- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Продуктивные задания к уроку-обобщения материала по теме: Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис УМК Т. А. Ладыженская 5 класс
Продуктивные задания к уроку-обобщения материала по теме: Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис УМК Т. А. Ладыженская 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филык Е.Б. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-обобщения по грамматике
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис (Русский язык. 5 класс. Учебник: Русский язык 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской)
Цель урока: систематизировать теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения.
Оборудование: обобщающая таблица по разделу «Синтаксис»
Задание №1 Цель: обобщение сведений о главных и второстепенных членах предложения. Заполните таблицу-заготовку.
Члены предложения
Значение и вопрос, на который отвечают члены предложения
Часть речи
Примеры
Подлежащее
Называет то, о чем говорится в предложении
Кто? Что?
- Сущ-ое и местоимение в И. п.
- Инфинитив
- Неделимое словосочетание
- Числительное
Распустилась сирень.
Два - четное число.
Родину защищать - обязанность воина.
Я люблю манную кашу.
Дополнение
-
В каком разделе русского языка изучаются члены предложения? Почему?
-
Какими членами предложения вы дополнили таблицу?
-
Какие две группы членов предложения вы выделили в данной таблице?
-
Знание какого раздела русского языка вам потребовалось? Почему?
-
Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает дополнительные предметы или лица, встречающиеся в предложении. А как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Докажите свое мнение?
Задание №2 Цель: составление обобщенного алгоритма.
Записать предложения, определить члены предложения.
Вдруг плясавшую бабушку сорвало с места и закружило вихрем.
Липа - теневыносливое дерево.
В мешке дорожном есть две майки, мыло, порошок.
Как вы это сделали? Составьте алгоритм нахождения членов предложения.
Алгоритм разбора
-
Найти подлежащее (о ком? о чем? говорится в предложении)
-
Найти сказуемое (что говорится о подлежащем в предложении)
-
Найти второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему.
-
Найти второстепенные предложения, которые относятся к сказуемому.
-
Найти второстепенные члены предложения, которые относятся к второстепенным членам предложения.
вопрос
Второстепенные члены предложения подлежащее сказуемое
вопрос вопрос
второстепенные члены предложения второстепенные член предложения
Какие пунктуационные правила связаны с главными членами предложения? А какие с второстепенными?
Задание №3 Цель: учимся находить члены предложения, используя алгоритм.
Составьте предложение, выписав из каждого предложения соответствующий член предложения.
-
Желтый лист медленно опускается на землю - сказуемое
-
Я вышел во двор и почувствовал легкое дуновение ветра - определение
-
На лицо упала снежинка и растаяла - подлежащее
-
Осенью лес исхожен тропинками - дополнение, употребив его в качестве обстоятельства с предлогом.
Задание №4 Цель: преобразование языкового материала.
Составьте со словом ЛЮСТРА предложения так, чтобы в одном предложении оно было подлежащим, в другом - дополнением, в третьем - обстоятельством.
Задание №5 Цель: проверка сформированности обобщенного навыка нахождения членов предложения (проверочный диктант, взаимопроверка).
Запишите текст под диктовку, подчеркните все второстепенные члены предложения, проверьте друг у друга.
Поселилось однажды на небе одно обидчивое облачко. А утром выкатилось на небе солнце, улыбнулось, потянулось, расправило лучики и засияло во все стороны. Облако обиделось на солнышко, что оно опалило ему бочок. Оно копило в себе слезы и обиду и даже потемнело.
Когда облако проплывало над озером, то увидело в нем большую темную тучу и от обиды расплакалось. Туча плакала, пока не исчезла совсем, а на небе снова засияло светлое солнышко. Ведь солнце - это радость для всех.