Дидактический материал Упражнения для закрепления правописания корней -лаг-, -лож-5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения для закрепления правописания корней -лаг-, -лож-

( материал для использования на уроках закрепления в 5 классе)

Автор-составитель : Гаврилова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ»

Упражнения на осмысление полученной информации, развивающие такие качества мышления, как самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, продуманного.

Задание 1.

Назовите словосочетание, укажите гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (помощь), положительная (характеристика), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (написать) изложение, (увеличить) слагаемое, (высказать) предположение, (найти) прилагательное, (произвести) сложение.

Задание 2.

Запишите слова в строчку через запятую, найдите среди них слова с изучаемой орфограммой и выделите ее.

Положение, разбег, сделать, прилагательное, изложение, раздвинуть, полагать, упражнение, предложить, приложить.

Задание 3.

Запишите правильно слова, рассуждая: «Пиши букву о, потому что корень - лож -; пиши букву а, потому что корень - лаг-».

Расп..ложение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, напишешь изл..жение, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное.

Упражнения на прочное запоминание материала.

Задание 1.

Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

  1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

  2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

  3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

  4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

  5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

  6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 2.

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно - ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать - сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться - ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении - ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать - ______ руки. (Сложить)

Задание 3.

Графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием а - о.

Изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; написать изл..жение; сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гать у дома.

Упражнения на применение полученных знаний, умений и навыков.

Задание 1.

Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. Примеры: Сложение; прилагательное, предложение.

Задание 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными.

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Нужно изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл..гаемых сумма не меняется. 6. Предпол..жения не оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. Прил..жение - это особый вид грамматического определения. 10. На юного музыканта возл..гали большие надежды.

Задание 3.

«Проверяю себя» Спишите, вставляя нужные буквы:

Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника.

Задание 4.

Объясните графически написание букв в корне.

Прил..гать усилия

Сл..жить вещи

Отл..жить поездку

Безотл..гательное дело

Зал..жить фундамент

Прил..жить к ране

Трудное пол..жение

Упражнение для различения корней лож-лаг с похожими корнями по написанию, но различными по значению.

Прочитай теорию.

Корень лож-лаг нельзя путать с корнями, близкими по звучанию, но имеющими другое значение. Смотри: ложное известие, солгал, лживый. Г и ж чередуются, а о выпадает. Лог- входит как составная часть в сложные слова с иноязычным корнем; например, психология( психо- душа, логос- слово, наука) - наука о душевной жизни, о мышлении, о чувствах; геология

(ге- земля) - наука о земле; метеорология- наука об атмосферных явлениях,

о погоде.

Упражнение 1

Здесь написаны слова с корнями лож- лаг(6 слов), лад (5 слов), слад(3 слова) и 4 сложных слова с лог-. Сгруппируй их и запиши в 4 столбика.

Геолог, излагать, ладный, наладить, наслаждение, невропатолог, налаживать,

прилагательное, приложение, подлаживаться, подлог, ревматолог, слагаемое, сладкий, сладостный, слаженный, сложение, зоология

Использованные источники:

doc4web.ru

«О трудном в орфографии и пунктуации» И.Н. Рейнке, В.И. Шапкин

Пособие для учащихся, Просвещение, Ленинград,1971г.

© 2010-2022