Технологическая карта по русскому языку Выделение причастного оборота запятыми (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка (7 класс, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова)

Учитель Ольга Александровна Агафонова

ОУ: ГБОУ школа №310

Тема урока: Выделение причастного оборота запятыми;

Тип урока: Изучение нового материала;

Цель урока: формирование умения определять границы причастного оборота.

- Развить навыки работы с текстом: определять тему, идею, проблематику;

- развить умения мыследеятельности: выделять главное, логическое мышление, память, внимание, воображение;

Технология урока: проблемно-диагностическая, педагогика сотрудничества.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Предметные связи: закрепление понятия о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, знакомство с графическим обозначением причастного оборота в предложении.

Метапредметные связи: умение самостоятельно определять цели своего обучения; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в связи с задачей коммуникации.

Задачи:

Предметные:

- определить отличительные признаки причастного оборота, уметь определять границы причастного оборота;

- дать и закрепить понятие лингвистических терминов: причастие, причастный оборот;

- уметь делать анализ текста;

- уметь составлять собственное речевое высказывание;

- уметь излагать собственную точку зрения.

Метапредметные: уметь находить общее решение, организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение.

Результаты:

Предметные:

- понимать, что такое причастный оборот, знать, как он выделяется на письме;

- определять границы причастного оборота в предложении;

- показать роль причастного оборота в речи;

Межпредметные:

Регулятивные

- осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;

- осуществлять самопроверку;

Познавательные

- анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждения по образцу;

Коммуникативные:

- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

Личностные:

- осуществлять целепологание;

- стремиться к личностному самоопределению;

- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм…

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления;

- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивать умение мыслить самостоятельно;

- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные

- способствовать воспитанию культуры общения;

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действий

  1. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Беседа.

На слайде 2 - загадка:

Определите, о чем эта загадка?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности.

Дата, классная работа.

Ребята отгадывают загадку, настраиваются на урок.

Личностные: действие смыслообразования;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения.

Учитель дает задание:

- Вспомним отрывки из стихотворений А. С. Пушкина и Б. Пастернака (текст будет на слайде 3).

Найдите в словосочетаниях с причастиями главное слово:

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.

(А. С. Пушкин "Узник")

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

- вспоминаем, что мы уже знаем о причастиях (устный опрос).

Признаки каких частей речи заложены в причастиях?

На какие вопросы отвечают причастия?


Беседа, проверочная работа.

Как отличить причастие от прилагательного? (слайд 4).

Практическая работа по группам.

Распределите слова по группам.

1 группа выписывает прилагательные, 2 группа - причастия. (слайд 5)

Вспоминаем, что такое причастный оборот (устный опрос).





Наблюдаем и делаем выводы

Слайды 7, 8

- В каких случаях мы выделяем причастный оборот запятыми.

- Почему в одном случае запятая ставится?

- Всегда ли причастный оборот выделяется в предложении запятыми?

Наблюдаем и делаем выводы

Слайды 7, 8

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в диалоге с учителем.



Записи в тетради, объясняют выбор главного слова в словосочетаниях с причастиями.



Дают определение причастия.

Рассуждают, отвечают на вопросы.


Выполняют работу, объясняя выбор.

Самопроверка. (слайд 6)

Дают определение причастному обороту.

Причастный оборот состоит из причастия и зависимых от него слов.

В предложении у причастия могут быть зависимые слова, которые его поясняют. Тогда мы говорим о такой синтаксической конструкции, как причастный оборот.

Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами.

Как правило, чаще всего он является одним членом предложения, определением, и подчеркивается волнистой линией.



Фиксирование затруднения

- Формулируют тему урока -

(Запятой отделен причастный оборот, стоит после определяемого слова)

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, устанавливают причинно-следственные связи, классифицируют, делают выводы.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, задают вопросы с целью получения необходимой информации.

3. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Подводит к цели учебной деятельности учащихся, которые формулируют её сами.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Ставят цели.

- Научиться правильно выделять причастный оборот запятыми.

- Познакомиться с графическим выделением причастного оборота.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание, планируют необходимые действия;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (изучение нового материала).

-Запишите под диктовку предложения, графически выделите причастные обороты.

Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.

Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

Сравните, в каком случае мы выделяем причастный оборот запятыми.

Слайд для самопроверки 9, 10

Задание для класса.

Найдите причастные обороты и составьте с ними по два предложения (выделяя причастный оборот запятой и не выделяя):

1) спеющая рожь;

2) лаявшая на людей;

3) расчищенная от снега;

4) читающий мальчик;

5) развевающиеся знамена;

6) очарованный музыкой.

Для каждого предложения выстраивается схема и проверяется с эталоном.

Принимают участие в работе. Высказывают предположения и обосновывают свою точку зрения.

Если есть верное, акцентируем на том, что мы должны убедиться в этом опытным путем (наблюдение, сопоставление, выводы).


Находят причастия, составляют предложения, делают вывод, формулируют правило. Графически выделяют причастный оборот.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: осознают правило контроля, используют его в решении учебной задачи.

Логические: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

4. Первичное закрепление.

- Предлагает задание для самостоятельной работы по вариантам.

Слайд 12

Распределите словосочетания по группам:

1 группа - причастие + существительное*;

2 группа - причастие* + существительное;

Разбросанные ребёнком, растаявшие льдины, освещённая луной, напуганная стуком, рассказанный стариком, в написанных словах, дремлющий океан, прочитавшего книгу, обнаруженный противник, обнаруженный противником.

Коллективная проверка.

Выполняют задание под руководством учителя, распределяют, строят высказывание.




Сверяют свой выбор, формулируют вывод.

Каким членом предложения является причастный оборот.

Слайд 13.

Познавательные: операции анализа, синтеза, делают обобщения и вывод.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.

5. Этап продуктивного использования полученных знаний.

Работа с карточками и проектором.

Упражнения на получения навыков к подготовке к ГИА.

Ребятам раздается текст с заданиями. Надо найти предложения с обособленным определением.

Слайды 14, 15

1. Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада.


  1. Среди предложений 32 - 36 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(32)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (33) Один из его друзей и соратников, удивлённый ликованием Королёва, спросил как-то раз:

(34) - Сергей Павлович, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал Гагарин?

(35) - Ничуть! - горячо откликнулся Королёв. (36) - Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт Гагарина.

Самостоятельная/групповая

В тексте на карточках, учитель дублирует на доске.

- Записывают выбранное предложение в тетради

- Выделяют причастный оборот

- В карточке записывают номер предложения.

- Осуществляют самопроверку.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Чему вы сегодня учились на уроке?

Беседа по вопросам.

Что называется причастным оборотом?

Каким членом предложения он является?

Как выделяется причастный оборот в устной речи и на письме?

Заполнение листа самооценки.

Всё ли удалось выполнить? Пополнились ли ваши знания и умения?

Оцените результаты своей работы на уроке по критериям.

! - мне все понятно, я все усвоил;

? - я понял, но мне надо еще потренироваться;

- я ничего не понял;

(Запишите на полях букву.)

- отличаю причастие от прилагательного;

- нахожу причастный оборот в тексте;

- выделяю графически и запятыми причастный оборот

Личностные: смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Домашнее задание.

Инструктирует учащихся

  1. Найти из учебника по литературному чтению по 5 предложений с причастным оборотом, переписать в тетрадь

ИЛИ

  1. Описать окрестности своего города, используя причастия и причастные обороты

ИЛИ

  1. Упр. 88, стр. 39, п. 14

Анализируют и выявляют степень готовности.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности;

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.


© 2010-2022