Урок русского языка Имена существительные, имеющие форму только множественного числа (5кл.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЯКСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА











Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок русского языка в 5 классе





Выполнила: Горб Н.А., учитель русского языка и литературы









Маячное, 2008

Конспект урока

Компетенции

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цели:

  1. Познакомить учащихся с грамматической категорией числа существительных.

  2. Формировать умение находить существительные, имеющие только форму множественного числа.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

1.Фронтальный опрос (Слайд №2).

-Какой раздел науки о языке мы изучаем?

-Что изучает морфология?

-Какую часть речи мы изучаем?

-Что мы знаем о существительном?

2. Проверка домашнего задания (Слайд №3).

Подобрать подходящие по смыслу прилагательные к данным существительным.

  • Рельс

  • Тюль

  • Шампунь

  • Мышь

  • Рояль

  • Туфля

  • Картофель

  • Повидло

3.Объяснение нового материала.

А) Словарная работа.

-Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым словом

МАКАРОНЫ

(греч.) macaria-счастье, благодать

Итальянцы именовали так любимое блюдо. Макар- счастливый; есть это блюдо доставляло удовольствие, счастье.

-Давайте составим словосочетания со словом макароны.

-Определите род у слова макароны? (Слайд №4)

-Почему нельзя определить род?

Б) Записываем тему урока:

Существительные, которые имеют только форму множественного числа.

-У меня на рисунках (Слайд №5)

Одни - часы и

Двое - тоже часы,

т.е. это существительное, которое не имеет разных форм для единственного и множественного числа.

В) Читаем учебник с.195 упр.507 и дополняем картинки.

  • Названия орудий труда, инструментов.

(Слайд №6)

  • Названия игр.

(Слайд №7)

  • Названия веществ.

(Слайд №8)

  • Географические названия.

(Слайд №9)

  • Отрезки времени.

(Слайд №10)

4.Закрепление нового материала.

А) По лексическому значению узнать слово.

(Слайд №11)


Лексическое значение

слово

Сельскохозяйственное орудие для собирания листвы

грабли

Прибор для взвешивания

весы

Настольная игра

шахматы

24 часа

сутки

Длительный перерыв в занятиях

каникулы

Б) Отгадай загадки:

  • Сперва с горы летишь на них, а позже в гору тянешь их. (Санки)

  • Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело, а если их собьют, они опять встают. (Городки)

  • На лесенке-стремянке развешаны баранки, щёлк, щёлк, пять да пять- так мы учимся считать. (Счеты)

  • Кто, ответь мне на вопрос, верхом взбирается на нос? (Очки)

  • Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

  • Два братца, одно сердце. (Ножницы)

В) Отгадай кроссворд (Слайд №12)


1


2





3




4




5




6



7




8




9



10




11




Отгадай ключевое слово по вертикали, заполнив слова по горизонтали:

  1. Ими награждают артиста.

  2. Ручное орудие крестьянина для складывания сена.

  3. Их открывают, когда въезжают во двор.

  4. «Готовь….летом, а телегу зимой.

  5. Мужская одежда, которую носят и женщины.

  6. Держатся за уши и висят на носу.

  7. Без них ничего не купишь.

  8. Ароматная жидкость для женщин.

  9. Орудие труда, на которое опасно наступать.

  10. «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.

  11. «Бегут по дорожке дощечки да ножки».

(Ответы: аплодисменты, вилы, ворота, сани, брюки, очки, деньги, духи, грабли, ножницы, лыжи).

(Слайд №13)

5.Домашнее задание: составить кроссворд, карту с географическими названиями, которые имеют форму только множественного числа.











Компетентность разрешения проблем






Информационная компетентность (отбор необходимой информации)


Учебно-познавательная компетенция (познавательная деятельность)



Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе)








Коммуникативная компетенция (письменная коммуникация)


© 2010-2022