Обобщающий урок по теме Имя числительное (6-й класс)

Тип урока: повторение и систематизация материала. Поставлены следующие учебные цели: знать морфологические признаки числительного, правила написания числительных; уметь производить морфологический разбор, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; отличать числительные от других частей речи с числовым значением. На уроке решаются воспитательные задачи: формирование социального опыта ( умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Повторение изученного по теме «Имя числительное». ( 1-ый урок по теме, рассчитанной на 2 часа).

Цель урока: знать морфологические признаки числительного, правила написания числительных; уметь производить морфологический разбор, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; отличать числительные от других частей речи с числовым значением, употреблять их в устной и письменной речи.

Тип урока: повторение и систематизация материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска Smart.

Ход урока

I. Оргмомент. Добрый день, ребята! Начать сегодняшний урок мы попросим ваших одноклассников, они приготовили вам загадки. Внимательно прослушайте и постарайтесь их все отгадать. Обратите внимание на то, что в каждой загадке встречается изученная нами часть речи. Какая?( Правильно: числительное).

1) Он стоит на трех ногах.

Ноги - в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (Рояль).

2) У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Двое чутких есть ушей.

Он - гроза для всех мышей. (Кот).

3) Семь ступенек, лесенка,

На ступеньках - песенка. (Ноты).

4) Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают мухам круг. (Паук).

5) Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста).

6) Рассыпался горох на шестьсот дорог.

Никто его не считает и не собирает. (Град).

7) Закопали в землю в мае.

И сто дней не вынимали.

Стали в августе копать,

Там их не одна, а пять. (Картофель).

II. Целеполагание. Теперь давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Вспомните, какие задания получил весь класс и каждая группа в отдельности: весь класс - ответить на вопросы, стр. 162-163; 1гр.- подготовить карточки с заданиями 2-х уровней сложности, индивидуальное задание 3-го уровня - консультант, уч-ся из 1-ой группы.

2 гр.- подобрать текст на темы «Здоровое питание» и « Из истории Олимпийских игр», в котором должны быть числительные.

3гр. - найти загадки, в которых употреблены числительные.

- Повторение изученного материала по теме « Имя числительное».

- Определимся с целями урока. Что вы должны знать и уметь?

(знать морфологические признаки числительного, правила написания числительных; уметь производить морфологический разбор, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; отличать числительные от других частей речи с числовым значением, употреблять их в устной и письменной речи).

III. Проверка домашнего задания. Как вы знаете теоретический материал изученной темы? Отвечаем на вопросы учебника. К доске вызываются два ученика из 2-ой группы, которые читают вопросы поочередно и дают ответы. Класс внимательно слушает, затем оценивает, комментируя степень подготовленности каждого.


  1. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.)

  2. На какие две группы делятся числительные? ( Количественные и порядковые)

  3. Чем отличаются простые числительные от составных? (Простые состоят из одного слова, составные - из двух и более слов)

  4. Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3-го склонения. (Пять, десять, двадцать; все количественные от пяти до тридцати).

  5. В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? (10, 20, 30 - склоняются как существительные 3-го склонения. 50-80, 200-400, 500-900 у таких сложных слов склоняются обе части).

  6. Как склоняются составные количественные числительные? ( У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит).

  7. Как склоняются порядковые числительные? ( Так же, как и прилагательные; в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово).

  8. В каких числительных пишется Ь в середине? ( В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900 после первого корня пишется Ь).

IV. Тренировочно - закрепительные упражнения. Отличие числительного от других частей речи с числовым значением.

1) Работа со всем классом, один ученик у интерактивной доски. Таблица из 4-х колонок. Распределите данные слова на четыре группы: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол.

Тройной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, двусторонний, сотня, сотка, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь), утроить.

Оценивается учениками, комментируется выполнение работы.

Физкультминутка. Видеозарядка.

2) Практическая работа. Работа в группах. Задания дифференцированные, их приготовили учащиеся 1-ой группы. ( Работает один консультант с 3-ей группой).

  1. Карточка для 3 группы (младшей)

Задание. Прочитайте текст, запишите в тетрадь, заменяя цифры словами. Укажите вид числительного по составу (простое или составное.)

  1. У речного рака 19 пар или 38 конечностей: на голове - 5, на груди-8 и на брюшке - 6 пар. 2) Разные рыбы во времена нереста откладывают различное количество икринок. Так, сазан выметывает 400-1500 тысяч икринок, кета -2-5 тысяч, судак - 300-900 тысяч, луна-рыба-до 300 миллионов.



  1. Карточка для 2 группы (средней).

Задание. Спишите текст, запишите числительные словами. Определите падеж числительных, укажите, каким членом предложения являются.

В одной чайной ложке содержится 9 граммов сахара, а в сливочном мороженом - 45-54 грамма. Энергетическая ценность 100 граммов сахара - 395 калорий, яблок - 52, квашеной капусты - 28, фисташек - 680, варёной колбасы - 203, шоколадных конфет - 460 калорий.


  1. Карточка для 1 группы (старшей). Готовил консультант.

Прочитайте текст, выпишите словосочетания с числительными, произведите морфологический разбор одного ( на выбор) числительного.

Число сокращений сердца зависит от возраста человека и его состояния. Чем моложе организм, тем чаще сердцебиение. У детей в возрасте до одного года сердце сокращается 120-140 раз в минуту, к 5 годам число сокращений уменьшается до 100, к 10 - до 90-95, к 20- до 65-70 ударов в минуту. После 55-60 лет количество сердцебиений вновь увеличивается и к 65-70 годам достигает 90-95 ударов в минуту.

- Какое задание вызвало у вас затруднение? Что для этого необходимо повторить?

V. Беседа о роли числительных в жизни человека.

- Как вы думаете, зачем в школе так подробно изучается числительное?
(Возможные ответы уч-ся. Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов - число - обозначают особым словом - числительным.
Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе), а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Или возьмем время. Ведь без него мы не можем обойтись, как говорится, ни минуты. Числительными обозначают всё: время, деньги, проценты, количество забитых голов в футболе и многое другое.)

- Какой вывод можно сделать из ваших ответов? ( Уметь правильно употреблять числительные важно как в письменной, так и в устной речи).

-Подумайте и назовите профессии, в которых нельзя обойтись без этой части речи. ( Экономист, бухгалтер, продавец, спортивный комментатор, учитель, строитель, архитектор, телеведущий).

- И этот список можно продолжать бесконечно. Представьте себе, что вы работаете на телевидении, ведете разные передачи, например: « Здоровье», « Из истории Олимпийских игр». Перед выходом в эфир вам необходимо познакомиться с текстом, выразительно прочитать его, не допустив ни одно ошибки.

VI. Учебно-ролевая игра « « Я телеведущий». Ребята 2-ой группы подготовили вам тексты, в которых вам встретятся числительные в различных падежных формах. 1-ой и 3-ей группам раздаются тексты, которые они все вместе читают, затем выбирают одного «ведущего». Для 2- ой гр. Текст подбирал учитель.

Текст для 1-ой группы. Передача « Здоровье»

Задание: о каком витамине идет речь в тексте?

Витамин _____ помогает сохранять здоровые зубы, кости, мышцы, кровеносные сосуды, способствует росту и возобновлению тканей, заживлению ран. Индейцы Южной Америки пользовались отваром, приготовленным из хвои сосны. Это предупреждало развитие цинги - заболевания, которое возникало от недостатка витамина ______. Узнав о таком средстве лечения, участники экспедиции, которые отправились в Ньюфаундленд из Европы в 1735 году, излечились от этого заболевания.

А вот еще один пример из истории: в одном плавании под руководством знаменитого английского путешественника Джеймса Кука, которое длилось с 1772 по 1775 годы, принимали участие два корабля. На первом судне, капитаном которого был сам Кук, находились большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. И во время длительного плавания ни один из членов экипажа не заболел цингой. На другом же судне, где в рацион моряка не включались овощи и фрукты, от нее страдала четверть команды.

В 1927-28 годах витамин _____ был найден в капустном и апельсиновом соках и в красном сладком перце, за что ученому В.В.Пашутину присуждена в 1937 году Нобелевская премия.

Текст для 3-ей группы « Из истории Олимпийских игр»

В Олимпии находился огромный гипподром, предназначенный для конных соревнований. Длина его была 730 метров, ширина-336 метров. Центральная часть гипподрома представляла собой великолепное мраморное сооружение. Неподалёку, в долине реки Алфей, среди холмов священного места Алтис, располагался большой мраморный олимпийский стадион. На его трибунах и на окружающих склонах размещалось около 50 тысяч зрителей. Спортивная дорожка, на которой проводились соревнования по бегу, была длиной в одну стадию-192, 27 метра и шириной 20 метров. Дорожка была посыпана песком.

Текст для 2-ой группы. (Подготовлен учителем).

В США, на родине фаст-фуда, за последние 20 лет число случаев клинического ожирения среди молодых американцев выросло в 3 раза. Сейчас, по данным американского Минздрава, 2-ой, 3-ей и, самой тяжелой, 4-ой степенью ожирения страдают 43 миллиона взрослых американцев или каждый седьмой житель страны. Причем речь не идет о первой степени ожирения, где вес тела превышает физиологическую норму до 30 процентов. Таковых еще 170 миллионов человек из 300-миллионного населения Соединенных Штатов. Каждый год от него умирают около 29 тысяч человек. Это вторая после курения причина смертности в США.
Россия, страна развивающегося фаст-фуда, в последние годы стала входить в десятку самых тучных стран. Согласно статистике приведенной в газете «РБК Daily», 26% россиян страдают ожирением, еще 25% - имеют избыточную массу тела.

- После подготовки в группах начинается эфир передач. Обращается внимание на правильность произношения ( орфоэпические нормы), используя словарь; согласование числительных с существительными.

- Как вы себя чувствовали в роли телеведущих? Что могли бы посоветовать одноклассникам, мечтающим связать свою жизнь с телевидением?

- Ребята, что интересного вы узнали из телепередач? Какая информация для вас был открытием?

VII. Проверочная работа. Разноуровневые тесты. Три уровня сложности. Учащимся раздаются по два варианта тестов, предлагается выбрать 1 из 2 предложенных: 1гр. и 2 гр.- высокий и повышенный , 3-её - базовый и повышенный. Этот мини-тест позволит нам сделать вывод, как вы усвоили материал по данной теме.

Тест №1 ( 1-ый уровень базовый)

1.Укажите имя числительное:

  1. Семь

  2. Семёрка

  3. Удвоить

2.Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1)В этом доме одиннадцать этажей

2) Пятёрка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой

2) цветной

3) десятый

4. Определите собирательное числительное:

1) шесть

2) шестеро

3) шестёрка

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет:

Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1)подлежащее

2) дополнение

3)обстоятельство

6.В каком ряду расположены количественные числительные:


  1. Сто, двести, семьсот

  2. девятый, трёхсотый, тысячный

Тест №2 ( 2-ой уровень повышенный)

1. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:

1) три

2) четыре

3) две

2. В составных количественных числительных склоняются:

1) все слова

2) только первое слово

3. В каких падежах в числительных от 11 до 19 на конце пишется И?

1) в Р., Д., П. падежах

2) в В., Д.. Т., П. падежах

4. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с НН?

1)15

2)13

3)11

4) 16

5)18

5. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) девятистам

2)шестиста

3) семистам

6. Найдите ошибку в сочетании числительных ОБА- ОБЕ:

1) обеими подругами

2) обеими окнами

Тест №3 ( 3-ей уровень высокий)

1.Какие количественные числительные склоняются как существительные 3-го склонения?

1) от 5 до 30

2) от 5 до 40

3)от 5 до 100

2. Запишите правильно предложение, вставив нужные буквы:

Если к сем…ста… прибавить сто пят..деся… четыре, то получится сем..сот пят...десят… четыре.

1)-и-м-ь, то -ь-ь

2) -ью-ь-ь, то -и-ь

3. Найдите ошибку в разборе имени числительного по составу:

1) пят-ер-о

2) тр-о(й)-э

3) семе-ро

4. Составьте правильно словосочетание перед 10( январь):

1) перед десятым января

2) перед десятым январём

5. Выберите правильное написание:

1) к празднику 8 Марта

2) к празднику 8 марта

6. Как правильно записать числительное:

1) с пятьюстами рублями

2) с пятистами рублями

3) с пятистами рублей

Работы вкладываются в тетрадь и сдаются на проверку учителю. Этот мини-тест позволяет нам сделать вывод, что в основном вы тему усвоили хорошо. На следующем уроке мы продолжим работать по теме: « Имя числительное ».

VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомни как можно точнее тему урока.

- Какая цель стояла перед тобой на уроке? Как вы считаете, достигли вы её?

- Интересно ли вам было на уроке? Какой вид работы понравился? Какой вызвал затруднение?

-Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?

-В каких жизненных ситуациях можно воспользоваться школьными знаниями по данной теме?

- Какую роль можно отвести числительным в русском языке?

Послушаем стихотворение П. Чеснокова о числительном. ( Читает подготовленный ученик)

Порядок и количество!

Всегда, везде, во всем;

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.

-Спасибо всем за работу на уроке. Вы были внимательны друг к другу, не оставляли одноклассников без помощи. На следующем уроке мы продолжим эту тему, но уже на творческом уровне. Домашнее задание на выбор.

1) Подготовить презентацию « Из истории числительных».

2) Составить диалоги с последующим инсценированием в классе на любую тему.

3) Подобрать пословицы и поговорки с числительными.

4) Подготовить материал из жизни животных для рубрики «Знаете ли вы?» с использованием числительных.

Для данного урока были выбраны две технологии: технология дифференцированного обучения и игровая. Класс (6б), в котором проводилось занятие, состоит из 18 человек, где уровень развития детей разный: есть сильные учащиеся, средние и слабоуспевающие. Чтобы добиться результата, нужна мотивация для каждого ребёнка, и здесь приходит на помощь учителю технология дифференцированного обучения, основной задачей которой является вовлечение в работу каждого ученика, помощь «слабому», развитие способности «сильных». Эта технология позволила продифференцировать выбор заданий для домашней работы, виды работ на уроке, дозировать их количество для каждой группы, предоставить учащимся свободный выбор при самостоятельной работе. Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Именно эти формы эффективны на уроке повторения, с их помощью можно проверить и знание теоретического материала, и навыки самостоятельной работы, и умение работать в группе, приобретая опыт социализации.

Игровая технология интересна тем, что создаёт эмоциональный подъём, обеспечивает высокую мотивацию, ориентирует на достижение определённой цели, повышает интерес к предмету, включает внимание, способствуют формированию коммуникативной компетенции учащегося. Для урока была выбрана учебно-ролевая игра, которая определяется возрастными особенностями 12-летних учащихся.

Используемая литература:

  1. Учебник русского языка для 6 класса для общеобразовательных учреждений, 31издание, авторов: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова и др. Москва, « Просвещение» 2009 год.

  2. Проверьте свои знания: Энциклопедия. В 10 т./Составитель Вадченко Н.Л.-Д.: Сталкер.1996.-448с.-Т.3

  3. Проверьте свои знания: Энциклопедия. В 10 т./Составитель Вадченко Н.Л.-Д.: Сталкер.1996.-448с.-Т.2

  4. Тесты по русскому языку.Р.П. Козлова,Н.В. Чеснокова 5-7 классы, Москва, « Вако». 2009 год

  5. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка 5-7 классы. Занимательные и дидактические материалы. Автор-составитель С.А. Брагина, Волгоград, « Учитель»





© 2010-2022