом наладится игра. Не сетуй на удар и на несправедливость, сама решай свою судьбу, спеши скорей в ферзи. Кто выигрыша ждет, тот выбросил стыдливость. Ну что ж, обдумай ход! Давай дерзай, дерзи!...Быть иль не быть?...Играть иль не играть?...Вступая в жизнь, самой решать!

Вдовенко Анжела

О тишине

Проходит мода на одних, приходят крикуны другие. Не слышат, но возносят их эпохи, на ухо тугие. Но от колонок децибел душа спасенья не находит. От сердца кто сказать хотел, тотчас на шёпот переходит. Как трудно говорить начать среди грохочущего века. И стала мерой человека способность всех перекричать. Фальшиво воет человек и трёт глаза сухие луком… Пусть будет 21 век столетьем с абсолютным слухом. И смолкнет смех, и стихнет плач, и тишина сердца разбудит. В той тишине услышан будет и тот, кто скажет тише всех!


© 2010-2022